Тематическое выступление на родительском собрании
«Подросток и компьютер. Опасная грань»
Разработала социальный педагог МБОУ СОШ №34
Доценко В.С.
Многие конфликтные ситуации школьного возраста – идентификация себя с определёнными типами людей, страх отвержения, выбор личностного сценария – подростку удаётся решить при помощи компьютерной игры или интернет-активности. Опыт наблюдения и лечения подростков с ПК и интернет-зависимостями, который имеется у сотрудников государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Росздрава Н. Вострокнутова и Л. Перегожина показал, что онлайн-коммуникация имеет деперсонифицирующий эффект, т.е. даёт возможность ребёнку присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него, оставаться незамеченным. Такая коммуникация в режиме реального времени позволяет менять имена и роли, создавать разные виртуальные образы.
У ребёнка возникает потребность в такого рода самореализации, что очень часто приводит к зависимости. В результате подросток с зависимостью от ПК-игр и онлайн общением с друзьями по сети становится проблемным ребёнком для семьи. Бесцельное времяпровождение вызывает озабоченность у родителей. Сам же подросток, как правило, убеждён, что никакой зависимости у него нет. Веские аргументы об увеличении времени на игру, о смене настроения вне игры, вплоть до скуки и пустоты, постоянное желание бросить всё и вновь начать играть, почти полная утрата интересов к семейной и школьной жизни, снижение учебной успеваемости – всё это не имеет для него определяющего значения.
Спектр социально-психологических отклонений в значимых для ребёнка сферах жизнедеятельности и основные расстройства возрастного психического развития.
Семья
отклонения в семейных взаимоотношениях;
материнская депрессия;
излишняя тревожность родителей;
неопределённость родительских требований;
постоянные внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребёнка;
противопоставление родительских и семейных ценностей ценностям ребёнка.
Школа
учебная не
у
спешность и конфликты с учителями;
частая смена школ в связи с конфликтными ситуациями;
неприятие одноклассников;
экстернатное обучение.
Межличностные отношения
отвержение сверстниками;
привлекательность и давление субкультуры ПК-игр и онлайн- общения;
вовлеченность в виртуальное сообщество с принятием его ценностей, языка, отличительных знаков.
У таких подростков имеются отдельные характерные признаки психических расстройств:
появление задержанного развития;
личностный инфантилизм;
расстройства привязанности;
синдром дефицита внимания и гиперактивности;
аддиктивное поведение;
расстройства научения, определяющие своеобразие интеллектуального развития (дислексические проблемы при хороших компьютерных навыках).
Признаки зависимости с характерными особенностями психического состояния:
поглощенность общения с друзьями по сети;
сверхценное отношение к ПК-играм;
изменение эмоциональности подростка. Возникновение восхищения, радости, досады в игровом пространстве и утрата чувств удовольствия, любознательности вне игровой ситуации;
снижение познавательной активности и мотивации в ситуациях, не связанных с компьютерными играми;
избирательные расстройства научения (проблемы дислексии, пространственной ориентировки);
инфантилизм, как личностная незрелость;
расстройства сна, боли и напряжение в мышцах.
Основные признаки интернет-зависимости:
чрезмерное, ничем не мотивированное злоупотребление временем работы в сети, не связанное с профессиональной, научной или иной созидательной деятельностью;
использование Интернета как преобладающего средства общения;
создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далёких от реальных характеристик;
влечение к интернет-играм и создание вредоносных программ (без ка- кой-либо цели);
субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети.
Все эти признаки ПК-зависимости могут сочетаться с серьёзными патологическими расстройствами личности, которые определяют устойчивость аддикции. При условии обнаружения родителями ребёнка подобных симптомов, необходимо обратиться к специалисту.
«Влияние компьютера на здоровье ребёнка»
Подавляюще большинство современных детей и подростков активно вовлечено в мир компьютерных технологий. Без умения пользоваться данными технологиями ребёнок не сможет состояться, не сможет достичь определённого положения в современном мире.
Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, интернет-сайты). Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребёнка целиком, и он становиться зависимым.
ПАМЯТКА для родителей
Основные признаки компьютерной зависимости и рекомендации для родителей
Увлеченность на стадии освоения
Признаки:
Долгое сидение у компьютера.
Высокая концентрация внимания
Эмоциональное возбуждение во
время и после игры.
Что необходимо предпринимать родителям:
Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени, которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).
Предложить ребёнку что-то более интересное.
Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).
Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.
Состояние возможной зависимости
Признаки:
Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3-х часов в день.
Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.
Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.
Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).
Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.
Что необходимо предпринимать родителям:
Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).
Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.
Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.
Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.
Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.
Выраженная зависимость
Признаки:
Ребёнок не контролирует себя.
Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).
Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.
Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.
Что необходимо предпринимать родителям:
Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.
Значение игры в жизни ребёнка
Игры нужны детям как воздух, и школьникам тоже. В игре формируется не только активный, жизнеутверждающий, эмоциональный настрой, но и умения принимать решения в непредсказуемых, каждый раз меняющихся ситуациях, где взаимодействуют несколько человек. У ребёнка развивается способность соблюдать и принимать различные «роли», что обеспечивает гибкость в общении, лучше понимать собеседника, его чувства и переживания, развивается умение следовать общепринятым нормам и правилам. В итоге, поведение становится более уверенным, непосредственным и гибким, что позволяет ребёнку избегать ненужных конфликтов и напряжений. Игра с детьми весьма эффективна с 5 до 10 лет.
Иначе дело складывается, если родители не только не играют с детьми, но и вообще не допускают в отношении с ними открытости, откровенности, непосредственности – только запреты, строгости и наказания по любому по- воду. Ребёнок привыкает делать всё исподтишка, а то и озлобляется, становиться недружелюбным и агрессивным, восполняет в играх со сверстниками то, что запрещают дома. И «вредность» ребёнка не уменьшается, а увеличивается, перерастая в подростковом возрасте в открытую враждебность к окружающим.
Есть у современных детей ещё один вид проведения досуга – компьютерные игры и интернет-чаты. Ребёнок с удовольствием окунается в виртуальный мир, который гораздо ярче и красочнее реального. Родители нередко разделяют и поощряют новое увлечение своих детей, не замечая, как их дети всё больше и больше становятся зависимыми от виртуальной реальности, отдавая предпочтение экранным героям, а не настоящему, живому общению с друзьями. Дети начинают вести себя как настоящие наркоманы. Оставаясь один на один с компьютерным героем, ребёнок останавливается на стадии манипуляции с объектами. В дальнейшем принцип манипулятивного общения он использует и в ситуациях реального общения с окружающими.
Психологи единодушно считают, что не нужно лишать ребёнка компьютерных игр вообще. Запреты не решат проблемы. Необходимо разумное сочетание: грамотный подбор компьютерных игр, соответствующих возрасту ребёнка и обязательное присутствие в его жизни настоящих, реальных, интересных, подвижных игр со сверстниками. Подвижных игр должно быть больше.
Главное не в том, строги родители или снисходительны, а в том, насколько они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы. Это и есть обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, их умение сопереживание и сочувствие.