* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Традиции и инновации в социальной реабилитации детей –инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста.

Конакова Татьяна Васильевна, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Пушкинского района», Санкт-Петербург.

tatiana_11@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы работы с детьми-инвалидами и инвалидами трудоспособного возраста в условиях центра социальной реабилитации, в том числе с использованием современного инновационного оборудования.

Ключевые слова: дети-инвалиды и инвалиды трудоспособного возраста, социальная реабилитация, основы самообслуживания, логоритмика, опти-музыка, интерактивное оборудование, ипповенсия.

Реабилитация инвалидов и детей-инвалидов является важной и многогранной задачей, требующей комплексного подхода.

Деятельность Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Пушкинского района направлена на социальную адаптацию, психологическую поддержку и развитие навыков, необходимых для полноценной жизни.

Каждый человек уникален, и его потребности могут значительно различаться. Поэтому специалисты центра стремятся к индивидуальному подходу, учитывая особенности, интересы и уровень подготовки. Это позволяет создать максимально эффективную программу реабилитации, которая будет соответствовать потребностям каждого человека.

Оказание помощи в центре включает в себя широкий спектр программ и мероприятий, направленных на развитие физических, эмоциональных и социальных навыков, в том числе с использованием инновационных методов, технологий и оборудования, которые значительно улучшают результаты реабилитации. Рассмотрим некоторые из них.

Обучение навыкам бытовой жизни является одним из ключевых направлений работы учреждения и имеет огромное значение для формирования самостоятельности и уверенности людей с инвалидностью. С этой целью была организована работа модуля «Тренировочная квартира», который включает в себя комплекс мероприятий: основы самообслуживания, управление финансами, приготовление пищи, уборка и уход за жильем, организация досуга и другое. Эти навыки важны для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли вести независимую жизнь и чувствовать себя полноценными членами общества. Обучение бытовым навыкам также играет важную роль в формировании уверенности в себе. Для многих людей с инвалидностью наличие определенных умений позволяет чувствовать себя более независимыми и способными справляться с повседневными задачами. Поэтому в центре активно реализуется психологическая поддержка. Специалисты помогают преодолевать страхи и сомнения, связанные с самостоятельностью. Консультации психолога помогают взрослым, детям и их семьям справляться с эмоциональными трудностями, связанными с инвалидностью. Большой популярностью пользуются сенсорные комнаты, которые оборудованы различными устройствами, стимулирующие сенсорное восприятие как ребенка, так и взрослого. Использование света, звука, текстур и ароматов помогает развивать сенсорные навыки и способствует расслаблению.

Мощными инструментами для эмоционального выражения и снятия стресса являются музыкальная терапия и арт-терапия, в том числе пескотерапия. Эти виды терапии помогают детям и взрослым с инвалидностью находить новые способы самовыражения, развивать креативность и улучшать общее психоэмоциональное состояние. Арт-терапия, особенно полезна для тех, кто испытывает трудности в вербальном общении или в выражении своих чувств.

Также в центре проводятся занятия по дефектологии и логоритмике, которые помогают людям с нарушениями речи и слуха развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе. Логоритмика сочетает элементы музыки и движений, что способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию моторики. В данном направлении также используется инновационное оборудование Опти-музыка. Это система нового поколения, которая представляет собой интерактивную цветомузыкальную развивающую среду, позволяющую управлять звуком, светом, видео, сенсорным оборудованием путём взаимодействия с лучами света.

Опыт применения установки «Опти-музыка» показал ее высокую эффективность при использовании в реабилитации людей с болезнями нервной системы, с двигательными нарушениями (церебральный паралич, поражения периферической нервной системы), психическими расстройствами и расстройствами поведения (Синдром Дауна, умственная отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени, психосоматические нарушения, детский аутизм, синдром Ретта и др).

Развитие мелкой моторики у детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья является важным аспектом реабилитационного процесса. Мелкая моторика включает в себя координацию движений рук и пальцев, что играет ключевую роль в выполнении повседневных задач и способствует общей независимости. Игровая деятельность, в свою очередь, является эффективным способом обучения и развития, особенно для детей. В нашем центре используются различные методы и подходы для интеграции этих двух компонентов: игры с коструктором, настольные игры, пластилинография и другое.

Современные технологии бессомненнно обогащают процесс развития мелкой моторики. Так, специалисты в центре в этом направлении используют интерактивное оборудование, а также игровой комплекс «Возьми и сделай». Комплекс предназначен для работы с людьми страдающими расстройствами внимания и гиперактивностью, аутизмом, ДЦП, нарушениями тонуса мышц плечевого пояса и осанки, нарушениями развития координации, моторными расстройствами. В процессе работы с данным оборудованием отмечаются положительные тенденции в развитии внимательности, происходит тренировка координации рук и глаз, освоение новых движений, тренировка координации при использовании обеих рук одновременно, контроль над движениями, укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук, пониманию положения тела в пространстве.

Интерактивные технологии предлагают уникальные сценарии для тренировки моторики.

Для улучшения физического состояния и укрепления здоровья людей с инвалидностью проводятся занятия по адаптивной физической культуры. Они помогают развивать координацию, силу и выносливость, а также способствуют улучшению настроения и повышению самооценки. Занятия проводятся в том числе с использованием различного оборудования: иппотренажеры, эллиптические тренажеры, виброплатформы, тренажеры для разработки верхних конечностей, кинезитерапии и многое другое.

Физическая активность также играет важную роль в социальной интеграции, позволяя людям с инвалидностью участвовать в различных мероприятиях (соревнованиях, спартакиадах), в том числе в мероприятиях Специального Олимпийского комитета, членом которого является центр. Это дает уникальную возможность для людей с ограниченными возможностями продемонстрировать свои спортивные достижения, а также сформировать чувство принадлежности к сообществу, повышают самооценку участников и вдохновляют их на дальнейшие достижения.

Особой популярностью у получателей услуг центра пользуется ипповенсия и плавание.

Эти виды активности являются универсальным и доступными для многих людей с инвалидностью. Ипповенсия полезна для улучшения социальной адаптации и уверенности в себе, а плавание помогает развивать общую физическую форму, улучшает дыхательную функцию и снижает нагрузку на суставы благодаря поддержке воды.

Таким образом, высокое качество жизни возможно только тогда, когда люди с инвалидностью имеют доступ к ресурсам и возможностям, которые позволяют им реализовать свой потенциал.

Центры социальной реабилитации обеспечивают широкий спектр услуг. Эти услуги помогают улучшить физическое и психическое здоровье, а также способствуют социальной активности.