Романова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 42 г. Донецка»

ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье продемонстрированы методы, формы и результаты творческой педагогической деятельности, как фактор повышения качества знаний детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: творческая педагогическая деятельность, качество знаний, .

Успехи в развитии современного образования определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым и важным. Среди этих факторов – методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, личный уровень их развития, познание окружающего мира, место в социуме и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором развития образования является профессионализм педагога, его творческий подход к поставленным целям, личностное ориентирование на ученика.

В исследованиях Е. А. Климова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. А. Поваренкова, Н. С. Пряжникова и других отмечается, что система образования на современном этапе общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Важно педагогу с первых шагов ребенка в школе увидеть в нем творческий потенциал, раскрыть его талант, привить ему любовь к учебе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного результата, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Цель статьи: познакомить коллег, преподавателей, учителей с результатами работы по совершенствованию профессионализма педагога, его творческой педагогической деятельность.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Глубину содержания и организацию многолетнего педагогического труда можно правильно оценить лишь, определив уровень творческого отношения педагога и своей деятельности.

Известно, что работник может, как внести элемент творчества, так и наоборот, педагогическую деятельность может строить по шаблону, лишив её присущего творческого начала [4, с 23].

Так, каждый свой рабочий день я начинаю с выявления настроения со своими учениками. На магнитной доске прикреплено множество смайликов с разными мимиками. Ребенок выбирает смайлик и даёт мне. Я вижу его настроение. Если смайлик грустный, мы тут же стараемся вместе с ребятами приподнять настроение улыбками, стихотворением, песенкой или присутствием сказочного персонажа, который обязательно похвалит ребенка и что-то интересное ему расскажет. В качестве персонажей я использую театральные куклы. И вот результат – настроение целый день на высоте!

Педагог должен всю свою деятельность направить на то, чтобы не только наполнить ученика знаниями, а и учить добывать их самостоятельно, уметь их применять, использовать для решения возникающих проблем.

«За знания, которые дают другие, платят медью, за знания, добытые самостоятельно – золотом» - этот принцип лежит в основе моей учебно-воспитательной творческой деятельности.

Даже, в самом начале первого урока при проведении небольшой физической зарядки, дети уже готовы рассказать что-то интересное, новое, познавательное. Ведь, мой вопрос даёт возможность быть готовыми отвечать, по существу.

Например,

«Ну-ка, дети, дружно встали.

Подтянулись все слегка,

Наклонились все пониже,

И достали до носка.

Руки вместе, руки шире,

А теперь поднимем гири.

Раз, два, три, четыре, пять…

А затем поставим на пол,

И забьём в ворота гол.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Мы походим неспеша,

Как погода?»

Дети безусловно ответят: «Хороша». Правильно, ведь у природы нет плохой погоды. И тут ребята, отвечая на вопросы, излагают материал, который добыли самостоятельно.

Например,

А какое название ещё имеет месяц январь? Январь, снежень, снеговик, огневик, ледовик, просинец, щипун, трескун, студень, сечень.

Можно и дальше продолжать эти названия, которыми наши предки, славяне, очень точно назвали первый месяц – царь морозов.

Все эти названия указывают на характерные явления: трескучие морозы, жгучие ветра, продолжительные метели.

А что дальше? А дальше мой вопрос: «Почему январь – темная зорька года?» и тут лес рук. Все готовы показать свои добытые знания.

Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов. Вот вам словосочетания. Попробуйте составить предложения, а потом собираем их в небольшой связный текст.

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создания социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности.

И далее, после небольшой вступительной части урока мы набираем обороты в приобретённых знаниях. Следующим этапов на уроке, например, литературного чтения, я провожу пять минут поэзии. Обязательно сама, своим примером сначала наизусть расскажу стихотворение, и если это время года зима, то конечно, что-то зимнее. Стараюсь подбирать стихотворениях не из школьной программы, чтобы детей заинтересовать искать сборники стихов в библиотеке. Старт взят. Дальше ребята продолжают читать стихи наизусть, подобранные самостоятельное. Если, этот метод использовать на каждом уроке чтения, то эффект к концу года будет положительный.

Одна ученица знала «Сказку о царе Салтане…» наизусть. И это не единичный пример. У детей развивается хорошо память. Потом они проявляют хорошие показатели в русском языке при написании сочинений, изложений, творческих заданий. Хорошо наполненный словарный запас, использование эпитетов, сравнений и т.д. всё это применимо в грамотности ученика.

Теперь хочется сказать об условиях развития педагогического творчества. Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего результата. Итак,

Условия развития педагогического творчества:

Благоприятная творческая атмосфера;

Стимулирование администрацией;

Профессионализм наставника;

Пример педагогов-новаторов

;

Творческий поиск.

Всегда качество образования достигается в первую очередь через повышение эффективности учебного занятия. Это возможно при постоянном творчеством поиске учителем новых форм, средств и методов обучения.

Приведу пример работы учителя на уроке литературного чтения, где для изучения обучающимися дано литературное произведение (рассказ, сказка, быль и т.д.)

Чтобы заинтересовать ребят в чтении данного произведения, я использую разные виды работы над текстом. У меня их накопилось аж 76. И это не предел. Всегда что-то приходит новое и я старательно это отправляю в свою «копилочку».

Приведу несколько примеров при работе с текстом:

Чтение «цепочкой

» по одному предложению.

Чтение с сокращением текста.

Чтение вполголоса.

Нахождение в тексте отрывка, кот

орый поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого мес

та с рассказе или стихотворении.

Чтение и установление, что правдив

о, а что вымышлено (для сказки).

Высказывание своих

непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

Чтение диалога, исключая слова автора.

Пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

(Вот здесь я использую макет «телевизора»). Дети зрители, а ребенок на экране. Получается очень здорово. Иногда «телевизор» могу заменить «ширмой» кукольного театра. Эффект и результат превосходит ожидания. Лес рук, все хотят, все могут и просят ещё.

«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

.

Нахождение предложений (отрывка), которое мог бы прочитать предварительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

Очень нравится ребятам игра «Прячу слово за …». Они быстро глазами находят нужное предложение, в котором прозвучало, например, «за окном» и читают предложение сначала и до конца. Работа ведётся оживлено, эмоционально, громко, и главное – все в работе. И это только небольшой перечень, приведенных видов работы. Всё это нацелено на умственные способности ученика, его творческий потенциал.

Учебное занятие является показателем профессиональной компетенции и мастерства учителя. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовывать самостоятельную работу всех школьников.

Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписаний открывает учителю простор для подлинной творческой работы [3, с. 27].

Чтобы знания приобретались в процессе собственной деятельности по их освоению, учитель должен:

Активно внед

рять механизмы самооценки, само

регуляции школьников;

На учебных занятиях организовывать собственную учебно-познавательную деятельность школьников;

Чаще использовать диалог, обучать школьников способом речевого взаимодействия;

Обеспечить субъектные отношения всех участников учебного процесса;

Важно не только привлечь детей и включить их в определенную деятельность, но и необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей. Условия этого продуктивного общения – свобода выбора организация форм сотрудничества детей, которые выявляют их творческую индивидуальность, выполнение педагогом роли консультанта, который подсказывает, поддерживает, советует, направляет и т.д.

Все свои уроки я стараюсь сделать не шаблонными, интересными, увлекательными, разнообразными. Чаще всего – это загадочные путешествия на корабле, ракете, самолете, машине и т.д. Специально подбираю материал, связанный с данным видом путешествия. Но и ребятам даю задание подготовить интересное сообщение, например, о самолетах.

