Творчество А.И. Солженицына в школе
Приказом № 858 от 21 сентября 2022 года установлен федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации общеобразовательных программ. Творчеству Солженицына уделено внимание в программах для 9 и 11 класса общеобразовательной школы, соответственно, в качестве учебных пособий для 9 класса, в соответствии с перечнем, мы можем рассматривать следующие книги: Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Гулин А.В., Романова А.Н., Фёдоров А.В.;1 Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Зинин С.А., Сахаров В.И. Чалмаев В.А.;2 Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.3; Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Беленький Г.И. и другие;4 Литература. 9 класс. Учебное пособие в 2 частях. Ланин Б. А. Устинова Л. Ю. Шамчикова В.М.; 5 Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. , Коровин, В.И.;6 Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Сухих И.Н.;7 Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М.;8 Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю.9
Учебники для 11 класса представлены следующим списком: Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Зинин С.А., Чалмаев В.А.;10
Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Абелюк Е.С., Поливанов К.М. под общей редакцией академика РАО Вербицкой Л.А.;11 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Сухих И.Н.;12 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М.;13 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Агеносов В.В.;14 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б.;15 Литература. 11 класс. Учебник. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М.;16 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Михальская А.К., Зайцева О.Н.;17 Литература. 11 класс. Учебник. Москвин Т.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.;18 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Голубков М.М., Скороспелова Е.Б., Мальцева Т.В.;19 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Ионин Г.Н., Невзглядова Е.В., Черняк М.А.;20 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. под общей редакцией Журавлёва В.П.;21 Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. Углублённый уровень. Коровин В.И., Вершинина Н.Л.22
В школьную программу произведения А. И. Солженицына попали еще в первой половине 1990-х. В современной школьной программе практика преподавания его в общеобразовательных школах уже в определенной степени сформировалась и оформилась. Государственной программой закреплено, какие именно произведения и фрагменты из них следует предлагать учащимся в качестве обязательного чтения, а также обозначены принципы работы с текстами и определены их основные проблемные вопросы.
На сегодняшний день образовательная программа предполагает знакомство учащихся с рассказом «Матрёнин двор» в 9 классе, а также с произведением «Один день Ивана Денисовича» в 11 классе. Кроме того, в 11 классе происходит повторное ознакомление с рассказом «Матрёнин двор», поскольку рассчитывается, что учащиеся 9 класса ещё не способны в полной мере осознать глубину произведения. Также углубленная профильная программа по литературе включает в себя отдельные фрагменты произведения «Архипелаг ГУЛАГ» и знакомство с историей его написания.
При знакомстве с документами, определяющими содержание занятий по литературе, обращает на себя внимание, как определяется место Солженицына в школьной программе. Приказ № 56 от 1999 года «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» включает Солженицына в число авторов второй половины XX в. наряду с Ф. А. Абрамовым, В. П. Астафьевым, В. М. Шукшиным, В. И. Беловым, В. П. Некрасовым, В. Е. Распутиным, В. В. Быковым и другими. Какие именно произведения автора рекомендуются к прочтению и изучению, документ не уточнял.
В 2004 году был принят новый компонент Государственного стандарта общего образования, который регламентировал изучение в курсе литературы конкретных произведений Солженицына, а именно в 9 классе «Матрёнина двора» для школ с русским языком и «Как жаль» для школ с нерусским (национальным) языком обучения. В 10-11 классах стандарт предписывал для школ с русским языком – «Один день Ивана Денисовича», а для школ с нерусским – «Матрёнин двор». Что же касается «Архипелага ГУЛАГ», то он, хотя и упоминается в современных учебниках, обычно не предлагается для непосредственного ознакомления. Исключение составляют школы профильного уровня, но даже в них произведение предлагается к прочтению не целиком, а лишь избранными фрагментами.
Таким образом, с момента включения А.И. Солженицына в школьную программу за 30 лет сформировался устоявшийся стандарт по изучению этого автора. «Если изначально выбор произведений принадлежал учителю или автору учебника, то постепенно в программах оказалось два обязательных для прочтения текста»23. Такими текстами являются рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор».
Поскольку на окончательное содержание программы сильно влияют установленные требования Государственной итоговой аттестации, нынешние стандарты нашли своё отражение и в кодификаторе Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена по литературе. Так, для итоговой аттестации 9 класса дается рассказ «Матрёнин двор», а в кодификаторе ЕГЭ к этому тексту прибавляется «Один день Ивана Денисовича».
Важную роль в формировании практики преподавания Солженицына в школе сыграл документ, вышедший в 2008 году, – «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях»24. Он расширил перечень произведений автора, рекомендованных для ознакомления, а также позволил выйти трудам Солженицына за рамки предмета литература. Рекомендации предполагали знакомство с творчеством автора в рамках таких предметов, как русский язык, обществознание, история. Кроме того, рекомендации носят необязательный характер и могут быть проигнорированы учителями.
Изначально в школьных программах были варианты выбора произведений для изучения. Программа М.Б. Ладыгина включала для изучения рассказ «Захар-Калита», а программа Т.Ф. Курдюмовой – рассказ «Как жаль».
В современном преподавании литературы в школе, согласно Федеральному перечню рекомендованных учебников, выделяются линии учебников, необходимые для реализации школьного процесса. Ниже будет представлен подробный анализ каждой линии, что позволит описать основные сложности изучения творчества Солженицына, а также разработать пути решения этих проблем в различных программах.
По результатам анализа учебников было выявлено, как справедливо отмечают В.Н. Махова и А.В. Раева, две проблемы в преподавании Солженицына в средней школе:
- подбор произведений должен отвечать критерию соответствия их содержания возрасту учащихся;
- изучение творчества писателя необходимо проводить не изолированно, а в контексте эпохи, объясняя историко-литературные параллели.
Полноценное прочтение и понимание текстов Солженицына требует рассмотрения исторического контекста. Творчество И.А. Солженицына полноценно понять может читатель, оснащённый багажом знаний о классической русской литературе, о философских течениях и идеях 20 века, а также об исторических событиях того времени, в котором жил писатель. Особенностью художественного метода А. И. Солженицына – сочетание художественного и документального, поэтому тексты писателя необходимо сопровождать серьёзным реальным комментированием. Выходом может быть бинарный урок по литературе и истории.
Нужно понимать, что творчество Солженицына ориентировано на русскую литературную традицию. «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Очарованный странник» H.С. Лескова, «Война и мир» Л.Н. Толстого проходят по программе в 9 – 10 классах. Это говорит о том, что наиболее адекватное восприятие рассказов «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» возможно только учениками 11 класса.
Можно, конечно, не брать литературные параллели, как предлагают в своих учебниках В. Я. Коровин и Б. А. Ланин. Но тогда понимание Солженицыным своих героев в контексте русской литературы будет нарушено.
В 11 классе учащимся нужно предлагать самостоятельно познакомиться с автобиографией25 и биографией Александра Исаевича Солженицына (брошюр М.М. Голубкова26, П.Г. Паламарчука27 или В.А. Чалмаева28 будет вполне достаточно, а наиболее заинтересованным стоит прочитать книгу Л.И. Сараскиной29), особо акцентируя внимание на историческом контексте написания его рассказов «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», включенного в школьную программу. Не обходит стороной биографический обзор и условия написания рассказа «Случай на станции Кочетовка» и миниатюр «Крохотки». Среди новейших работ, посвященных помочь учителю и ученику изучить тексты Солженицына, – книги Т. Я. Ереминой30 и А. В. Урманова31.
Проанализировав, как освещено творчество А.И. Солженицына в современных учебниках литературы, можем прийти к выводу, что все представленные варианты не дают возможность по-настоящему полно и глубоко познакомиться с произведениями автора и с его внутренним миром. И если в отношении учебников, предназначенных для 9 класса, мы можем согласиться, что присущая им фрагментарность материала оправдана тем обстоятельством, что школьная программа предполагает возвращение к этому автору в старших классах, то подготовка к изучению автора в 11 классе требует выхода далеко за рамки существующих учебных пособий. Кроме того, поскольку указанные в программе произведения, лишь отчасти формируют представления школьников о творческом пути Солженицына, а, следовательно, проблема отбора текстов этого автора для школьной программы на самом деле еще не решена.
