«Трудности и педагогические находки преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР с учетом ФГОС».

Фролова Галина Дмитриевна

Учитель курса ОРКСЭ и ОДНКНР

МБОУ СОШ № 15 с. Казинка

Шпакоского района

Человек не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств  человека, в  том числе и таких, как  толерантность ( я бы сказала доброжелательность ), умение  уважать культуру других национальностей, именно эту воспитательную задачу   целенаправленно решает ведение курса «Основы религиозных культур и светской этики» а теперь уже и ОДНКНР, который является    составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

        Безусловно, все педагоги скажут, что этим вопросом (т.е. воспитанием) школа занималась всегда. Да, но как? Каков механизм воспитания? В первую очередь хочу сказать, что мы делаем много, но насколько это эффективно; во-вторых, педагог сам должен быть просвященным в этом вопросе.  

Реализация школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» может вызвать определенные  вопросы и трудности до сих пор. Чем это вызвано?

Это вызвано несколькими объективными причинами:

1) Курс новый (не для всех, но представляете для кого-то это новый предмет, в котором педагоги испытывают сложности), и хотя есть учебники и методические пособия, но жизнь показывает, что между теорией и практикой  иногда может быть  дистанция.  Есть материал, который для уровня учащихся преподносится очень сложно, и тогда я ищу пути более доступного объяснения.

2)  Этот курс объединяет  в себе и образовательную,   и воспитательную направленность, поэтому  учитель должен  реализовывать эти компоненты только в тесном единстве. И этому надо учиться.

Можно выделить и субъективные причины:

Каждому человеку присущи некоторые сомнения в правильности своих действий, особенно, если дело выполняется впервые. Выход один: стать профессионалом в своем деле, а значит много и качественно готовиться. Действительно, у меня подготовка к данном

у курсу занимает

очень

много времени.

  Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание и духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта

Возникает вопрос: «Как преподавать?»

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества.

 Готовясь к урокам, я не забываю о таких формах, как дискуссия, мозговой штурм,  киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты,  эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.

Основной источник нового материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:

продолжение ряда слов

составление словаря терминов и понятий

распределение терминов в таблице  

ролевое чтение и т.д.

Кроме того,  на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов сказок и притч, я делюсь с вами теми, что у меня есть. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с остановками, дать возможность ребятам «дописать», «предположить» продолжение.

Вот пример: Мудрец и бабочка….

Но применять  притчи  необходимо дозировано, они требуют определенной внутренней работы и времени.

Есть и другой вариант работы с притчей, когда даются ключевые слова, а ребятам предлагается сочинить свою историю, которая потом сравнивается с оригиналом. При этом работать дети могут как индивидуально, так и группами.

Пример: мудрец…рука…слава…бабочка

Для учеников начальных классов очень важна наглядность. Бесспорно, что в этом случае главным помощником учителя является  мультимедиа. Презентация не только обеспечит зрительный ряд, но и поможет ребятам сконцентрироваться на основных теоретических положениях урока. Большое количество полезного материала при подготовке к урокам светской этики можно найти в огромном колличестве (я вам их подготовила) на сайтах: http://nsportal.ruhttp://www.proshkolu.ru/http://www.openclass.ru , http://www.drofa.ruhttp://orkce.orghttp://sch14.ucoz.ru и т.д.

Обязательны игровые, тренинговые  моменты на уроках ОРКСЭ. Это яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о морально-нравственном воздействии и говорить нечего.  

Например, говоря о добре и зле уместно предложить следующий игровой момент: ребята на маленьких листочках пишут свои «плохие качества», от которых хотели бы избавиться. Затем учитель собирает листочки и сжигает, при этом мы  размышляем: наше зло сгорело и превратилось в добро, потому что зола  - это удобрение. Заранее на урок приносится  цветочный горшочек с землей. Зола добавляется в землю и перемешивается. Вместе с ребятами садим какое-нибудь растение, например, фасоль, поливаем. Ребята ухаживают за ним и наблюдают, как прорастает добро. Говоря о дружбе, мы создаем дерево дружбы из своих ладошек и т.д.

Особенно важно сказать об использовании кино - и  мультфильмов.  Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать. Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ. В приведенной ниже таблице можно увидеть, при изучении каких тем уместно использовать те или иные мультфильмы которые я вам передаю.

Тема урока

видеоряд

15. «Золотое правило этики»

Необыкновенные приключения Серафммы

«Росси

я-

наша Родина».

19. «Подвиг»,

30. «Защита Отечества»

Георгий - Победоносец

29. «Христианская семья»

Сказ о Петре и Февронье

21. «Зачем творить добро?»

Маленькая Василиса

1 или 16. «Храм»

Гора самоцветов (Василий блаженный)

Но особый отклик у учеников находят песни-притчи Светланы Копыловой.  Может быть, потому, что играют особую роль, так как в них, как и в любой притче, отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения, а музыка и видеоряд воздействуют на ребят особенно.

Эти видеоматериалы могут включаться в разные этапы урока. Я использую песни-притчи чаще всего при объяснении нового материала или как форму закрепления изученного. В приведенной ниже таблице можно увидеть, при изучении каких тем уместно использовать те или иные притчи.

Тема урока

Песня-притча Св. Копыловой

«Человек и Бог в православии»

«Леонардо да Винчи»,

«Пастуший тулупчик»

«Молитва»

«Дар Богу»

«Священное Писание. Библия и Евангелие»

«Свой крест»

«Что говорит о человеке православная культура. Подвиги. Подвижничество»

«Бирюзовый платок»

«Добро и зло в православной традиции. Совесть и раскаяние»

«9 медалей», «Милостив Господь»

«Христианская этика. Проповедь Христа. Заповеди блаженства»

«Богатый и бедный»

«Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду»

«Роза», «На мосту», «Робинзон»

«Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание»

«Кот», «Про собаку», «Окно»

«Православный храм  и другие святыни. Монастырь»

«Бабочка»

«Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Причастие…»

«Венчальная»

«Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»

«Русская земля»

Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его нет. Но уходя домой, ребенок точно должен знать, с чем прийти на следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их мнение по данной теме.

Примеры домашних заданий:

Подобрать пословицы и поговорки, стихи, песни и т.п.

Составить генеалогическое древо семьи

Найти самое старое фото в семейном альбоме, рассказать о том (о тех), кто на нем изображен

Традиции семьи

Рассказать о заслугах семьи перед Родиной

Какие профессии у твоих родных, почему они сделали такой выбор

Есть ли профессиональные династии и пр.

Итак, что бы мы  ни  использовали на своем уроке, мы должны помнить, что все наши усилия направлены, прежде всего, на   проявление у детей таких качеств,  как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог. Дети должны принять эти   основные нравственные ценности.

Я хочу закончить словами великого Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти». Я всем желаю успехов!.