Тематическое выступление на родительском собрании

«Подросток и компьютер. Опасная грань»

Разработала социальный педагог МБОУ СОШ №34

Доценко В.С.

Многие конфликтные ситуации школьного возраста – идентификация себя с определёнными типами людей, страх отвержения, выбор личностного сценария – подростку удаётся решить при помощи компьютерной игры или интернет-активности. Опыт наблюдения и лечения подростков с ПК и интернет-зависимостями, который имеется у сотрудников государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Росздрава Н. Вострокнутова и Л. Перегожина показал, что онлайн-коммуникация имеет деперсонифицирующий эффект, т.е. даёт возможность ребёнку присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него, оставаться незамеченным. Такая коммуникация в режиме реального времени позволяет менять имена и роли, создавать разные виртуальные образы.

У ребёнка возникает потребность в такого рода самореализации, что очень часто приводит к зависимости. В результате подросток с зависимостью от ПК-игр и онлайн общением с друзьями по сети становится проблемным ребёнком для семьи. Бесцельное времяпровождение вызывает озабоченность у родителей. Сам же подросток, как правило, убеждён, что никакой зависимости у него нет. Веские аргументы об увеличении времени на игру, о смене настроения вне игры, вплоть до скуки и пустоты, постоянное желание бросить всё и вновь начать играть, почти полная утрата интересов к семейной и школьной жизни, снижение учебной успеваемости – всё это не имеет для него определяющего значения.

Спектр социально-психологических отклонений в значимых для ребёнка сферах жизнедеятельности и основные расстройства возрастного психического развития.

Семья

отклонения в семейных взаимоотношениях;

материнская депрессия;

излишняя тревожность родителей;

неопределённость родительских требований;

постоянные внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребёнка;

противопоставление родительских и семейных ценностей ценностям ребёнка.

Школа

учебная не

у

спешность и конфликты с учителями;

частая смена школ в связи с конфликтными ситуациями;

неприятие одноклассников;

экстернатное обучение.

Межличностные отношения

отвержение сверстниками;

привлекательность и давление субкультуры ПК-игр и онлайн- общения;

вовлеченность в виртуальное сообщество с принятием его ценностей, языка, отличительных знаков.

У таких подростков имеются отдельные характерные признаки психических расстройств:

появление задержанного развития;

личностный инфантилизм;

расстройства привязанности;

синдром дефицита внимания и гиперактивности;

аддиктивное поведение;

расстройства научения, определяющие своеобразие интеллектуального развития (дислексические проблемы при хороших компьютерных навыках).

Признаки зависимости с характерными особенностями психического состояния:

поглощенность общения с друзьями по сети;

сверхценное отношение к ПК-играм;

изменение эмоциональности подростка. Возникновение восхищения, радости, досады в игровом пространстве и утрата чувств удовольствия, любознательности вне игровой ситуации;

снижение познавательной активности и мотивации в ситуациях, не связанных с компьютерными играми;

избирательные расстройства научения (проблемы дислексии, пространственной ориентировки);

инфантилизм, как личностная незрелость;

расстройства сна, боли и напряжение в мышцах.

Основные признаки интернет-зависимости:

чрезмерное, ничем не мотивированное злоупотребление временем работы в сети, не связанное с профессиональной, научной или иной созидательной деятельностью;

использование Интернета как преобладающего средства общения;

создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далёких от реальных характеристик;

влечение к интернет-играм и создание вредоносных программ (без ка- кой-либо цели);

субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети.

Все эти признаки ПК-зависимости могут сочетаться с серьёзными патологическими расстройствами личности, которые определяют устойчивость аддикции. При условии обнаружения родителями ребёнка подобных симптомов, необходимо обратиться к специалисту.

«Влияние компьютера на здоровье ребёнка»

Подавляюще большинство современных детей и подростков активно вовлечено в мир компьютерных технологий. Без умения пользоваться данными технологиями ребёнок не сможет состояться, не сможет достичь определённого положения в современном мире.

Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, интернет-сайты). Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребёнка целиком, и он становиться зависимым.

ПАМЯТКА для родителей

Основные признаки компьютерной зависимости и рекомендации для родителей

Увлеченность на стадии освоения

Признаки:

Долгое сидение у компьютера.

Высокая концентрация внимания

Эмоциональное возбуждение во

время и после игры.

Что необходимо предпринимать родителям:

Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени, которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).

Предложить ребёнку что-то более интересное.

Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).

Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.

Состояние возможной зависимости

Признаки:

Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3-х часов в день.

Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.

Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.

Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).

Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.

Что необходимо предпринимать родителям:

Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).

Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.

Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.

Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.

Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.

Выраженная зависимость

Признаки:

Ребёнок не контролирует себя.

Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).

Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.

Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.

Что необходимо предпринимать родителям:

Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.

Значение игры в жизни ребёнка

Игры нужны детям как воздух, и школьникам тоже. В игре формируется не только активный, жизнеутверждающий, эмоциональный настрой, но и умения принимать решения в непредсказуемых, каждый раз меняющихся ситуациях, где взаимодействуют несколько человек. У ребёнка развивается способность соблюдать и принимать различные «роли», что обеспечивает гибкость в общении, лучше понимать собеседника, его чувства и переживания, развивается умение следовать общепринятым нормам и правилам. В итоге, поведение становится более уверенным, непосредственным и гибким, что позволяет ребёнку избегать ненужных конфликтов и напряжений. Игра с детьми весьма эффективна с 5 до 10 лет.

Иначе дело складывается, если родители не только не играют с детьми, но и вообще не допускают в отношении с ними открытости, откровенности, непосредственности – только запреты, строгости и наказания по любому по- воду. Ребёнок привыкает делать всё исподтишка, а то и озлобляется, становиться недружелюбным и агрессивным, восполняет в играх со сверстниками то, что запрещают дома. И «вредность» ребёнка не уменьшается, а увеличивается, перерастая в подростковом возрасте в открытую враждебность к окружающим.

Есть у современных детей ещё один вид проведения досуга – компьютерные игры и интернет-чаты. Ребёнок с удовольствием окунается в виртуальный мир, который гораздо ярче и красочнее реального. Родители нередко разделяют и поощряют новое увлечение своих детей, не замечая, как их дети всё больше и больше становятся зависимыми от виртуальной реальности, отдавая предпочтение экранным героям, а не настоящему, живому общению с друзьями. Дети начинают вести себя как настоящие наркоманы. Оставаясь один на один с компьютерным героем, ребёнок останавливается на стадии манипуляции с объектами. В дальнейшем принцип манипулятивного общения он использует и в ситуациях реального общения с окружающими.

Психологи единодушно считают, что не нужно лишать ребёнка компьютерных игр вообще. Запреты не решат проблемы. Необходимо разумное сочетание: грамотный подбор компьютерных игр, соответствующих возрасту ребёнка и обязательное присутствие в его жизни настоящих, реальных, интересных, подвижных игр со сверстниками. Подвижных игр должно быть больше.

Главное не в том, строги родители или снисходительны, а в том, насколько они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы. Это и есть обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, их умение сопереживание и сочувствие.