Мы убедились, что путь открытия перед школьниками жизни и деятельности А.И. Солженицына в руках и воле учителя.
Начнём анализ творчества А.И. Солженицына в школьной системе образования с учебника по литературе для 11 класса под редакцией И.Н. Сухих32.
Творчество писателя изучается в разделе учебника под названием «Советский век: на разных этажах (1940-1980-е)», которому посвящено 13 страниц.
Открывая первую страницу, мы видим раздел «Основные даты жизни и творчества» на которые необходимо обратить внимание для того, чтобы понять, какие акценты выделены автором И.Н. Сухих, которые не должны остаться без внимания. Указывается дата и место рождения – 12 декабря 1918 г. Кисловодск; учёба в Ростовском университете – 1936-1941; командование в разведывательной звукобатареей в действующей армии – 1943-1945; заключение в советских лагерях – 1945-1953; освобождение и работа учителем – 1956; публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» - 1962; публикация рассказа «Матрёнин двор» - 1963; работа над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» - 1958-1968; Нобелевская премия по литературе – 1970; арест и высылка на Запад, где писатель начнёт работу над циклом «Красное Колесо» – 1974; возвращение в Россию – 1994; дата и место смерти – 3 августа 2008 г. Москва.
Далее следует глава «Художественный мир прозы Солженицына» которая состоит из двух параграфов: 1). Автор: телёнок против дуба; 2). Иван Денисович: день и жизнь.
Параграф «Автор: телёнок против дуба» является подробным изложением представленной выше краткой сводки основных дат в жизни Солженицына, и посвящён биографии писателя. Такое название объясняется автором учебника с помощью первого мемуарного тома «Бодался телёнок с дубом (1975) в котором телёнок – это Солженицын, а дуб – советская власть, и в том числе Союз советских писателей, которые не давали зелёный свет писателю на публикацию его произведений, цензурировали и выдвигали жёсткие, а порой жестокие законы. Такое звучное название сразу настраивает учеников на литературный лад и далее каждый факт из биографии будет комментироваться либо художественным, либо публицистическим творчеством Солженицына.
Детство описывается буквально двумя предложениями из которых мы узнаём, что Солженицын родился в Кисловодске в крестьянской семье, отец погиб до его рождения. Затем сразу же говорится об юности писателя. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета, поступил в московский гуманитарный вуз МИФЛИ, в октябре 1941-м году призван в армию, в 1942-м году окончил артиллерийское училище, и с 1943 году служил на фронте.
После немногочисленных биографических фактов детства и юности писателя делается акцент на том, что жизнь разделяется на «до» и «после», а именно на феврале 1945 года и с этого момента ученики приступают к самой важной теме в жизни писателя, а именно лагерной теме. Она начинается с упоминания о важном факте из биографии Солженицына, а именно письмо, которое он написал своему другу, где осуждал Сталина и был за это арестован на 8 лет и отправлен в шарашку о которой в дальнейшем будет одно из главных произведений писателя «В круге первом», и о лагере в Казахстане.
Далее, после описания биографических фактов, следует комментирование от первого лица – А.И. Солженицына – о том, что именно он чувствовал в тюремные и лагерные годы. Цитаты берутся из книги «Архипелаг ГУЛАГ» Ч.4, гл.1. Следовательно, И.Н. Сухих делает отсылку к этому произведению писателя, с которой ( по версии автора учебника ) ученикам необходимо познакомиться хотя бы косвенно.
В 1956 году заканчивается ссылка Солженицына и он устраивается на работу учителем математики ( о том, что Солженицын приезжает работать учителем во Владимирскую область, ученики узнают из раздела «Основные даты жизни и творчества», далее этот факт больше не упоминается, но раскрывается как и всё остальное более подробно ) и усердно занимается литературой с помощью которой хочет рассказать советским людям всю правду, на то, что конкретно происходит сейчас в государстве и что будет происходить ( возможно ) в дальнейшем. В это же время он заканчивает работу над романом «В круге первом» (1957), который был задуман ещё в период его заключения в московской шарашке.
Немало важным лицом с которым знакомит автор учебника 11-классников становится А.Т. Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир», который в 1962 году легализует Солженицына в глазах новой власти, а именно Н.С. Хрущёва и в свет выходит повесть «Один день Ивана Денисовича».
Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в учебнике И.Н. Сухих даёт определение «Одному дню Ивана Денисовича» как «…небольшой повести или большого рассказа…». На этом стоит заострить внимание, ведь как нам известно, сам Солженицын определял жанр этого произведения как рассказ, но в журнале «Новый мир» ему даётся определение повести.
После мы знакомимся с тем, как был воспринят этот большой рассказ ( небольшая повесть ) бывшими заключёнными, их родственниками, простыми советскими людьми, большинство из которых восприняли этот текст как глоток правды, показ настоящей стороны время правления Сталина. В ходе громкой шумихи, которую подняло это произведение, встал вопрос о выдвижении его на Ленинскую премию.
Далее, как принято в учебнике И.Н. Сухих, идёт комментирование темы «Одного дня Ивана Денисовича» самим Солженицыным с помощью книги «Архипелаг ГУЛАГ», Ч.7, гл.1 и цитата из публицистического эссе «Образованщина», январь 1974 год в которых главная мысль заключается в том, что писатель думал, что рассказ ( повесть ) получится о прошлом, но как оказалось, что «Один день Ивана Денисовича» - это и о современной советской жизни.
После цитат писателя повествуется о трудоёмкой работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ», которая начата ещё в 1958 году и в этом абзаце ученики знакомятся с политической позицией Солженицына, который изначально был на стороне Сталина и разделял его идеи в 30-е годы, а затем он понимает, что революция в России – это самая большая ошибка, в ходе которой пострадали миллионы невиновных людей. Он начинает открытый конфликт с правящей верхушкой, который идёт через письма, интервью на Западе, распространение запрещённых произведений в самиздате.
Буквально в одно предложение упоминается о двух крупных произведениях писателя, а именно романе «В круге первом» и повести «Раковый корпус», которые публикуются в 1968 году на Западе. Эти книги остаются без анализа, единственное упоминание было выше о романе «В круге первом», конкретно когда речь шла о пребывании Солженицына в шарашке.
1970 год активно описывается на страницах учебника, ведь это тот год, когда Солженицын получает мировое признание в виде награждения Нобелевской премией по литературе, которую советское государство восприняло критично из-за чего у писателя начинаются серьёзные проблемы в России, он не едет в Стокгольм на вручение, но пишет «Нобелевскую лекцию». В этом же году в тамиздате появляется роман «Август Четырнадцатого», и здесь начинается новое преследование в ходе которого была изъята часть архива.
В 1973 году на Западе публикуется книга «Архипелаг ГУЛАГ», а уже в 1974 году Солженицына лишают советского гражданства и отправляют его в ФРГ. Отсюда начинается тема западной жизни писателя, который не увидит родную землю в течении 20 лет. В 1976 году переезжает в США в штат Вермонт, где продолжается работа над романом «Красное Колесо».
Автором учебника разбирается структура романа-эпопеи «Красное Колесо», а именно, что он состоит из «узлов» : «Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого», «Март семнадцатого», «Апрель семнадцатого» и краткий конспект ненаписанного «На обрыве повествования».
Ученикам даётся понимание, что Солженицын – это не предатель родины, он человек, который западную жизнь воспринимал как временное явление в своей жизни. Впоследствии школьники кратко знакомятся со второй автобиографической книгой, которая является продолжением «Бодался телёнок с дубом», «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» (1978), где наглядно показано как телёнок превратился в зёрнышко, а два жернова – это советская и западная идеология, последнюю из которых, писатель также подвергает критике.
В краткой цитате из «Темплтоновской лекции» 1983 года ученикам Солженицын предстаёт ещё и как верующий человек, он пишет о том, что люди в XX веке забыли Бога и отсюда столько проблем. В этой же лекции писатель упоминает о конце света, что подразумевает кризис, перелом, революции и главной мишенью становится Россия.
