ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по учебной дисциплине: «Тренаж классического танца»
на тему: «Трехфазное дыхание. Особенности и польза при физических нагрузках»
Разработала:
преподаватель высшей категории
Супрунова Наталья Викторовна
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3 Раздел 1. Общая характеристика дыхания. Правильное дыхание. стр. 4
Раздел II. Система трехфазного дыхания О. Г. Лобановой стр. 6
Раздел III. Особенности системы трехфазного дыхания стр.7
Заключение. стр.10
Литература стр. 10
2
Введение.
Дыхание есть один из основных физических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно.
Но известно, что человек может сознательно влиять на процессы дыхания: дышать поверхностно, более глубоко, задерживать дыхание.
Во время большой физической нагрузки нетренированное дыхание теряет ритм. Так, например, на уроках хореографии, учащиеся, не умеющие правильно дышать, ощущают нехватку воздуха, у них может появиться отдышка, скованность движений, чувство стеснения в груди, учащенность пульса, разбросанность внимания, им трудно привести свое дыхание в норму. Неправильное дыхание становится большой помехой в момент исполнения сложных движений. Поэтому актуальной является проблема выработки правильного, рационального режима дыхания артистов балета во время танца.
Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При высокой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостаточного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует.
3
Раздел 1. Общая характеристика дыхания. Правильное дыхание.
О том, что правильное дыхание имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное действие, знали еще в глубокой древности. Системы работы над дыханием были созданы в древнем Китае, Индии. Греции, Риме. Лечебный эффект дыхательных упражнений послужил основанием для возникновения специальных школ дыхания в Америке и Европе. В нашей стране распространение школы трехфазного дыхания связано с именем О.Г. Лобановой, которая в 20-е годы преподавала курс дыхания в Институте ритмики и театре им. Евгения Вахтангова.
Залогом успеха в любом виде искусства является тренировка. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения балетному искусству, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.
Именно артистам балета необходимо помочь установить эти навыки и реализовать возможности организма с наибольшей полнотой.
Современная наука придает огромное значение состоянию нервной системы человека, регулирующей основные функции организма, и требует гармонического сочетания и развития исполнительных органов, обслуживающих движение. Это положение приобретает особую важность для тренировки танцовщика.
Все функции мозга являются упражняемыми, и поэтому нет пределов - такой вывод из материалистического учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о мозге и высшей нервной деятельности дает право каждому педагогу оптимистически оценивать свои возможности.
4
Но возникает вопрос: как подчинить сознательному контролю работу внутренних органов человека, как научиться управлять теми физиологическими функциями, например функциями дыхательной системы, которые далеко не полностью находятся в сфере нашего сознания? Наряду с мышцами ребер грудной клетки, наряду с диафрагмой, движения которых мы можем, хотя и далеко не всегда, регулировать, внутри самих легких, в разветвлениях средних и малых бронхов, имеется обширная система мышечных волокон - гладких бронхиальных мышц. Они способствуют не только свободному движению воздуха в легкие и из легких, но и наиболее совершенному его распределению. Они делают возможным так называемое второе дыхание, хорошо известное спортсменам и позволяющее производить огромную затрату физической энергии почти без признаков утомления.
В своем большинстве упражнения для тренировки дыхательного аппарата связаны с развитием контроля за мышцами, осуществляющими процесс дыхания. Известно, что у людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций зачастую нарушаются ритмичность и нормальная частота дыхания, и оно становится учащенным. Так, в хореографии, где наряду с эмоциональными переживаниями мышечная работа требует особенно больших затрат энергии, неорганизованное дыхание часто становится большой помехой для исполнителя. В момент осуществления сложных движений дыхание может задерживаться, наступает его недостаточность. Организм не может своевременно ликвидировать возникающий при этом недостаток кислорода, и в результате человек ощущает нехватку воздуха; у исполнителя при этом могут появиться одышка, скованность в теле, разбросанность внимания, чувство стеснения в груди, теряется внутренний ритм.
На уроке преподаватель предъявляет одинаковые требования ко всем
5
учащимся, но далеко не каждый из них справляется с нагрузкой в соответствии со своими физическими данными. Отсутствие свободного, ритмичного дыхания в процессе работы на уроках может привести к нарушениям нормальной работы сердца. Примером тому может служить показание пульса после урока классического танца. Частота пульса у учащихся, не тренирующих свое дыхание, может возрастать до 192 ударов в минуту и восстанавливаться в течение 2-4 минут и более, а у учащихся, умеющих правильно дышать, при тех же нагрузках, показания пульса почти в норме или быстро приходят в норму.
Дыхание человека в своей физиологической основе при любых условиях остается единым. Не существует специальных видов дыхания для различных трудовых процессов. Наоборот, специфика любой профессии должна быть приспособлена к физиологически правильному дыханию.
В хореографии, дыхание, оставаясь физиологически правильным, может быть координировано с движениями, может видоизменяться по частоте и глубине. Координация дыхания с движением независима от ритма движения, так как движение обуславливается временем, метро-ритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от потребности организма в кислороде. Координация дыхания с движением не для всех одинакова. Необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Раздел 2. Система трехфазного дыхания О. Г. Лобановой
Основу системы трехфазного дыхания составляет сохранение здоровья и профилактика заболеваний путем освоения оздоровительного дыхания. В отличие от систем дыхания по методам Бутейко, Стрельниковой и др., которые являются в основном лечебной гимнастикой, трехфазное дыхание
6
прежде всего преследует профилактическую цель – научить каждого человека правильно дышать, чтобы укрепить здоровье. Эффективность этого метода доказана практикой. Создателем данной системы является певец одного из театров Германии Лео Кофлер (живший в конце XIX века). Система правильного, или трехфазного дыхания Кофлера является сочетанием восточных систем дыхания (в том числе йоговской пранаямы и системы дыхания даосов) и направлена на освоение правильного дыхания при движении, речи и пении.
