* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;}

Тема «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности ребенка в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Отсутствие речевой деятельности перестраивает все поведение ребенка.

Достоверных статистических сведений о распространенности тяжелых речевых нарушений в раннем детском возрасте нет. Однако все чаще встречаются безречевые, неговорящие детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от причин и механизмов речевого нарушения.

Наиболее часто в группе неговорящих детей встречаются дети с задержкой речевого развития и алалией, именно об этих речевых нарушениях пойдет речь.

Комплексная система работы при алалии и временной задержке речевого развития на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней. Технологиям решения этих задач посвящено мое выступление.

Почему мой ребенок не говорит?

Этот вопрос мы слышим все чаще!

Как правило, в этом вопросе заключается два:

«

Кто виноват или как так вышло?

»

«

Какое нарушение у ребенка?

».

Принято выделять две основные группы причин речевых нарушений:

биологические

социальные.

В большинстве случаев к отсутствию речи приводят биологические причины, либо их сочетание с социальными.

Наиболее частые особенности течения внутриутробного и родового периодов, встречающихся в истории детей:

внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия.

не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;

родовые травмы;

осложнения на ревакцинацию АКДС.

Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее определить что с этим делать?

Гораздо важнее установления причины определение механизма, сути, типа нарушения речи.

Давайте вспомним нормы речевого развития.

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «нормы» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный ритм развития, зависящий как от биологических предпосылок, так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребенка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей.

К сожалению, сейчас нормы речевого развития изменяются. Если раньше двухгодовалый ребенок говорил предложениями, повторял все за взрослыми, то теперь это является скорее исключением, нежели нормой.

Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.

В головном мозге существуют, так называемые, речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, 2008). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.

У большинства неговорящих детей с алалией имеются органические или функциональные нарушения ЦНС.

Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие, ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития:

речевые (алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные (ранний детский аутизм), нарушения слуха и интеллекта, комплексные (сочетанные) нарушения в развитии и др.

Для детей с алалией характерно нарушение формирования всех сторон речи: лексической, морфологической, синтаксической и фонематической, в частности:

Отсутствие или резкое снижение мотива речевой деятельности, мотива к общению, речевая инактивность.

Речевой негативизм психологически немотивированное нежелание говорить, даже при наличии возможности. Это выражается в немотивированном отказе от какой-либо деятельности (особенно с вербальным наполнением), избегании контакта.

Нарушения целенаправленности и концентрации внимания.

Низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей, недостаточная осознанность и доказательность мышления. Недостаточность целостности и константности зрительного и слухового восприятия.

Для личности неговорящего ребенка характерны: некоторая заторможенность или наоборот возбудимость; повышенная сенситивность (плаксивость, обидчивость, нерешительность).

Отсутствие навыка формирования программы высказывания, зачастую и программы других видов активной деятельности.

Самостоятельные короткие высказывания появляются только в ситуациях повышенной эмоциональности, причем вербализуется субъективно ценный элемент внутренней речи. Эти высказывания всегда предикативны по своей психологической и лингвистической структуре.

Отсутствие (недостаточность) критического отношения к собственной речевой деятельности или наоборот осознание речевой неполноценности и замкнутость.

Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений (кинетическая апраксия) для воспроизведения слога, слова, предложения, т. е. для неговорящих детей свойственно нарушение синтагматической организации речевого потока, нарушение динамической линейной последовательности структуры слова и предложения.

Трудности воспроизведения артикуляционной поз (кинестетическая апраксия) самостоятельно или репродуктивно.

- Нейродинамические нарушения: нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, быстрое возникновение запредельного торможения.

Нарушения формирования звуковых образов слов (при возможности произносить звуки изолированно, спонтанно в составе слогов, эти возможности не реализуются при подражании и, особенно, в произвольной речи на языковом знаковом уровне).

Нарушения слоговой структуры слова: замена и пропуск слога. Трудности в усвоении слогового состава слова тесно связаны с ограниченным словарем и на оборот.