Когда был изобретен первый самолёт, виды самолётов, знаменитые конструктора, интересные факты, пословицы, загадки, связанные с этим видом транспорта. Пока ведется поисковая самостоятельная работа, я готовлю само путешествие. Подбираю задания, упражнения, сказочных персонажей и т.д. Дети в ожидании, когда же это путешествие будет. Большая активность ребят не оставляет шанса равнодушным. К этому уроку готовы все. Всё проходит на одном дыхании. Добыты новые знания, ведь ребята их искали самостоятельно. Выполнено множество заданий и упражнений. Огромная активность на уроке, а главное – большой успех от полученной работы. Все очень хорошо усвоили материал, пополнили словарный запас. Прошли поэтапно все испытания. И конечный результат – множество хороших отметок.

Принципиальным отличием таких учебных занятий является то, что в его основе лежит совместная деятельность учителя и ученика. При этом центром активности на занятии становится ученик, то есть процесс выстраивается от ученика, предусматривая поддержку самых маленьких ростков его самостоятельной мысли.

Переход на деятельностное обучение открывает путь для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.

Педагогическое мастерство, по мнению А. С. Макаренко - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. [2, с 53]. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Учитель – мастер не останавливается на достигнутом, он находится в постоянном педагогическом поиске.

Есть такое выражение «Кто не учится, тот не имеет права учить». Современный учитель, если хочет быть интересным детям, должен быть эрудированной, многогранной, целеустремленной личностью [5, с. 5].

«А творческий учитель – это человек, который даст способность ребенку удивляться и познавать, уметь находить решение в нестандартных ситуациях, это целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Эрих Фромм) [1, с. 5].

Таким образом, задача педагога – научиться входить в особое состояние. У спортсменов – это второе дыхание, у музыкантов – это опора на голос и слух, у врача – это найти то, что болит, установив правильный диагноз, а у педагога – это творческое состояние. Оно является залогом его успеха в такой интересной, плодотворной, неординарной работе.

Список литературы

Андреев,

В. И.

Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности

:

Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань

:

Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 236,[2] с. : ил

.;

20 см.; ISBN 5-7464-0029-7.

Грицевский

,

И. М.

От учебника - к творческому замыслу урока

:

Кн. для учителя / И. М.

Грицевский

, С. Э.

Грицевская

. - М.

:

Просвещение, 1990. - 205,[2] с.; 21 см

.; ISBN 5-09-001751-4.

Загвязинский

, В. И.

Педагогическое творчество учителя / В. И.

Загвязинский

. - М.

:

Педагогика, 1987. - 159,[1] с.; 20 см. - (Б-ка учителя и воспитателя).

Кан-Калик

, В. А.

Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.

:

Педагогика, 1990. - 140,[2] с.; 20 см. - (Б-ка учителя и во

спитателя).; ISBN 5-7155-0293-4.

Панов,

А.

И.

Структура педагогического профессионализма:

стру

ктурно-аналитический аспект / А. И. Панов.

- Томск, ОГУ «РЦРО», 2003.

Болотов

, В.

А.

Компетентностная

модель: от идеи к о

бразовательной программе

/ В.

А.

Болотов

, В.

В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.

Душина

, И. В.

Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования / И. В.

Душина

, Е. А.

Таможняя

// География в ш

коле. - 2010. - № 3. - С. 34-38

:

ил. - (Методика и опыт). - ISSN 0016-7207

.

Методология в сфере теории и практики / [А. Т. Москаленко, А. А.

Погорадзе

, А. А. Чечулин и др.]; Отв. ред. А. Л.

Симанов

, В. Н.

Карпович

; АН СССР,

Сиб

.

отд-ние

, Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск

:

Наука

:

Сиб

.

отд-ние

, 1988. - 303,[2] с.; 22 см.; ISBN 5-0

2-029074-2.

Дружилов

, С

. А.

Профессиональная компетентность и профессионализм

педагога:

психологический подход

/ С.А.

Дружилов

// Сибирь. Философия.

Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, –

2005 – №8. – С. 26-44.

Титов, В. А.

Об

щая педагогика. Конспект лекций / В. А. Титов

.

- М.: А-Приор, 2008. - 271 с.