Трудовое воспитание несовершеннолетних

«Труд всегда являлся основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов» (А.С. Макаренко).

Трудовое воспитание детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в нашем центре, занимает важное место в их социализации и способствует накоплению социального опыта. Дети поступают в реабилитационный центр по разным причинам: сложная жизненная ситуация, асоциальное поведение родителей, отсутствие интереса к обучению, склонность к бродяжничеству. У этих детей отсутствуют необходимые навыки труда, которые необходимы для самостоятельной жизни. Они привыкают к тому, что работники учреждений и окружающие люди должны заботиться о них.

Труд является одним из главных факторов, определяющих выбор профессии и, следовательно, судьбы человека. Жизнь человека не может быть полноценной без любимого дела, которое позволяет обеспечить достойную жизнь. Разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его пределами позволяет выявить творческие способности ребенка и сформировать устойчивый интерес к труду.

В трудовом воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, существуют определенные трудности. Одной из самых серьезных является низкая мотивация детей к трудовой деятельности. Некоторые воспитанники не проявляют интереса к труду, они безынициативны и стремятся избегать трудовых заданий. У многих детей сложилось представление о труде как о повинности и тяжелом бремени. У них отсутствует личная заинтересованность в создании чего-то своими руками.

Главной задачей инструктора по труду является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, развитие у них трудовых умений и навыков, необходимых для жизни за пределами центра, а также развитие их творческого потенциала.

Работа инструктора по труду включает следующие направления:

  1. Хозяйственно-бытовой труд.
  2. Художественное творчество.

Инструктор по труду знакомит воспитанников с основными навыками труда, учит их правильно пришивать пуговицу, стирать и гладить свою одежду, выполнять мелкий ремонт одежды. Он также развивает творческий потенциал воспитанников через декоративно-прикладное творчество, такое как аппликации, вышивка бисером и плетение из бисера.

В работе с воспитанниками используются различные техники, включая работу с тканью, бумагой, использование бросового материала, выжигание, бисероплетение, лоскутное шитье и другие. Занятия художественным творчеством играют важную роль в развитии личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала и внесению вклада в формирование эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости ребенка. Благодаря приобретению практических навыков в области художественного творчества дети получают возможность удовлетворить потребность в творческом самовыражении и реализации своих идей.

Трудовое воспитание детей в реабилитационном центре является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Оно включает передачу воспитанникам трудовых навыков, развитие их творческого мышления, трудового сознания и активности, что поможет им в дальнейшей взрослой жизни после покидания центра.

В рамках трудового воспитания проводятся воспитательные часы, конкурсы среди воспитанников, а также организуются выставки как внутри центра, так и за его пределами.

Важно находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, заинтересовывать их творческой работой и убеждать, что эти навыки и умения пригодятся им в жизни за пределами центра. Качественная работа по трудовому воспитанию способствует приобретению социального опыта, развитию навыков межличностного взаимодействия и умений, необходимых для самостоятельной жизни и деятельности.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests