ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
Кужанаев М.И., слушатель 5 курса Белгородского юридического института МВД России на транспорте
Аннотация. Данная работа посвящена теоретико-правовым основам деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на объектах транспорта. В статье описываются основные задачи и особенности деятельности правоохранительных органов на объектах транспорта.
Ключевые слова: правопорядок, правовые основы, объекты транспорта, транспортная безопасность.
В 2007 году был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», который стал базовым нормативным актом федерального уровня, регулирующим отношения, возникающие в связи с обеспечением безопасности на различных видах транспорта. Он позволил упорядочить отношения между государственными органами, обеспечивающими безопасность на транспорте, определить основные понятия и принципы обеспечения безопасности на транспорте, которые имеют свою особую специфику из-за специфики транспортного комплекса.
Данная специфика учитывается и построением государственной политики в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Так, органы внутренних дел, являясь основным субъектом, обеспечивающим правопорядок, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» обязаны обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в том числе на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах (пункт 5 части 1 статьи 12).
Среди основных задач линейных подразделений возможно выделить:
- задачи по непосредственному обеспечению защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств в транспортной сфере, которые осуществляются сотрудниками линейного органа полиции;
- задачи по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на объектах транспортной инфраструктуры;
- задачи по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся под оперативным контролем;
- задачи по выявлению и раскрытию преступлений, производству дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
- задачи по осуществлению розыска лиц, как пропавших без вести, так и скрывающихся от правоохранительных органов;
- задачи по производству по делам об административных правонарушениях;
- задачи по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности.
Анализируя складывающиеся правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности на объектах транспорта, исследователи отмечают, что существует определенное противоречие в управленческой основе обеспечения транспортной безопасности, так как органы внутренних дел на транспорте решают только часть вопросов по обеспечению безопасности на объектах транспорта, именно – вопросы обеспечения правопорядка. Однако такое построение системы безопасности на транспорте позволяет решать задачи, поставленные перед субъектами ее обеспечения.
Для координации обеспечения транспортной безопасности разработаны правила взаимодействия органов исполнительной власти (в том числе органов внутренних дел на транспорте) и субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, а также отдельные инструкции по организации работы органов внутренних дел на транспорте по охране правопорядка на конкретных видах транспорта.
В настоящее время определена трехуровневая система органов внутренних дел на транспорте. Приказом МВД России от 30 июня 2011 года № 760 утверждена схема размещения и подчиненности территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции органов внутренних дел на транспорте, а именно определены места расположения ЛУ (ЛО) МВД России на транспорте и их подчиненность вышестоящим территориальным органам.
Нижнее звено системы органов внутренних дел на транспорте – линейный пункт или линейный отдел/отделение.
Среднее звено системы органов внутренних дел на транспорте – линейной управление.
Высшее звено системы органов внутренних дел на транспорте – Главное управление на транспорте МВД России.
Положение линейных подразделений в системе органов внутренних дел закреплено Приказом МВД России «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».
Линейные подразделения органов внутренних дел создаются на транспортных узлах в зависимости от характеристики обслуживаемого объекта транспортной инфраструктуры и иных факторов, определяющих уровень угроз его безопасности. Органы внутренних дел на транспорте обслуживают привокзальные площади, пристанционные территории, прижелезнодорожные объекты, подъездные пути, здания связи на железнодорожных станциях, аэровокзалы, морские и речные порты, причалы и пристани, участки каналов и рек и т.д.
Подразделения транспортной полиции выполняют свои функции по обеспечению транспортной безопасности в четко установленных зонах (границах обслуживания) и при непосредственном сотрудничестве с территориальными органами внутренних дел, иными органами правоохранительной направленности, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями.
Таким образом, в настоящее время деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на объектах транспорта опирается на принятые нормативные акты федерального и ведомственного уровня, которые учитывают специфику функционирования транспортной системы.
В Министерстве внутренних дел выделены подразделения на транспорте, в чьи полномочия входит выработка и реализация государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в области обеспечения правопорядка на объектах транспортной инфраструктуры. Данные подразделения имеют трехуровневую систему. Для координации обеспечения транспортной безопасности, в том числе правопорядка на объектах транспорта, разработаны правила взаимодействия органов исполнительной власти и субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, а также отдельные инструкции по организации работы органов внутренних дел на транспорте по охране правопорядка на конкретных видах транспорта.
Список используемой литературы
1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ: текст в редакции от 24 июля 2023 года [принят Государственной Думой 19 января 2007 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года] // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 837.
2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ: текст в редакции от 4 августа 2023 года [принят Государственной Думой 28 января 2011 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
3. Об утверждении схем размещения и подчиненности территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции органов внутренних дел на транспорте: Приказ МВД России от 30 июня 2011 года № 760: текст в редакции от 31 августа 2017 года // СПС «КонсультантПлюс».
4. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С. 124-125.
5. Зырянов, С.М., Кузнецов, В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. – 2012. – № 12. – С. 5.