Статья «Как нам обустроить Россию?» 1990 года имела огромные тиражи на Западе, так как была написана в период распада СССР. А в 1994 году после окончания существования «дуба» Солженицын возвращается на родину. Это возвращение комментируется цитатой из книги «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» ( гл.7 ), в которой автор сравнивает себя с мостом перекинутым из России на Запад. Здесь же упоминается о первой опубликованной книге «Россия в обвале» ( 1998 ), смысл которой состоял в том, что родина, в ходе перемен, идёт скорее в сторону регресса, но ни как к чему-то светлому и лучшему.
Упоминает факт награждения высшим орденом новой России Солженицына всё в том же 1998 году, однако он отказывается от этой награды, объясняя тем, что не хочет принимать его «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния». Комментирование этого факта вновь сопровождается цитатой самого Солженицына, взятой из многочисленных интервью, в котором он критически относится к прошлой и настоящей политической власти России.
В последнем абзаце параграфа «Автор: телёнок против дуба» делается вывод о том, что Солженицын – это классический писатель XIX века, который всегда был на стороне униженных и оскорблённых ( здесь приводится в пример герой – Иван Денисович ); противоречивый писатель ( автор учебника сравнивается Солженицына и Толстого, последний из которых также как и Солженицын вызывал у современников споры из-за непохожего мировоззрения и творчества с действующей политической системой ).
Итак, школьникам даётся понимание того, что писатель не «плохой», он вынужден был уехать за границу, которую тоже критиковал и находил в ней отрицательные элементы, однако из-за разногласий с властями не мог в тот момент вернуться на родину. Это сопровождается не просто словами автора учебника, а подкреплением цитат самого Солженицына из его мемуаров.
Второй параграф носит название «Иван Денисович: день и жизнь» и открывает читателю мир в одну из главных тем писателя – лагерную прозу. О жанре произведения ( о котором упоминалось выше в нашей работе ) разъясняется тот момент, что писателем определён как рассказ ( концентрированность места и времени действия, ограниченный круг персонажей ), а по факту становится «маленьким романом» ( жизнь всей страны в период правления Сталина ). Следовательно, автор учебника определяет жанр произведения, объясняет, почему этот рассказ можно спутать с повестью или даже романом. Для учеников важно понимание, чем каждый жанр отличается друг от друга и как это иной раз может переплетаться между собой.
Далее параграф строится на анализе текста, который состоит из места действия, времени действия, действующих лиц с более подробной проработкой персонажа Ивана Денисовича, манеры повествования рассказа и в заключение идеи написания.
Место действия – «островок» Архипелага ГУЛАГ, И.Н. Сухих разъясняет это понятие, объясняя его как метафора, придуманная Солженицыным, в котором отбывают сроки невиновные люди их различных социальных слоёв, но уравненные государством.
Время действия – чётко прописанный в тексте – 1951 год. В этом абзаце идёт отсылка к книге «Архипелаг ГУЛАГ», а конкретно к одной из глав, а именно «Архипелаг созрел», что даёт заведомое переплетение двух текстов. Обозначается, что действие Архипелага продлится ещё 5 лет, после чего распадётся.
Манера повествования в тексте «Один день Ивана Денисовича» является особенностью, потому что включает в себя плавные переходы от одной речевой манеры к другой и связана с главным героем – Шуховым Иваном Денисовичем. Рассказ ведётся в несобственно-прямой речи, т.е. автор смотрит на мир глазами героя, может полностью углубляться в сознание персонажа, сливаясь с ним, а иногда вместо присущего жаргона и специфического диалектизма, заменять литературным языком, либо может разъяснять читателю ситуации со стороны.
Манера повествования показана прямой цитатой из текста, а именно та сцена, когда герой приходит в санчасть, в ней автор представляет точку зрения Шухова, затем внутренняя речь героя и далее авторское повествование.
Описание персонажа Ивана Денисовича связано не только с анализируемым рассказом, но и с книгой «Архипелаг ГУЛАГ», цитаты из которой при описании героя приводятся из Ч.7, гл.1. Автор учебника называет Шухова – «простой Иван», внося в это понятие человека, который все события, которые произошли с ним принимает как свершившийся факт, без лишних страданий и эмоций, ценит казалось бы простые и незамеченные вещи: тёплые валенки, чёрствый хлеб, ножовку ( здесь автор учебника сравнивает героя Солженицына с героем Мандельштама из «Кому зима – арак и пунш голубоглазый…», 1922 ).
Необходимо отметить, что анализ композиции несёт в себе многочисленное количество цитат, которые на примере из текста показывают особенности творчества Солженицына.
Переплетение книги «Архипелаг ГУЛАГ» и рассказа «Один день Ивана Денисовича» в конце параграфа приходит к тому, что «Архипелаг ГУЛАГ» это обобщённый образ, подкрепляемый цитатой из книги «Архипелаг ГУЛАГ» Ч.3, гл.7, где возвращается к герою Ивану Денисовичу с продолжением его истории.
Следовательно, в разделе «Иван Денисович: день и жизнь» описание места действия, времени манеры повествования, анализ персонажей и центрального героя строится таким образом, чтобы школьник смог самостоятельно разобраться, например, в таком понятии как «несобственно-прямая речь» и др. Всё это подкрепляется примерами из текста и примерами из мемуаров, публицистического и художественного творчества Солженицына. Проанализирован центральный персонаж и авторский взгляд на него.
Учебник для 11 класса по литературе углубленного уровня под редакцией В.И. Коровина33 изучает творчество А.И. Солженицына в 5 главе под названием: «Русская литература 1960-1970-х гг. в метрополии» автором Л.А. Капитановой на 15 страницах учебника.
Изучение А.И. Солженицына состоит из: небольшой биографической сводки, «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Архипелаг ГУЛАГ», основных теоретических понятий, вопросов и заданий, творческого задания, примерных тем сочинений, русский язык и литература.
Биография представлена краткими сведениями о становлении Солженицына как писателя, которое укрепляется в нём в лагерях. Далее основное количество информации представлено из наблюдений французского слависта, профессора Женевского университета Ж.Нива и цитатами критика А. Архангельского. Учёные сходятся в том мнение, что если бы в жизни А.И. Солженицына не было «шарашки», ГУЛАГА, преследований, то, возможно, он не стал бы хорошим писателем, явлением того времени. Эти наблюдения подкрепляются книгой «Россия в обвале» (1998), написанной после возвращения на родину и цитатами самим Александром Исаевичем, например, его речь «Игра на струнах пустоты» (1993).
Следовательно, в небольшой биографической сводке, которая представлена в учебнике под редакцией В.И. Коровина Солженицын предстаёт как писатель, которого волновали насущные вопросы людей, в центр внимания он ставит русского человека и историю. Отстаивая интересы человечества, писатель противостоял коммунистической идеологии.
Параграф под названием «Один день Ивана Денисовича» самый объёмный, это объясняется тем, что произведение основополагающее для 11-классников и входит в обязательный перечень текстов при сдаче ЕГЭ.
В учебнике под редакцией В.И. Коровина жанр произведения определяется как повесть, с уточнением на то, что можно называть и рассказом. Это логично, потому что далее следует информация о том, что в 1962 в журнале «Новый мир» главным редактором которого являлся А. Твардовский добился разрешения на публикацию «Одного дня Ивана Денисовича» после одобрения руководителя Советского Союза Н. Хрущёва, и если мы ещё более углубимся, то вспомним, что именно Твардовский впервые назвал произведение не рассказом ( как сам Солженицын ), а именно повестью. Следовательно, отметим, что в учебники под редакцией В.И. Коровина уделяется внимание истории публикации произведения.
Приводятся цитаты Ж. Нивы и В. Страды, которые отмечают, что текст Солженицына выстроен таким образом, что читатель ощущает диалог с повествователем, а повествователь больше, чем просто тот, кто описывает картину мира Шухова. Они ставят параллели «Одного дня Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГ».
Анализ повести начинается с понимая Солженицыным о чём он пишет, так как восемь лет своей жизни провёл в тюрьмах и лагерях, отсюда возникает проблематика произведения. Как отразится лагерная жизнь на простом, маленьком, крестьянском человеке? Выдержит ли он или сломается под жёсткими условиями тюрьмы? Далее в учебнике описывается главный герой – Шухов Иван Денисович, который предстаёт умным, смекалистым, не лишённым здравого смысла, ловкости, лукавства – всё это помогает ему выжить. Здесь Шухов показан ( при всех описанных качествах ) не героем, а персонажем из собственного опыта писателя, потому что он не прогибается под выше стоящих людей, а держится своей совести. И автором учебника ставится риторический вопрос: «Не потому ли вопрос о духовном статусе героя Солженицына до сих пор вызывает споры?»34, из которого мы понимаем, что автор Л.А. Капитонова делает акцент на духовную составляющую писателя.
Цитируемый в учебнике Ж. Нива называет Ивана Денисовича Вергилием Солженицына, который стал проводником по аду ГУЛАГа. Сам же Солженицын ( в учебнике приводится его цитата ) утверждает, что хотел в одном дне собрать все десять лет каторги, а задумка появилась ещё в лагерном мире.
Далее продолжается развитие символики Ж. Нивы, а именно, что лагерный мир есть ад. В лагерном пространстве преобладает искусственный свет, постоянная ночь, потому что естественный свет – это Бог, и в аду не может быть солнца. Красный цвет – это цвет кровавой эпохи. Мотив мороза, ветра, снега и протирающейся, нескончаемой белой степи – это всё признаки смерти. Надзирали и конвои по Солженицыну есть служители адовой силы. Больше всего описывается так называемый дантовским Цербером - лейтенант Волковой. Создаётся образ трёхголового адового стража к которому писатель относит надзирателей, конвоиров и «придурков».
Из выше сказанного мы видим, что в учебнике под редакцией Коровина, акцент в анализе текста ставится на символику и мотивы произведения, что для углублённого уровня вполне ожидаемо.
Далее повествуется о первоначальном названии повести «Щ-854» с подробным описанием цели с которой выдаётся номер каждому заключённому. Из цитаты Ж. Нивы делается вывод о том, что каторжникам выдавали номер, чтобы уничтожить личность в человеке. Номер – примитивный лагерный язык. В повести же Ивана Денисовича называют по имени, а не прозвищу, благодаря этому писатель передаёт, что в герое сохранился Человек.
Повествование идёт в форме несобственно-прямой речи, через это Солженицын передаёт читателю истину, и как комментирует С. Аверинцев, что люди ( даже малограмотные ) хотели купить журнал «Новый мир», чтобы прочитать в нём «Один день Ивана Денисовича», который стал синонимом слова правда.
В параграфе «Один день Ивана Денисовича» в центр внимания ставится герой Шухов Иван Денисович – как не просто автобиографический портрет Солженицына, но и собирательный образ героя, который сохраняет в себе человека в тяжёлых обстоятельствах. Активными комментариями выступают цитаты Ж.Нивы, с помощью которых Л.А. Капитонова поднимает вопрос символов и мотивов в анализируемом тексте; А.Архангельского и С. Аверинцева.
Параграф «Матрёнин двор» продолжает мысль «Одного дня Ивана Денисовича» о человеке, который не теряет своего достоинства в тяжёлых условиях, только теперь место действием становится колхоз.
В учебнике под редакцией В.И. Коровина представлено первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника», который также был напечатан в журнале «Новый мир» годом ранее.
Объясняется название рассказа через призму самого текста, а именно двор является синоним дома, в котором глубина души Матрёны находится в соединении с неприглядным хозяйством и миром полным эгоизма и жадности. Описание Матрёны как праведницы и бескорыстной души подкрепляется высказываниями Ж.Нивы . Итак, главная мысль в анализе данного рассказа в это учебнике состоит в том, что Солженицын пишет о сбережении русского мира и русских людей; людям необходимо иметь нравственные устои и верить в Бога.
«Случай на станции Кочетовка» входит в отдельный параграф учебника углубленного уровня по литературе 11 класса, однако в школьную программу этот рассказ не входит и не является обязательным.
Рассказ даётся в противовес выше анализируемым произведениям, в котором социальное в советском человеке одерживает верх над человеческим. И далее следует не анализ текста, а краткий пересказ.
Далее следует две небольшие главки посвящённые двум важнейшим произведениям в творчестве А.И. Солженицына, а именно роману «В круге первом» и повести «Раковый корпус», которые также посвящены лагерной теме и представлены в форме сжатого пересказа. Эти два произведения проходят в ВУЗах на филологических факультетах узконаправленных специальностей, поэтому эти тексты представлены обзорно и без заострения внимания.
И заключительный параграф «Архипелаг ГУЛАГ» продолжает лагерную тему Солженицына. Стоит отметить, что анализ книги представлен объёмно.
Рассказывается об истории написании книги. Роман появился после ошеломительного успеха повести «Один день Ивана Денисовича» в котором писатель хотел рассказать всю правду о Советской России. Цитаты из публичных выступлений Солженицына, которые представлены в параграфе называют «Архипелаг ГУЛАГ» «памятником всем замученным и убитым», а цитаты его жены Натальи Дмитриевны поясняют, что текст был о действующей власти, похожая на прошлую, которая не хотела «ворошить прошлое».
Из речи Л. Чуковской школьники узнают о чём в целом роман, а именно, что книга затрагивает исторические события нашего общества с 1918 по 1956 годы.
Цитата В. Котельникова сообщает, о том, что «Архипелаг ГУЛАГ» в отличии от «Одного дня Ивана Денисовича» это не история только Солженицына, это соединённый в одну книгу опыт других людей, переживших лагеря, тюрьма, родственников, которые ждали их и т.д. Следовательно, в этом параграфе школьникам показывают два произведения одной большой темы, но с отличиями, противопоставлениями, вытеканием одного из другого, всё это подкрепляется цитатами самого Солженицына.
В учебнике представлены последствия издания «Архипелага…», т.е. затронута тема лишения советского гражданства и высылки в Германию, которой посвящена небольшая главка «На чужбине». В ней представлена история создания романа-эпопеи «Красное колесо» с комментариями А. Архангельского и кратким пересказом.
После биографической сводки и анализа произведений есть раздел «Основные теоретические понятия», которым необходимо дать определение и выучить, это такие понятия как рассказ, повесть, роман, эпос, эпопея, «художественное исследование», пространство, время, мотив, рассказчик, прототип, несобственно-прямая речь.
Раздел «Вопросы и задания» делает акцент на повесть «Один день Ивана Денисовича», в котором необходимо обозначить роль мотивов снега и льда в тексте и охарактеризовать систему персонажей; на рассказ «Матрёнин двор», в котором необходимо объяснить метафорический смысл Матрёнина «ковчега» (двора); на роман «Архипелаг ГУЛАГ», в котором необходимо аргументировать примерами из текстов произведений, что «Остров Сахалин» А. Чехова есть предвестник «Архипелага…» А. Солженицына.
Следовательно, вопросы и задания необходимы для размышления над прочитанной информацией в учебнике, ответы на которые присутствуют в информации представленной Л.А. Капитоновой.
В « Творческих заданиях » два текста «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», где в первом необходимо объяснить понятие «несобственно-прямая речь», следовательно, для школьников это новый термин, раз на него делает столь яркий акцент, а в рассказе «Матрёнин двор» ученикам предлагают сопоставить женские образы Агафьи из рассказа В. Распутина и Матрёны.
В «Примерных темах сочинений» школьникам предлагают порассуждать на главную тему Солженицына лагерную, на примерах текстов «Один день…» и «Архипелаг …».
Тема «речевого портрета» у Ивана Денисовича Шухова вскользь проходит в учебнике, но в параграфе «Русский язык и литература» к ней возвращаются для того, чтобы школьники охарактеризовали зэковский жаргон, крестьянский говор и народные афоризмы с подкреплёнными примерами из текста.
Учебник по литературе для 11 класса под редакцией В.Ф. Чертова35 предназначен для базового и углубленного уровней изучения в котором творчество А.И. Солженицына изучается на 19 страницах в разделе «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе».
Раздел состоит небольших параграфов: краткая биографическая сводка; повесть «Один день Ивана Денисовича»; книга «Архипелаг ГУЛАГ»; вопросы и задания; фрагмент повести «Один день Ивана Денисовича»; комментарии; вопросы и задания; индивидуальные задания.
