* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Консультация для родителей:

«Творчество и интеллект - в старшем дошкольном возрасте»

В настоящее время происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. На смену учебно-дисциплинарной схеме взаимодействия взрослого и ребенка идет гуманистическая направленность дошкольного образования, которая проявляется в организации личностно-ориентированной модели развития ребенка, его творческого потенциала. Развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка является актуальной, так как ориентиры направлены на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Особенностью периода развития ребенка старшего дошкольного возраста является то, что у него закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Поэтому так важно, именно в этот период, помочь ребенку наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность поэтапного обучения) и творческого компонента мышления.

Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти дошкольника, к превращению их в произвольные процессы. Развивая творческий подход к решению поставленной задачи, мы даем ему возможность вырасти мыслящей и творческой личностью.

            Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Учить детей мыслить - задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится на память. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения.

Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение и мышление – процессы близкие по своей структуре и функциям.

Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых - всячески развивать у детей способности к воображению.

Развитие творческого мышления и воображения создают базу для развития интеллекта. Для этого необходимо создать условия, а именно: развивающая среда, воспитание и обучение в семье и в детском саду, собственная деятельность дошкольника по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.  При выборе методов и приемов обучения и воспитания педагогу необходимо учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей. 

Интеллект

Развитие мыслительных операций

: анализ, сравнение, обобщение, классификация. Дети познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними.

Формирование представлений

 о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях.

Освоение способов получения знаний

: умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их самостоятельно, экспериментировать с действительностью.

Развитие наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления

 — способности оперировать образами и наглядными моделями.

Творчество

Развитие творческого воображения

 — способности к творческому воссозданию и моделированию нового. Например, педагог предлагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем мысленно вообразить, как он будет выглядеть осенью, зимой. 

Проявление креативного мышления

 — способности генерировать новые идеи и решать проблемы, предлагать нестандартные решения и подходы к задачам. 

Интерес к искусству

 — рисованию, лепке, музыке и т.

д..

Дети создают свои уникальные произведения и стремятся к самостоятельности и выражению своих идей и чувств. 

Методы

Проблемные занятия

 — педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут (не хватает знаний, жизненного опыта). Такой метод провоцирует детей на поиск ответов, развивая умственные способности и любознательность. 

Развивающие игры

 — они разнообразны по содержанию, динамичны, включают манипуляции с игровым материалом, который помогает изучать цвет, форму, свойство предметов. 

Творческие мастер-классы

 — дети учатся создавать проекты, используя разные материалы и техники. 

Творческие игры

 — включают создание историй и фантазий, импровизацию, ролевые игры. 

Среда

Рационально организованная развивающая предметно-пространственная среда

 — естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе. 

Предоставление доступа к разнообразным материалам и инструментам

 — это поможет детям экспериментировать и самостоятельно развивать свои навыки. 

Поощрение и поддержка детей

 в их творческих усилиях — родители и педагоги должны выражать признание и восхищение перед достижениями детей, что поможет развить уверенность и мотивацию. 

В заключение хочется отметить - взрослый должен сотрудничать с ребенком, понимать его и поддерживать. Вокруг ребёнка должна быть создана атмосфера доброжелательности и доверия. Положительные эмоции создают фундамент для проявления творческого интереса. Родители и педагоги должны видеть индивидуальность ребенка и стремиться к раскрытию творческого потенциала маленькой личности.