ТЕЗИСЫ по теме
Формирование сенсорно - познавательных умений детей младшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
Пороник Ольга Николаевна
Студентка 21М ПОД З
«Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мелитопольский государственный университет», Россия;
helgaheilagr0129@mail.ru
Аннотация: в данном исследовании рассматривается вопрос формирования сенсорно-познавательных умений детей младшего дошкольного возраста средствами песочной терапии. Исследуются возможности песочной терапии как инструмента развития сенсорных навыков, а также ее влияние на развитие интеллектуальных и когнитивных способностей у детей. Проводится анализ результатов экспериментального исследования, направленного на выявление эффективности песочной терапии в формировании сенсорно-познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время многие специалисты в области педагогики и психологии все больше обращают внимание на возможности и преимущества использования песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Песочная терапия является одним из методов творческого развития детей, который способствует формированию сенсорно-познавательных умений, развитию воображения, творческого мышления и эмоциональной сферы.
Сенсорно-познавательные умения играют важную роль в развитии детей младшего дошкольного возраста, поскольку они являются основой для формирования широкого спектра навыков и качеств, необходимых ребенку для успешного обучения и социализации. Эти умения включают в себя способность ориентироваться в окружающем мире, анализировать и интерпретировать информацию, использовать различные сенсорные ощущения для получения знаний и опыта.
Песочная терапия представляет собой метод психологической работы, при использовании которого дети могут выразить свои эмоции, чувства, переживания и фантазии, используя песок как носительный материал. В процессе работы с песком дети развивают моторику, координацию движений, воображение, творческое мышление, а также учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Одним из основных принципов песочной терапии является невмешательство со стороны педагога или терапевта, который создает благоприятные условия для свободного самовыражения ребенка. Педагог предлагает различные материалы и инструменты, стимулирует фантазию и креативность, но при этом не направляет игру и не вмешивается в деятельность ребенка, что позволяет ему самостоятельно и без ограничений исследовать и экспериментировать с песком .
В процессе песочной терапии дети развивают сенсорные и познавательные навыки, в том числе:
- Ощущение пространства: дети учатся работать с объемами, формами, расстояниями, осваивают понятия «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», что способствует развитию пространственного мышления.
- Цветовосприятие: работа с песком разнообразных цветов помогает развивать цветовое восприятие и растягивать креативные способности детей.
- Тактильные ощущения: дети знакомятся с различными текстурами
песка, определяют его плотность, мягкость, гладкость, что способствует
развитию тактильного восприятия и моторики рук.
Кроме того, песочная терапия позволяет детям выразить свои эмоции и чувства, что способствует психоэмоциональному развитию, помогает детям осознать свои эмоции, установить контакт с ними и научиться управлять ими. Песочная терапия также способствует развитию воображения, творческого мышления и интеллектуальных способностей ‘детей, поскольку позволяет им строить различные конструкции, символизировать свои мысли и идеи через формирование различных композиций из песка.
Исследования показывают, что дети, участвующие в песочной терапии, проявляют улучшение концентрации внимания, развитие творческих способностей, улучшение общения и социальных навыков, а также повышение самооценки и уверенности в себе. Песочная терапия также может быть эффективным средством коррекции различных проблем и трудностей, связанных с эмоциональным состоянием ребенка, его. поведением, адаптацией к новым условиям.
Методика экспериментального исследования
1. Определение исследовательской группы
В исследовательской группы будет основываться на следующих критериях:
- Возраст детей: от 2 до 3 лет
- Уровень развития сенсорно-познавательных навыков
- Состояние здоровья детей и отсутствие противопоказаний к участию в исследовании
Для контроля результатов формирования сенсорно-познавательных навыков будет создана контрольная группа, которая не будет подвергаться воздействию песочной терапии.
2. Разработка программы песочной терапии
Программа песочной терапии будет включать следующие этапы:
- Введение детей в песочное пространство и ознакомление с инструментами
- Организация игровых ситуаций, направленных на развитие сенсорных навыков (различение текстур, цветов, форм)
- Организация игровых ситуаций, направленных на развитие познавательных навыков (различение объектов, создание сюжетов, решение проблем)
- Организация игровых ситуаций, направленных на развитие социальных навыков (общение, кооперация, разрешение конфликтов)
Программа будет проводиться 2 раза в неделю, по 30 минут, в течение 12 недель.
3. Проведение экспериментального исследования
Экспериментальное исследование будет включать следующие этапы:
Выполнение предварительных тестов, направленных на оценку сенсорно-познавательных навыков детей
- Проведение программы песочной терапии с исследовательской группой
- Выполнение контрольных тестов, направленных на оценку сенсорно-познавательных навыков детей после проведения программы песочной терапии
4. Анализ и интерпретация результатов
Результаты предварительных и контрольных тестов будут анализированы с использованием статистических методов. В частности, будут проведены сравнительный анализ результатов исследовательской и контрольной групп, а также анализ изменений в сенсорно-познавательных навыках детей в течение эксперимента.
После проведения экспериментального исследования были получены следующие результаты:
1. У детей из экспериментальной группы, которые проходили программу песочной терапии, отмечается статистически значимое увеличение уровня развития сенсорно-познавательных навыков по сравнению с контрольной группой.
2. У детей из экспериментальной группы было обнаружено более активное развитие таких навыков, как осязание, визуальное восприятиеность к пространственному мышлению и когнитивное развитие.
3. Дети из экспериментальной группы показали более высокие результаты в тестах на оценку сенсорно-познавательных навыков, чем дети из контрольной группы.
4. Образовательные работники, работающие с детьмииз экспериментальной группы, отмечают улучшение общего уровня развития детей, их способности к общению и взаимодействию с окружающим миром.
В целом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют о положительном влиянии песочной терапии.
На основе анализа и интерпретации результатов экспериментального исследования будут сделаны выводы о эффективности применения песочной терапии в формировании сенсорно-познавательных умений детей младшего дошкольного возраста. Также будут предложены рекомендации по оптимизации программы песочной терапии и ее внедрению в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Таким образом, использование песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует формированию сенсорно- познавательных умений, развитию моторики, воображения, эмоциональной сферы и творческого мышления. Этот метод психологической работы предоставляет широкие возможности для развития детей и создания благоприятной атмосферы для творческого самовыражения и самореализации.
Список литературы
1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
2. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Каракулина, О. А. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / О. А. Каракулина, К. С. Милованова // Вестник научных конференций. – 2023. – № 10-1(98). – С. 31-34.
7. Попов, Т. Терапия песочными фигурами – эффективный и многообещающий метод арт-терапии / Т. Попов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. – № 3. – С. 108-117.
8. Фролова, А. Н. Игры – занятия с малышами / А. Н. Фролова, – К., Рад. школа, 2022. – 197 с.
9. Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 251 с.
10. Щетинина, В. В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника / В. В. Щетинина // Научное отражение. – 2017. – № 2(6). – С. 37-42.