Биография представлена основными событиями писателя без указания дат. Упоминается об участии Солженицына в Великой Отечественной войне, о ГУЛАГе, преподавании в школе, онкологической болезни, вынужденном эмигранстве, Нобелевской премии по литературе (1970). В заключении автор учебника называется писателя: «Художник, создавший собственную концепцию истории России XX века и воплотивший её в своём творчестве». 36
Следовательно, мы видим, что биография представлена общими фактами о писателе без подробностей.
Параграф «Повесть «Один день Ивана Денисовича» рассказывает о публикации в журнале «Новый мир» в 1962 году повести, темой которой стало открытие недавнего прошлого страны при правлении И.В. Сталина. Из названия мы видим, что автор В.Ф. Чертов определяет жанр произведения как повесть, и сразу же ссылается на журнал в котором впервые ему и было дано это определение Твардовским.
Далее следует анализ главного героя повести – Шухова Ивана Денисовича, выбор которого не понимали критики и рецензенты, они видели персонажем – коммуниста, который пострадал от репрессий, но А.Т. Твардовский видел достоинством книги именно в том, что Шухов – простой русский мужик из народа, он не поддался влияниям исторического контекста, времени, идеологии, в нём сильно развито крестьянское начало, которое не помогает ему выжить и не сломаться.
Важным является сравнение двух повестей Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (которая не входит в школьную программу), а точнее главных героев. Твардовский выступал в защиту персонажа Александра Исаевича: «…у Достоевского всё наоборот: там интеллигент-ссыльный смотрит на жизнь простого осторожного люда, а здесь всё глазами Ивана Денисовича, который по-своему и интеллигента (Цезаря Марковича) видит».
Далее идёт противопоставление лагерной темы А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова, он изучается школьниками после творчества анализируемого писателя в главе «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», однако упоминание о нём начинается ранее.
В.Т. Шаламов и А.И. Солженицын хоть и отражали в своих творчествах одну тему, но имели различия. Первое, на что обратил внимание Варлам Тихонович после публикации повести «Один день Ивана Денисовича» на отношение героя к труду. Шаламов считал лагерный труд принудительным, однако, Шухов умеет трудиться и делает свою работу с уважением и до конца. Второе, Шаламов считал, что лагерный опыт не может быть положительным, Солженицын же в своих произведениях ( повести «Один день Ивана Денисовича» и книге «Архипелаг ГУЛАГ» ) будет придерживаться позиции Достоевского , а именно, что человек становится сильнее через страдания.
Далее рассматривается композиция повести, особенностью которой становится свойственный для творчества Солженицына «узел». И в твой повести «узел» - это один обычный день, события в котором повторяются и являются цикличными.
Важным фактором является устная речь всех героев произведения о которой упоминается в этом параграфе, а именно несобственно-прямая речь - речь повествователя с фрагментами внутренней речи главного героя; употребляемые пословицы и поговорки, что является формой выражения народного сознания.
В заключении внимание уделяется тому, как была воспринята книга критиками и комментариями Г.Я. Бакланова и В.Я. Лакшина. Вывод был в следующем, что это произведение правдивая повесть, которая дала новое в литературе.
Важнейшей мыслью параграфа «Книга «Архипелаг ГУЛАГ» сосредоточено в словах: «Эта книга – дань памяти жертвам политических репрессий XX века» 37. Приводятся слова писателя о том, что эта книга не только о его страданиях, но в ней собраны воспоминания 227 узников ГУЛАГа. Цитаты Солженицына повествуют также, что у него не было в момент написания исторических документов ГУЛАГа, поэтому в ней не история, а память зэков.
Цитаты писателя С.П. Залыгина, который являлся главным редактором в годы публикации «Архипелага …» в журнале «Новый мир» комментирует творчество Солженицына следующим образом: «Александр Солженицын – с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не знать и не слышать не имеем ни морального, ни умственного права».
Далее в учебнике упоминается об авторской концепции, которая обозначена в названиях частей и глав книги с кратким анализом каждой из частей. И упоминается об эпиграфе четвёртой части книги: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся», который передаёт главную лагерную мысль творчества Солженицына о том, что человек упал во мрак Архипелага, и сможет ли он выстоять и сохранить себя после всего? …
Параграф «Вопросы и задания» предлагает 11-классникам повторить и самостоятельно проанализировать жизненный и творческий путь А.И. Солженицына. Для закрепления материала предлагается отметить наиболее важные события в жизни писателя, которые изменили его жизнь.
Далее ученики могут исследовать Солженицына с помощью творческого подхода, а именно предлагается тема доклада: «Солженицын и диссидентство» для выступления на внеклассных мероприятиях. Самостоятельно найти информацию о публичных выступлениях писателя после возвращения на родину и выступить с презентацией: «Солженицын как публицист и общественный деятель». Статью «Как нам обустроить Россию» (1990) предлагается прочитать и обсудить со старшими членами семьи.
В учебнике под редакцией В.Ф. Чертова текст «Один день Ивана Денисовича» представлен фрагментом. Был выбран момент, когда бригада в которой находился Шухов пошла на обед.
После фрагмента повести есть параграф «Комментарии» в котором изложены ( возможно ) ещё незнакомые для школьников моменты истории.
«Вопросы и задания» направлены на самостоятельную работу с текстом «Один день Ивана Денисовича». В этом параграфе предлагается прочитать полную версию повести и определить её тему и проблемы, которые поставлены. В прочитанном фрагменте «Одного дня…» из учебника предлагается рассказать об особенностях и необычных моментах. Подготовить характеристику главного героя. Объяснить название повести. Привлекает внимание вопрос, в котором ученикам необходимо обратить внимание на эпизод кинофильма С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» и поразмышлять над тем, для чего он упоминается в тексте. Распознать «вечные» проблемы российской действительности в повести. И заключительный вопрос направлен на разговорную речь произведения, а именно школьникам предлагают найти просторечную лексику, диалектизмы, жаргонизмы.
В заключение представлен параграф «Индивидуальные задания» в котором предлагаются выступления по книге «Архипелаг ГУЛАГ» с историей создания, восприятия и отзывами. Распознать главную задачу которую ставит А.И. Солженицын в Нобелевской лекции. И дополнительно прочитать один из рассказов писателя, и написать о нём отзыв.
Рассмотрим учебник по литературе для 11 класса базового уровня под редакцией Т.Ф. Курдюмовой38.
Творчество А.И. Солженицына изучается в разделе «Литература второй половины XX – начала XXI века» в главе под названием «Литературный процесс 1950-х – начала 2000-х годов» с параграфами: «Очерк жизни и творчества», «Один день Ивана Денисовича», «Подведём итоги», «Рекомендуемая литература».
Параграф начинается с основных дат в жизни Солженицына на которых автор учебника Т.Ф. Курдюмова ставит акцент: дата и место рождения – 11 декабря 1918 г. Кисловодск; годы учёбы в школе, в университете на физико-математическом факультете в г. Ростов-на-Дону, и годы учёбы на заочном отделении Института философии, литературы и истории – объединены с 1936 по 1941; далее годы с 1942 по 1945 заключают в себе важный переломный этап – участие в Великой Отечественной войне, арест за отзыв о Сталине, заключение в Бутырской тюрьме; лагеря – 1945-1953; далее даты включают литературную деятельность – 1953-1959 – освобождение, реабилитация, работа учителем физики в г. Рязань, написание романа «В круге первом»; 1962 – публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир»; 1963 – публикация рассказа «Матрёнин двор» там же; создание книги «Архипелаг ГУЛАГ», исключение из Союза писателей, присуждение Нобелевской премии характеризуется 1964-1970-ми годами; события 1974 – публикация статьи «Жить не по лжи», арест, высылка в Германию и лишение советского гражданства, выход книги в Париже «Бодался телёнок с дубом»; далее 20-летний период в США штате Вермонт, где публикуется «Архипелаг ГУЛАГ» и «Раковый корпус» всё в том же журнале, и написание романа «Красное Колесо»; возвращение на родину происходит в 1994 и в этот же год завершается работа над книгой «Россия в обвале»; дата и место смерти – 3 августа 2008 в Москве.
