«Трудности в обучении гиперактивных детей»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №27, г.Чита
Богданова Т.В.
Проблема школьной неуспешности беспокоит безусловно всех нас, как взрослых, так и самих детей. Приходит ученик в первый класс, он чаще всего мечтает о хороших оценках, добрых учителях и хороших товарищах, т.е. ребенок хочет учиться, узнавать что-то новое и стать хорошим учеником.
Ученик готов к получению новых знаний, готов учиться, почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы разного характера? Особенно сложно в классном коллективе при чётко организованной работе, в системе достаточно жёстких требований учебного режима.
В последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Делаю выводы из сороколетнего педагогического стажа в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех имеющих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.
Появление гиперактивного ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок , вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию. Возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.
В моем в 3 классе есть такой ребенок Глеб В. Он очень много читает, на уроках окружающего мира, забайкаловедения и литературного чтения любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда, при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из - за парты и всегда хочет успеть первым. Однако при написании диктантов и контрольных работ Максим допускает пропуски букв и целых слов в предложениях, ошибается в вычислениях. Обсудив проблемы ребенка с родителями, стараюсь совместными усилиями помочь ему Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Здесь не только в нарушении внимания, трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспешности, нужно в первую очередь выявить её предпосылки до поступления ребенка в школу или в начале его обучения.
В своей работе я использую: физкультминутки, снижаю рабочую нагрузку, использую гибкую систему поощрений и наказаний, поощряю сразу же , не откладывая на потом, даю возможность выбрать вариант работы на выбор, делю работу на более короткие, но частые периоды, снижаю требования к аккуратности, чтобы сформировать чувство успеха, стараюсь быть драматичной, экспрессивной, спокойной. Гиперактивные дети часто импульсивны, нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время урока, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками., склонны получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Целенаправленно заниматься одним делом такой ребенок может только после значительной физической нагрузки.
Приведу пример из опыта : «Глеб –подвижный мальчик, смышлёный, с развитой речью, хорошо учится. По словам мамы, общителен, любит детей, но они его обижают, он сердится, злится, замыкается в себе. На уроках всё понимает, но любит говорить сам, других же слушать не хочет, если его не спрашивают, тут же теряет интерес к происходящему. На уроках часто встаёт, выходит в туалет, вертится, разговаривает с соседями. Писать на уроках в нужном темпе ему трудно, буквы становятся неровными, почерк неразборчивым. На переменах всех дёргает, обижает. После перемены долго не может успокоиться. На замечания обижается, считает их несправедливыми». Просидеть за партой пять уроков подряд по 40 минут для детей задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока ученик не в состоянии сидеть за партой спокойно. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
И еще одна особенность школьной среды – это отсутствие игрового пространства, тогда как для таких детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие напряжения, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные ученики строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Кто же будет лучшим помощником учителю, заинтересованным в решении этих проблем? Конечно родители ! Если родители едут со своим ребенком в музей, на день рождение, в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, не отвлекаться, пока не перейдем улицу. Если ты будешь слушаться меня, я дам тебе смайлик. Когда мы придём в гости...» и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение смайликов можно будет обменивать на приз . Если он будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть ваш ребёнок чувствует себя успешным.
Следует отметить, что такой комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья и называется « синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Это значит, что ученик , не может изменить своё поведение согласно требованиям взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребёнку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.
Можно помочь в классе ученику с СДВГ
Как помочь гиперактивному ученику :
-Нужно разобраться, действительно ли ребёнок гиперактивный, обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
-Научиться общаться с учеником , некоторые рекомендации:
- Педагогу не допускать унижающих ученика фраз, типа «У меня нет сил», «Ты меня извёл, своим поведением»….
- Не разговаривать с ребёнком когда вам некогда, если нет времени на общение, сказать: «Извини, мы поговорим об этом позже».
- Научить ребёнка обращаться к учителю за помощью.
- Говорить с ребёнком медленно, чётко, спокойно, если повторять ежедневно стараться постоянно придерживаться одних и тех же правил и особенностей распорядка, ученику легче к ним приспособиться.
- Чаще смотреть ребёнку в глаза, хвалить, Поэтому следует спокойно, без эмоций дать оценку поступка ребёнка и не возвращаться более к этому вопросу.
И самое главное если есть у вас в классе такие ученики: рекомендуется чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать, а не подчёркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно, но чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить и мы, взрослые.
Литература
1.Безруких М.М.Ребёнок-непоседа.-М.,2006
2.Барт К.Трудности в обучении.Раннее предупреждение.-М.,2006
3.Брязгунов И.П.,Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок ,или Всё о гиперактивных детях.-М.,2001
4.Дробинская А.О.Школьные трудности «нестандартных» детей.- М.,1997
5.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
6.Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002