Особенности лексической стороны речи: нестойкость чувственных концептов (образов) слов; расширение значения лексемы: одно и то же слово может трактоваться по-разному в зависимости от ситуации, значение слова понятно окружающим лишь в конкретной ситуации, при подкреплении слова жестами; эхолаличные повторы слов на фоне эмоционального подъема с сохранением звукового и интонационного облика слова; смешение элементов двух и более слов (контаминации); трудности актуализации слов.

Активный словарь может быть представлен следующими группами лексических средств: звукоподражаниями, звуковыми комплексами, квазисловами (звуковые элементы, образованные самим ребенком вне соответствия с нормами языка), слов лепетного происхождения (мама, папа, няня), звуковыми жестами и небольшим количеством простых общеупотребительных слов.

Небольшой запас слов, имеющийся у детей отражает главным образом непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления.

Дети не могут выразить в экспрессивной речи даже правильно воспринимаемые ими

явления, что обусловлено недостатками операций поиска слов и других операций, входящих в процесс порождения речи, что подтверждается заменами более простых и частотных слов относительно сложными по значению и менее частотными.

Одним из труднопреодолимых нарушений в лексической стороне речи является нарушенная способность актуализации, которая проявляется при сохранной понятийной стороне мышления. Нарушения актуализации слов не объясняются артикуляторными трудностями, слоговой сложностью слов, сложностью выражаемых ими значений, частотой встречаемости. Затруднения в актуализации слов приводят к употреблению их не по назначению, либо необходимые слова пропускаются, что отрицательно влияет на семантические характеристики высказываний.

Стойкий морфологический и синтаксический аграмматизм: на первом уровне речевого развития у детей отсутствуют грамматические формы, многие также не понимают их значений. в дальнейшем, при повышении уровня речевого развития отмечается неправильное использование грамматических форм, ошибки в построении предложений.

На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.

Современные логопедические технологии:

информационно-коммуникационные технологии;

дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);

инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т. п.;

педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапии, хромотерапии, библиотерапии и т. п.;

здоровьесберегающие технологии (гипокситерапия, организации питания, режима дня и др.) и т. п.;

смешанные технологии традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики Р. Штайнера и М.Монтессори, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.;

организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, например дистанционная поддержка.

Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу примитивного).

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми

(1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе.

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию эхолалии).

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Основными принципами логопедической работы

Принцип системности и комплексности

Систематичность проведения занятий

Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую)

Экспрессия педагога

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и логопеда

Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.

Использование элементов соревнования

Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка.

Использование визуализированной системы поощрения ребенка

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда.

Принцип стимуляции процесса естественного развития ребенка

Организация режима дня ребенка, ритмизация любой его деятельности

На современном этапе развития логопедии актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие неговорящих детей. Мы выделяем основные и дополнительные направления коррекционной работы с неговорящими детьми, исходя из определенных нами задач формирования компонентов речевой деятельности, а также других видов деятельности, связанных с речевой (игровой, предпосылок к учебной, с одной стороны; перцептивной, мнестической, мыслительной и т. п. с другой).

К основным направлениям логопедической работы по формирования речевой деятельности относятся формирование:

коммуникативной и обобщающей функций речи;

планирующей и регулирующей функций речи;

артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

звукослоговой структуры слова;

внутреннего и внешнего лексикона;

начальных навыков грамматического оформления высказывания;

внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 23 слов).

К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, мы отнесли совершенствование:

моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;

перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия;

пространственно-временных представлений;

разных видов и операций мышления;

развитие всех видов внимания;

обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению;

коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь преодоление негативизма;

совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной;

нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей;

воспитание активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Реализация задач и принципов логопедической работы с безречевыми детьми происхо-

дит в процессе использования следующих средств:

игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;

игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректи-

ровать поведение детей, воздействовать на эмоциональноличностную сферу;

самостоятельной игровой деятельности;

игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотива-

ционнопобудительного до исполнительного);

особым образом организованной коррекционно развивающей среды;

организованным семейным воспитанием детей.