Параграф «Очерк жизни и творчества» подробно раскрывает все вышеупомянутые даты жизни и творчества Солженицына. В нём отражены темы: «Детство и годы учёбы», «Годы войны», «Лагерные скитания», «Начало творчества», «Рассказать всю правду…», «Годы изгнания», «Возвращение».
В «Детстве и годах учёбы» развёрнуто описывается семья будущего писателя и больше всего отношения с матерью Т.З. Щербак. Упоминается о том, что Таисия Захаровна из рода крупных землевладельцев Кубани, что по мнению Солженицына станет причиной притеснения советской властью их семьи. Рассказывается о деде Захаре Щербаке и его отношении с принадлежащими ему крестьянами и рабочими; о биографии, образовании и характере матери; об отце, которого Солженицын не застал, так как тот погиб при неизвестных обстоятельствах до рождения мальчика. Есть комментарии самого писателя по поводу их с матерью трудной и несправедливой жизни в Ростове, в чём было виновато всё тоже происхождение семьи. Мать активно обсуждаема здесь как та, которая дала воспитание, образование и начало писательской деятельности.
Упоминаются студенческие годы и зарождение Солженицына как писателя.
«Годы войны» хорошо отражает цитата писателя, которая приведена здесь: «Нельзя стать большим русским писателем, живя в России 41-43 годов и не побывать на фронте»39. Упомянуты книги, в которых будет передан военный опыт А.И. Солженицына: рассказы «Желябугские выселки», «Адлиг Швенкиттен», эссе «Сквозь чад», роман «Красное Колесо».
«Лагерные скитания» рассказывают о самом переломном периоде в жизни Солженицына, который повлияет на его жизнь. В учебнике отражена причина начала лагерей писателя, а именно переписка 1945 года с Кокой Виткевичем, попавшая в руки контрразведки, в ней друзья высказывались против Ленина и Сталина.
Далее кратко описан весь лагерный путь писателя начавшийся с лагеря в Новом Иерусалиме, затем в Москве в Калужской Заставе, в научно-исследовательском подразделение НКВД в Рыбинске и Марфино – специализированной тюрьме под Москвой. Упоминание о романе «В круге первом» который связан с последней упомянутой тюрьмой. Здесь же представлена цитата жены Солженицына Н. Решетовской о пребывании мужа там.
Продолжается тема лагерем Экибастузским в Казахстане и упоминанием о повести «Один день Ивана Денисовича» с письмом самого писателя о его жизни в нём.
И в завершении лагерного скитания указывается аул Кок-Терек Джамбульской области в котором Солженицын был до смерти Сталина, в его творчестве этот опыт отражён в повести «Раковый корпус» с приведённой цитатой из произведения. Здесь же к отсылке к выше упомянутому произведению упоминается об онкологии писателя.
В теме «Лагерные скитания» подробно и в хронологическом порядке описывается важнейший период в жизни А.И. Солженицына с публицистическими комментариями писателя, его жены и отрывками из его произведений для более чёткого понимания происходящего.
«Начало творчества» посвящён становлению Солженицына как писателя, период начинается с преподавания в школе, где он встречает свою будущую героиню рассказа «Матрёнин двор», окончание романа «В круге первом», повести «Раковый корпус», возникновение замысла книги «Архипелаг ГУЛАГ», написание рассказа «Один день Ивана Денисовича». Здесь же приведена знаменитая цитата А.А. Ахматовой в которой она предсказала всемирную известность А.И. Солженицыну после публикации «Одного дня…».
Отражена история публикации рассказа «Одного дня Ивана Денисовича» с упоминанием имени литературоведа Л.З. Копелева, который передал рукопись редактору журнала «Новый мир» А.Т. Твардовскому и цитата последнего о впечатлении, которое на него произвела книга. Далее история прошения у Н. Хрущёва разрешения на публикацию и реакция публики. Приведена речь литературоведа В.Я. Лакшина, которая в полной мере раскрывает насколько люди были ошеломлены правдой и рухнувшим молчанием: «На памяти моего поколения не было такого мгновенного и ослепительного успеха…»40.
«Рассказать всю правду…» основывается на том, что после успеха книги «Одного дня Ивана Денисовича» начинает усерднее работать и пишет рассказы «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка» и «Для пользы дела».
Здесь же представлен анализ рассказа «Матрёнин двор» с его автобиографичностью, начиная с образа главной героини заканчивая убогостью и нищетой деревенской жизни второй половины 50-х годов двадцатого века. Матрёна предстаёт праведницей, со страдальческой судьбой и жизненными испытаниями, которую мир не понял и при жизни не оценил.
Запрещение публикации «Ракового корпуса», захват КГБ архива писателя, письмо Солженицына на IV съезд писателей СССР о необходимости покончить с цензурой, исключение из Союза писателей, изъятие произведений, публикации на Западе романов «В круге первом» и «Ракового корпуса» ( в учебнике жанр последнего определяется как роман, а не повесть ), присуждение Нобелевской премии, публикация первого тома «Архипелага ГУЛАГа» в Париже, распространение публицистических статей писателя в самиздате – все эти события становятся предвестниками изгнания Солженицына о котором в учебнике упоминается ниже.
Краткий анализ романа «Архипелаг ГУЛАГ», представлен жанром, который выдвигает сам Солженицын как: «опыт художественного исследования». Автор учебника обращает внимание на вступление, из чего создаётся понимание кому посвящена и о чём книга.
«Годы изгнания» начинаются с заключения писателя в феврале 1974 года в Лефортовскую тюрьму с дальнейшей высылкой в ФРГ и лишение его советского гражданства. Затем переезжает в США в штат Вермонт в котором пишет эпопею «Красное Колесо».
В учебнике под редакцией Т.Ф. Курдюмовой внимание анализу эпопеи «Красное Колесо» отдано больше, чем книге «Архипелаг ГУЛАГ».
«Красное Колесо» имеет исторические главы с детальными событиями и героями, центральными персонажами становятся Саня Ложеницын и Ксения Томчак, прототипами которых становятся родители писателя.
В эпопеи помимо исторических фактов есть ещё и публицистика с чёткой авторской позицией, например, Солженицын считал, что в революции виновата власть, более всего Николай II. Что путём крови и насилия невозможно добиться мира. В анализируемой книге писатель опять же на стороне тех, у кого доброе сердце, кто верен чести и долгу.
Уделяется внимание публицистической деятельности на Западе, Солженицын выдвигает проблему влияния Запада на Россию, в ходе которой могут быть утрачены традиции, культура, свобода и будущее страны.
Отмечается вклад Солженицына в религиозное сознание за который писатель в 1983 года получает Темилтоновскую премию в Англии. Ведь он считал, что все должны помнить о подвиге Ииссуса, который был для него тем, кто побеждает тьму и жестокость истории и пристрастия человека.
Здесь А.И. Солженицын показан как человек, который находится в изгнании и лишён гражданства своей страны бесспорно беспокоится, волнуется за судьбу России и его народа, пишет такие звучные статьи как, например, «Как нам обустроить Россию» (1994).
«Возвращение» состоялось 27 мая 1994 года и публицистическая деятельность писателя продолжается уже в России такими статьями как: «Дайте народу власть», «Власть далека от болей народных», «Демократия у нас ещё не началась», «Лицемерие на исходе XX века» и книгой «Россия в обвале – о сегодняшних днях России и судьбе русского народа».
В заключении параграфа «Очерк жизни и творчества» даётся вывод о том, что несмотря на все статьи, призывы, выступления, Солженицын не мыслил себя политиком на первом плане для него всегда была писательская деятельность, на которую повлияли все основные события российской истории XX века.
Параграф «Один день Ивана Денисовича» разделён на «Название и сюжет», «Образ главного героя», «Особенности изображения героев», «Авторская оценка».
«Название и сюжет» начинает повествование о жанре произведение, который в этом учебнике определён как рассказ, следовательно, автор придерживается здесь мнения Солженицына о том, что в малой форме можно поместить многое. И приведена цитата писателя в контекст комментария сюжета произведения: «…описать весь лагерный день – одним днём…». Дано первоначальное название «Щ-854.Один день одного зэка» с объяснением замены его на известное нам сейчас из-за пропуска советской цензуры Твардовским.