Ольга Георгиевна Лобанова была первым преподавателем системы Кофлера в России. С помощью системы трехфазного дыхания она избавилась от длительного и тяжелого легочного заболевания. О. Г. Лобанова преподавала систему Кофлера много лет в различных аудиториях, таких как Государственный институт ритмического воспитания, театр им. Е. Вахтангова. Кроме того, к ней обращалось большое количество людей с тем, чтобы использовать занятия дыханием для постановки голоса. Но, пожалуй, главным направлением её работы было успешное лечение различных легочных заболеваний: бронхиальной астмы, туберкулеза легких, эмфиземы. Своим опытом О. Г. Лобанова делилась с медицинскими работниками, читала им лекции, печаталась в медицинских журналах и издала две книги «Дышите правильно» и «Правильное дыхание, речь и пение».
Раздел 3. Особенности системы трехфазного дыхания
В чем преимущество этой системы перед другими системами дыхания? Главное – естественность. Эта система основана на особенностях дыхания спящего человека. Все три фазы дыхания наблюдаются у спящего или отдыхающего в состоянии глубокой релаксации человека. 7
Как известно, при дыхании человек поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ и другие продукты биохимических реакций. Если он спит в хорошо проветриваемом помещении, то наутро чувствует себя бодрым, хорошо отдохнувшим. И это благодаря тому, что организм естественным образом во время сна переходит на оптимальное трехфазное дыхание, которым полезно овладеть и бодрствующему человеку при любой его деятельности. Тренировка трехфазного дыхания обеспечивает работоспособность организма в любых условиях и при любых физических и эмоциональных нагрузках. Так как это дыхание является комплексным, оно укрепляет все органы, связанные с дыханием (голосовой аппарат, легкие и диафрагму). После овладения навыками трехфазного дыхания стереотип правильного дыхания становится потребностью. Система трехфазного дыхания должна стать составной частью здорового образа жизни человека. В этом случае, если он сумеет овладеть системой трехфазного дыхания, резко уменьшится вероятность заболевания органов дыхания: ОРЗ, гриппом и другими заболеваниями, связанными с проникновением инфекций в организм человека через легкие.
В основе системы трехфазного дыхания лежат три ведущих принципа. Первый – носовое дыхание. В этой системе вдох делается только через нос.
Второй – упражнения, направленые на развитие и укрепление всего дыхательного аппарата человека, что связано с систематической тренировкой дыхательной мускулатуры, прежде всего диафрагмы, а также межреберных и широчайших мышц спины.
Третий – акцент на удлиненном плотном выдохе, который в большинстве упражнений контролируется сознательно. Именно плотный, упругий выдох и позволяет тренировать весь дыхательный аппарат. Пауза и вдох свойственны организму, и за счет этого они происходят естественно, без какого-либо
8
сознательного усилия. Принципиально важно также и то, что все без исключения упражнения системы трехфазного дыхания начинаются с выдоха. Преимущество трехфазной системы дыхания заключается именно в том, что при помощи специальных упражнений тренируется весь дыхательный аппарат и звукообразующий комплекс человека как по отдельным его составляющим, так и в целом. Последовательность трехфазного дыхания такова: выдох – пауза – вдох. Таким образом, между вдохом и выдохом паузы нет. Принципиально важно понять, что началом трехфазного дыхания является выдох. Первая фаза – выдох, который должен быть дозированным, упругим и ровным. При выдохе нельзя стремиться выдохнуть из себя весь воздух, оставшаяся его часть необходима для следующей очень важной фазы. Вторая фаза – пауза, во время которой формируется естественное желание вдохнуть, – «приказ» на выдох. Именно пауза определяет объем воздуха, необходимого для вдоха в зависимости от состояния организма. Пауза должна быть естественной, приятной и ненасильственной. Это очень важный этап дыхания, определяющий оптимальность газообмена при различных состояниях организма. Третья фаза – вдох, осуществляется очень быстро, через нос почти бесшумно, а также без малейшего напряжения дыхательных путей. Чтобы подчеркнуть естественность третьей фазы, заменим привычное слово «вдох» условным термином «возврат дыхания». Тогда три фазы дыхания будут выглядеть так: - выдох (через слегка сомкнутые и поджатые с легким усилием губы); - пауза (ожидание естественного желания вдохнуть); - возврат дыхания (непроизвольный вдох через нос). Трехфазное дыхание помогает снять утомление, потому что упругий активный выдох очищает легкие от избытка углекислоты и части обработанного воздуха, пауза позволяет подготовиться легким к принятию носовой порции воздуха, а естественный вдох носом (возврат дыхания) способствует заполнению их количеством воздуха, достаточным для обеспечения организма кислородом.
9
Заключение.
Таким образом, неправильное, нетренированное дыхание может привести к преждевременной изнашиваемости организма танцовщика, значительно сократить срок его творческой жизни. В связи с постоянным повышением нагрузки и требований на уроках по хореографическим дисциплинам воспитание правильного дыхания становиться совершенно необходимым условием. Преподаватель во время занятий должен хорошо рассчитывать нагрузку, а учащийся должен научиться правильно дышать в процессе постепенного увеличения нагрузки.
Литература
1. Лобанова О.Г. Правильное дыхание, речь и пение М, 1923.
2. Лобанова О.Г. Дышите правильно. М. 1915 г.
3. Лукьянова Е.Я. Дыхание в хореографии. - М., 1979 г.
4. Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии. - М.: Искусство, 1968 г.
6. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. - М.: Искусство, 1979 г.
10