«Трудности и педагогические находки преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР с учетом ФГОС».
Фролова Галина Дмитриевна
Учитель курса ОРКСЭ и ОДНКНР
МБОУ СОШ № 15 с. Казинка
Шпакоского района
Человек не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств человека, в том числе и таких, как толерантность ( я бы сказала доброжелательность ), умение уважать культуру других национальностей, именно эту воспитательную задачу целенаправленно решает ведение курса «Основы религиозных культур и светской этики» а теперь уже и ОДНКНР, который является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Безусловно, все педагоги скажут, что этим вопросом (т.е. воспитанием) школа занималась всегда. Да, но как? Каков механизм воспитания? В первую очередь хочу сказать, что мы делаем много, но насколько это эффективно; во-вторых, педагог сам должен быть просвященным в этом вопросе.
Реализация школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» может вызвать определенные вопросы и трудности до сих пор. Чем это вызвано?
Это вызвано несколькими объективными причинами:
1) Курс новый (не для всех, но представляете для кого-то это новый предмет, в котором педагоги испытывают сложности), и хотя есть учебники и методические пособия, но жизнь показывает, что между теорией и практикой иногда может быть дистанция. Есть материал, который для уровня учащихся преподносится очень сложно, и тогда я ищу пути более доступного объяснения.
2) Этот курс объединяет в себе и образовательную, и воспитательную направленность, поэтому учитель должен реализовывать эти компоненты только в тесном единстве. И этому надо учиться.
Можно выделить и субъективные причины:
Каждому человеку присущи некоторые сомнения в правильности своих действий, особенно, если дело выполняется впервые. Выход один: стать профессионалом в своем деле, а значит много и качественно готовиться. Действительно, у меня подготовка к данном
у курсу занимает
очень
много времени.
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание и духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта
Возникает вопрос: «Как преподавать?»
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества.
Готовясь к урокам, я не забываю о таких формах, как дискуссия, мозговой штурм, киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты, эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.
Основной источник нового материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:
продолжение ряда слов
составление словаря терминов и понятий
распределение терминов в таблице
ролевое чтение и т.д.
Кроме того, на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов сказок и притч, я делюсь с вами теми, что у меня есть. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с остановками, дать возможность ребятам «дописать», «предположить» продолжение.
Вот пример: Мудрец и бабочка….
Но применять притчи необходимо дозировано, они требуют определенной внутренней работы и времени.
Есть и другой вариант работы с притчей, когда даются ключевые слова, а ребятам предлагается сочинить свою историю, которая потом сравнивается с оригиналом. При этом работать дети могут как индивидуально, так и группами.
Пример: мудрец…рука…слава…бабочка
Для учеников начальных классов очень важна наглядность. Бесспорно, что в этом случае главным помощником учителя является мультимедиа. Презентация не только обеспечит зрительный ряд, но и поможет ребятам сконцентрироваться на основных теоретических положениях урока. Большое количество полезного материала при подготовке к урокам светской этики можно найти в огромном колличестве (я вам их подготовила) на сайтах: http://nsportal.ru, http://www.proshkolu.ru/, http://www.openclass.ru , http://www.drofa.ru, http://orkce.org, http://sch14.ucoz.ru и т.д.
Обязательны игровые, тренинговые моменты на уроках ОРКСЭ. Это яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о морально-нравственном воздействии и говорить нечего.
Например, говоря о добре и зле уместно предложить следующий игровой момент: ребята на маленьких листочках пишут свои «плохие качества», от которых хотели бы избавиться. Затем учитель собирает листочки и сжигает, при этом мы размышляем: наше зло сгорело и превратилось в добро, потому что зола - это удобрение. Заранее на урок приносится цветочный горшочек с землей. Зола добавляется в землю и перемешивается. Вместе с ребятами садим какое-нибудь растение, например, фасоль, поливаем. Ребята ухаживают за ним и наблюдают, как прорастает добро. Говоря о дружбе, мы создаем дерево дружбы из своих ладошек и т.д.
Особенно важно сказать об использовании кино - и мультфильмов. Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать. Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ. В приведенной ниже таблице можно увидеть, при изучении каких тем уместно использовать те или иные мультфильмы которые я вам передаю.
Тема урока
видеоряд
15. «Золотое правило этики»
Необыкновенные приключения Серафммы
«Росси
я-
наша Родина».
19. «Подвиг»,
30. «Защита Отечества»
Георгий - Победоносец
29. «Христианская семья»
Сказ о Петре и Февронье
21. «Зачем творить добро?»
Маленькая Василиса
1 или 16. «Храм»
Гора самоцветов (Василий блаженный)
Но особый отклик у учеников находят песни-притчи Светланы Копыловой. Может быть, потому, что играют особую роль, так как в них, как и в любой притче, отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения, а музыка и видеоряд воздействуют на ребят особенно.
Эти видеоматериалы могут включаться в разные этапы урока. Я использую песни-притчи чаще всего при объяснении нового материала или как форму закрепления изученного. В приведенной ниже таблице можно увидеть, при изучении каких тем уместно использовать те или иные притчи.
Тема урока
Песня-притча Св. Копыловой
«Человек и Бог в православии»
«Леонардо да Винчи»,
«Пастуший тулупчик»
«Молитва»
«Дар Богу»
«Священное Писание. Библия и Евангелие»
«Свой крест»
«Что говорит о человеке православная культура. Подвиги. Подвижничество»
«Бирюзовый платок»
«Добро и зло в православной традиции. Совесть и раскаяние»
«9 медалей», «Милостив Господь»
«Христианская этика. Проповедь Христа. Заповеди блаженства»
«Богатый и бедный»
«Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду»
«Роза», «На мосту», «Робинзон»
«Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание»
«Кот», «Про собаку», «Окно»
«Православный храм и другие святыни. Монастырь»
«Бабочка»
«Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Причастие…»
«Венчальная»
«Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»
«Русская земля»
Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его нет. Но уходя домой, ребенок точно должен знать, с чем прийти на следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их мнение по данной теме.
Примеры домашних заданий:
Подобрать пословицы и поговорки, стихи, песни и т.п.
Составить генеалогическое древо семьи
Найти самое старое фото в семейном альбоме, рассказать о том (о тех), кто на нем изображен
Традиции семьи
Рассказать о заслугах семьи перед Родиной
Какие профессии у твоих родных, почему они сделали такой выбор
Есть ли профессиональные династии и пр.
Итак, что бы мы ни использовали на своем уроке, мы должны помнить, что все наши усилия направлены, прежде всего, на проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог. Дети должны принять эти основные нравственные ценности.
Я хочу закончить словами великого Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти». Я всем желаю успехов!.