«Образ главного героя» это особенность всего рассказа Солженицына, потому что он выбрал простого русского человека, пострадавшего от советского государства будучи невиновным. Представленная в тексте цитата писателя объясняет, что Иван Денисович Шухов – это собирательный образ в котором есть и собственный опыт Солженицына. Ниже есть отрывок из произведения где объясняется как герой стал зэком.
Обозначена важная мысль рассказа : «…человек в тяжелейших условиях жизни способен выжить и при этом сохранить в себе человеческое…»41. И эти слова подкрепляются одной из главных сцен в произведение, в котором герой чувствует себя индивидуальность, а именно работа бригады на строительстве ТЭЦ. Ещё одним примером является общение между заключёнными, они не упоминают номера, вышитые на их одежде, не дают кличек, а обращаются друг к другу по имени.
В учебнике Т.Ф. Курдюмовой «Особенности изображения героев» рассматриваются с точки зрения двух полюсов: те, кому автор симпатизирует (Тюрин, Буйковский, Сенька Клевшин, Цезарь Маркович, Алёша и др.) и «все те, кто был ниже дерьма» ( придурки, лагерные аристократы, лакеи ). Стоит отметить, что Солженицын каждого своего упомянутого героя наделяет портретными данными, из которых выстраивается внутреннее представление о них.
«Авторская оценка» повествует о слиянии голосов рассказчика и автора. Рассказчик повествует нам о том, что происходит в тексте, а автор не исчезает из текста и его угол намного шире.
Выделен главный символ рассказа – время, которое является художественным обобщением и содержит конкретику «начался год новый – 51-й».
Параграф «Поведём итоги» делится на «Вопросы и задания», «Темы письменных работ» и «Темы устных выступлений».
9 из 10 вопросов в «Вопросах и заданиях» посвящены рассказу «Один день…» ответы на которые заложены в лекционной части учебника, однако один из них открывает более широкий угол кругозора, в котором необходимо сопоставить Шухова и Платона Каратаева из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Войны и мира» уже пройденным учениками 11 класса.
10 вопрос построен вновь на сопоставлении, а именно Нобелевской лекции А.И. Солженицына, эпилоге к рассказу «Севастополь в декабре» и стихотворении «Правда и истина» И.С. Тургенева, и обозначить главную мысль, которая связывает все три произведения.
Главными темами в «Темах письменных работ» является лагерная на примерах произведений «Один день…» и «Архипелаг ГУЛАГ» и тема сохранение человечности в жёстких условия жизни на примерах «Одного дня…» и «Матрёниного двора».
«Темы устных выступлений» предлагается сопоставить лагерную тему в произведениях А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова, последний пройден учениками ранее. И порассуждать на темы символики, о которой в лекционной части учебника упоминается, и затронуть праведничество.
Для более глубокой проработки темы жизни и творчества А.И. Солженицына ученикам в качестве самостоятельного изучения предлагается параграф «Рекомендуемая литература» представленная: Голубковым42, Нивой43, Паламарчуком44, Сараскиной45, Урмановым46, Чалмаевым47. Однако, необходимо посмотреть на годы изданий книг и, возможно, не вся информация, которая в них представлена на сегодняшний день, актуальна, ведь с момента их написания прошло более 20-30 лет.
Рассмотрим учебник по литературе 11 класса базового уровня под общей редакцией Л.А. Вербицкой 48.
Визуальной особенностью данного учебника среди всех остальных является его красочность и наглядность. Пролистывая его можно найти не только портреты Солженицына разного периода жизни, но и его фронтовые и лагерные фотографии, изображения, уже школьного периода жизни. Есть постановочная съёмка, на которой писатель предстаёт заключённым из «Одного дня Ивана Денисовича» с номерным знаком «Щ-262». На одной из страниц можно найти фотографию лагеря сталинского времени, а далее обложку первого издания книги А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и рукопись книги «Архипелаг ГУЛАГ» .
Знакомство с писателем происходит в 4 главе под названием «Литература 1960-1980-х годов» и делится на «Жизнь и судьба», «Рассказ «Один день Ивана Денисовича» и «Творчество А. Солженицына в 1960- 1970-е годы».
Особенностью учебника авторов Е.С. Абелюк и К.М. Поливанова является анонс информации, написанный отдельно в рамке перед каждым параграфом. Также внизу страницы есть лента времени, которая показывает, что произошло в тот или иной период в стране, в момент жизненного или творческого пути изучаемого автора.
«Жизнь и судьба» начинается с анонса. Ученики узнают из этого параграфа о том, как Солженицын-учитель станет артиллеристом; о лагерном периоде; о реальных событиях в рассказе «Матрёнин двор» и о свободе.
Параграф начинается с эпиграфа А. Немзера «Неоспоримость бессмертия. Памяти Александра Солженицына» (2008) в котором писатель предстаёт в первую очередь человеком верующим, именно с помощью веры он остался служить России.
Биография писателя начинается с цитирования книги Н. Солженицыной «Дар воплощения» 2010-го года, в которой описывается происхождение, образование и венчание родителей. Далее краткие сводки университетских лет на «физмате» и в Институте философии, литературы и истории, а после фронтовые годы Александра Исаевича.
Переломное событие в жизни писателя – арест – несёт в себе сведения о переписке с его другом Николаем Виткевичем, в которой они обсуждают политику и историю России. Информация письма вызвала подозрения госбезопасности, её функцией было выявлять шпионов и диверсантов, и из-за имён «пахан» и «Вовка» зашифрованы были Сталин и Ленин, Солженицына 9 февраля 1945 года арестовывают в тюрьму на Лубянке в Москве, а 27 июля приговаривают на 8 лет к исправительно-трудовым лагерям.
Лагерные годы описаны подробно. 1946-1947 годы находился в лагере у Калужской заставы в Москве, где он работал над строительством дома.
Далее акцент ставится на Марфинской спецтюрьме, которая находилась в здании бывшей духовной семинарии в Останкине возле храма Троицы, куда Солженицына переводят в 1947 году, все годы заключения в которой будут описаны в романе «В круге первом», главным героем будет являться сам Солженицын – Глеб Нержин.
При анализе романа «В круге первом» в учебнике даётся отсылка к «Божественной комедии» Данте. По Солженицыному «аду» первый круг – это «шарашка».
В продолжение лагерной темы А.И. Солженицына описывается май 1950 года, когда его переводят в Казахстан в особый лагерь в Экинбастузе в районе Караганды. Большой цитатой из «Архипелага ГУЛАГ» Части 5. «Каторга». Главы 10. «Когда в зоне пылает земля» представлены условия и жестокие законы по которым существовали здесь. Далее идёт вновь отсылка к этому лагерю, его можно наблюдать ещё и в сцене рассказа «Одного дня Ивана Денисовича» борьбе заключённых и стукачей. На полях учебника есть цитата из «Бодался телёнок с дубом» из которой можно узнать, что Солженицын в лагерях заучивал придуманное творчество наизусть, потому что писать об этом было невозможно.
Лагерная тема плавно перетекает в тему борьбы с онкологическим заболеванием, победа над которым становится символом донесения правды до мира.
Анализ рассказа «Матрёнин двор» начинается с предыстории его реабилитации в 1956 году и возвращение в Россию в деревню Мальцево во Владимирскую область, где встречает главную героиню Матрёну Захарову.
Выделены моменты из реальной жизни писателя: рассказчик Игнатич – бывший заключённый, учитель и писатель, вернувшийся в Россию «из пыльной горячей пустыни», имя главной героини Матрёны и конец рассказа, в котором она погибает на железнодорожном переезде. Важной особенностью является постановка вопроса: «Что приводит Матрёну под колёса поездка?»49 на который следует развёрнутый ответ по пунктам, что в итоге приводит к выводу о связывании судьбы героини с судьбами множеств русских женщин того времени.
