УДК 37 ?Творческий проект как результат освоения дополнительной общеобразовательной программы по хореографии? Шабалина А.Д., Милицкая Н. Н., педагоги дополнительного образования МБОУ ДО ?Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской? Сегодня, и в общем, и в дополнительном образовании проектная деятельность учащихся стала обязательной. Возникает вопрос, а почему? В современном обществе резко возросли в цене такие личностные качества как инициативность, навыки самоорганизации, организационная культура в целом, готовность к самореализации и к самоопределению, принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора. Проектная деятельность как ничто другое способствует формированию таких качеств. Важно, что проект в дополнительном образовании выполняется с целью демонстрации достижений в выбранном виде деятельности и способности проектировать. В данной статье представлен опыт работы педагогов хореографической студии ?Радуга? по разработке и реализации творческого проекта ?Я - сочинитель?. Образовательная практика (проект) разработана как форма аттестации по итогам реализации всей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Программа студии ?Радуга? разработана на 10 лет обучения, для учащихся от 5 до 17 лет. Освоение учащимися содержания разработанной программы способствует развитию у детей не только танцевальных способностей, но и развивает навыки творческого самовыражения. Творческие задания ребята выполняют с первых дней занятий. Они учатся свободно, по желанию, или по заданию педагога передвигаться в танцевальном зале, выразительно передавать различные образы. В более старшем возрасте программный материал содержит изучение основ детского сюжетного и народного танца. На продвинутом уровне учащиеся углубляют и совершенствуют свои знания и навыки по народным танцам и начинают знакомство и освоение современных направлений в танцевальном искусстве. Творческий проект ?Я - сочинитель? разработан на материале раздела программы на 9 году обучения. Учащиеся при освоении этого раздела программы учатся проявлять самостоятельность в выборе идеи, образа, стиля, танцевальных движений и музыкального сопровождения для своих композиций и обязательно готовят собственный творческий номер. Автоматически все эти навыки предлагается реализовать и в творческом проекте. Конечная цель предложенного проекта продемонстрировать учащимся свои достижения в танцевальном творчестве и осознать социальную значимость своей деятельности. Перед разработкой проекта с учащимися проводилась предварительная работа – это беседа о значении проектной деятельности для старшеклассников, рассматривалась структура творческих проектов, определялись основные этапы, назначались сроки исполнения выполнения определенных заданий. Показ творческих работ учащихся решено было провести в форме фестиваля с приглашением родителей и коллег по профессии. На первом, подготовительном этапе выполнения проекта, учащиеся получили от педагога определенные задания, такие как выбор темы и идеи танца, подходящей фонограммы из интернета, рисунка, движений. Немаловажное значение в беседах с учащимися уделялось значению костюма и реквизита в передаче содержания, идеи и темы танца, подбору лексического материала к выбранному направлению. Учащиеся разделились на небольшие группы, получили от педагога время на определение идеи и темы танца, подбору музыкального сопровождения, первых творческих проб. Каждая группа детей составила свой план действий с определенными сроками на выполнение заданий. На практическом этапе назначалось время для консультаций с педагогом, проводились коррекционные действия, предварительные просмотры предложенных работ. Очень помогал в работе совместный предварительный анализ танцевальных композиций по плану, в который входили вопросы по соблюдению 5 законов драматургии (экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка), лексике и рисункам танца, соответствию музыкального сопровождения содержанию танца, соответствие возрасту. Наконец, наступил самый интересный, итоговый этап, который проводился в форме фестиваля. Какое разнообразие и творчество проявилось у авторов уже в названиях танцев, костюмах, музыкальном сопровождении! Он виден был в каждой работе! Серьезные и убедительные для подростков темы поднимали юные хореографы в своих работах: дружба, мечты, ожидания от будущего! Уже название танца отражало и содержание, и главную тему: ?Две сестры?, ?Струны души?, ?Полет за мечтой?, ?Прощание с детством?. Ответственно и с большой долей самостоятельности был представлен танцевальный марафон на сцене Дворца творчества коллективом учащихся из хореографической студии ?Радуга?. В теплой дружественной обстановке прошел фестиваль, на высокой эмоциональной ноте! Фестиваль прошел, но работа ребят на этом не закончилась. Каждый танец был тщательно проанализирован и оценен. Для участников творческого проекта ?Я - сочинитель? проводилась анкета, в которой они поделились впечатлениями по проведенному мероприятию. Итог получился интересный и полезный как для ребят, так и для педагогов. Проведение такой работы со старшими школьниками в настоящее время не только необходимо, но и очень актуально. Сколько творчества и самостоятельности проявляют ребята. В хореографическом направлении такая работа активизирует учащихся на процесс получения новых знаний, совершенствование танцевальных навыков, формирование культуры общения, умение договариваться и уважать мнение другого человека. Учащиеся познают себя и имеют хорошую возможность определиться в профессии. Литература: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографической студии ?Радуга?; Распоряжение губернатора Кемеровской области от 06.02.2023 ?Об утверждении Стратегии развития воспитания ?Я – Кузбассовец? на период до 2025 года?; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Творческий проект как результат освоения дополнительной общеобразовательной программы по хореографии