При анализе рассказа рассматривается погода в день гибели героини с прямой цитатой из текста. Далее ученикам предлагают развить эту тему и сопоставить образ метели в предложенном тексте с повестью М.А. Булгакова «Собачье сердце». В дополнение к выше предложенному размышлению ставится вопрос о том, как революция и разрушение дома связаны у Булгакова в «Собачьем сердце». И в заключении необходимо сравнить позиции Солженицына и Булгакова.
На полях книги в продолжении темы погоды ученикам предлагают вспомнить истоки зарождения связи разгула снежной стихии и революции и что это означало у Пушкина, Блока, Булгакова и Пастернака.
Анализ рассказа продолжается композиционной ролью, в которой пространство имеет определённое значение. Начало текста уже несёт в себе сведения об этом «… на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт от Мурома к Казани». Пространственные категории – разрушение дома и пересечение дороги – это гибель героини, а у Игнатьича – это описание пути «из пыльной горячей пустыни», «просто в Россию», «…хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России».
После анализа композиции следует задание, в котором необходимо сравнить слова Матрёны о поезде с рассказами Феклуши из «Грозы» А.Н. Островского.
Сводка на полях отсылает учеников к символике железной дороги в творчестве И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и А.А. Блока ( у последнего предлагается прочитать первую главу поэмы «Возмездие» ) и подумать над тем, что железная дорога впервые появляется в России в год смерти А.С. Пушкина в 1837 году, возможно ли, что она становится символом конца Золотого века русской жизни и культуры.
Литература. 9 класс : учебник в 2 частях. Ч. 2. / Г. В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина. М.: Вентана-Граф, 2019. 256 с.
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений : в 3 частях. Ч. 2. / под ред. Г.И. Беленького М.: Мнемозина, 2021. 313 с.
Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 2. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, Шамчикова В.М. М.: Просвещение, 2021. 304 с.
Литература. 9 класс: учебник для образовательных организаций в 2 частях. Ч. 2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2021. 351 с.
Литература. 9 класс : учебник в 2 частях. Ч.2/И.Н. Сухих. – М.: Академия, 2019. 256 с.
Литература. 9 класс : учебник в 2 частях. Ч.2. / В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, А.М. Антипова. – М.: Просвещение, 2022. 368 с.
Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. Ч.2./ А.Н. Архангельский, Т.Ю. Смирнова. – М.: Дрофа, 2020. 318 с.
Литература. 11 класс : учебник в 2 частях. Ч.2./ С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2022. 544 с.
Литература. 11 класс : базовый уровень: учебник : в 2 частях. Ч.2. / Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов ; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - М.: Просвещение. 2022. 288 с.
Литература (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование : в 2 ч. Ч.2./ И.Н. Сухих. М.: Академия, 2021. – 368 с.
Литература. 11 класс : базовый и углубленный уровни : учебник в 2 частях. Ч.2./ В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, А.М. Антипова, А.А. Маныкина; под ред. В.Ф. Чертова. - М.: Просвещение, 2022. 397 с.
Литература. 11 класс : учебник в 2 частях. Ч.2./В.В. Агеносов. М.: Дрофа, 2022. 496 с.
Литература: 11 класс : базовый уровень : учебник в 2 частях. Ч.2./ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 2022. 255 с.
Литература. 11 класс : базовый и углубленный уровень : учебник / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова / под ред. Б.А. Ланина. М.: Просвещение, 2021. 479 с
Литература. 11 класс : учебник в 2 частях. Ч.2./ А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. М.: Дрофа, 2021. 528 с.
Литература. 11 класс : учебник./ Т.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. М.: Вентана-Граф, 2022. 336 с.
Литература. 11 класс : учебник в 2 частях. Ч.1./ М.М. Голубков, Е.Б. Скороспелова, Т.В. Мальцева. М.: Мнемозина, 2021. 456 с.
Литература. 11 класс : учебник в 2 частях. Ч.2./Г.Н. Ионин, Е.В. Невзглядова, М.А. Черняк. М.: Мнемозина, 2022. 498 с.
Литература. 11 класс : учебник в 2 частях. Ч.2./ О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев, под общ.ред. В.П. Журавлёва. М.: Просвещение, 2021. 415 с.
Литература. 11 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Углублённый уровень. В 2 ч. Ч.2 / [ В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Е.Д. Гальцова и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2022. 352 с.
Махова, В. Н., Раева, А. В. Проблемы изучения рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор» в средней школе. С.82.
Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 4 сентября 2008 г. № 03-1905) // Вестник образования России. 2008. № 19. С. 30-41. Сведения доступны также по Интернет : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6293015/ (дата обращения : 26.04.2020). Яз.рус.
Солженицын, А. Автобиография (1970) [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www.solzhenitsyn.ru/zhizn_soljzenizina/avtobiografiya/ (дата обращения: 19.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус. ; Александр Солженицын. Из наследия. Воспоминания /публ., подг. текста и прим. Н. Д. Солженицыной // Солженицынские тетради : Материалы и исследования. М. : Русский путь, 2018. № 6; 2019. № 7. Сведения доступны также по Интернет : http://www.solzhenitsyn.ru/o_tvorchestve/solzh_tetradi/ (дата обращения : 19.01.2023). Яз.рус.
Голубков, М. М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. М. : Изд-во МГУ, 2001. 112 с. 2-е изд.
Паламарчук, П. Г. Александр Солженицын : путеводитель / П. Г. Паламарчук. - М. : Столица. 1991. 96 с
Чалмаев, В. А. А. И. Солженицын в жизни и творчестве : учебное пособие / В. А. Чалмаев. М. : ООО «Русское слово – учебник», 2020. 128 с.
Сараскина, Л. И. Александр Солженицын / Л. И. Сараскина. М. : Молодая гвардия, 2009. 959 c. (Жизнь замечательных людей: сер.биогр.; вып.1175). Сведения доступны также по Интернет : http://www.solzhenitsyn.ru/zhizn_soljzenizina/biografii/712/ (дата обращения : 19.01.2023). Яз.рус.
Еремина, Т. Я. Книга А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в школьном изучении / Т. Я. Еремина. М. : Просвещение, 2012. 96 с.
Урманов, А. В. Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Комментарий. Учебное пособие / А. В. Урманов. М. : Флинта, 2020. 232 с.
Литература (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование : в 2 ч. Ч.2./ И.Н. Сухих. М.: Академия, 2021. – 368 с.
Литература. 11 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Углублённый уровень. В 2 ч. Ч.2 / [ В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Е.Д. Гальцова и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2022. 352 с.
Литература. 11 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Углублённый уровень. В 2 ч. Ч.2 / [ В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Е.Д. Гальцова и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2022. С 297.
Литература. 11 класс : базовый и углубленный уровни : учебник в 2 частях. Ч.2./ В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, А.М. Антипова, А.А. Маныкина; под ред. В.Ф. Чертова. - М.: Просвещение, 2022. 397 с.
Там же. С. 291.
Там же. С. 294.
Литература: 11 класс : базовый уровень : учебник в 2 частях. Ч.2./ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 2022. 255 с.
Литература: 11 класс : базовый уровень : учебник в 2 частях. Ч.2./ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 2022. С. 164.
Там же. С. 167.
Там же. С.175.
Голубков, М. М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. - М. : Изд-во МГУ.1999. 112 с.
Нива, Ж. Солженицын / Ж.Нива. – М.: Худ.лит. 1992. С. 191.
Паламарчук, П. Г. Александр Солженицын : путеводитель / П. Г. Паламарчук. - М. : Столица. 1991. 96 с
Сараскина, Л. И. Александр Солженицын / Л. И. Сараскина.- М. : Молодая гвардия. 2008. С.959.
Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. – М.: Флинта: Наука. 2003. С. 384.
Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. 1994. С. 288.
Литература. 11 класс : базовый уровень: учебник : в 2 частях. Ч.2. / Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов ; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - М.: Просвещение. 2022. 288 с.
Литература. 11 класс : базовый уровень: учебник : в 2 частях. Ч.2. / Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов ; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - М.: Просвещение. 2022. С. 193.
Литература. 9 класс : учебник в 2 частях. Ч. 2./ А.В. Гулин, А.Н. Романова, А.В. Фёдоров. – М. : Русское слово, 2021. 384 с
Литература. 9 класс : учебник в 2 частях. Ч.2./ С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2022. 456 с.