Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Цивильская ДШИ им. О. Я. Агаковой» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики
VIII Межрегиональная детско-юношеской научно-практическая конференция для молодых ученых, студентов и школьников
«Культурное наследие XXI века»
ПРОЕКТ:
«Федоров Ревель Федорович:
Вчера. Сегодня. Завтра.»
:
СорокинаЛюбовь Анатольевна
Цивильск 2024
Введение
Рассказывать о творчестве можно бесконечно долго. Существует множество стилей и направлений. Каждый художник ищет себя, но прежде всего для него всегда кто-то был примером для подражания. Я однажды увидела необычные работы художника Ревеля Федоровича Федорова, мы были с классом на выставке, и они меня заинтересовали своей необычной подачей, декоративностью. Тогда я стала изучать его творчество. Оказалось, что он известный чувашский художник.. Так число работ, написанных Ревелем Федоровым, приближается к тысяче. Его называют художником, графиком, монументалистом. Но все как один соглашаются с тем, что его работы имеют для чувашской культуры огромную ценность. Они открыли новый этап в истории чувашского искусства. Указали направление, при котором живопись объединит средства народного искусства с достижениями мировой живописи и расширило «национальную» тематику. Так как я увлечена прикладным творчеством, то его стиль показался мне близким. С раннего детства я занимаюсь в школе искусств г.Цивильск различными видами декоративно-прикладного искусства, особенно нравится ткачество, ковровая вышивка, скульптура. А также сейчас также нравится процесс создания эскизов одежды, театральное искусство.
Цель моей работы: изучить творчество и создание копий работ Ревеля Федоровича Федорова для изучения стиля художника.
Задачи проекта:
Изучить биографию художника
Собрать информацию о наиболее известных работах
Выполнить
копии
работ в технике
Федорова Р.Ф.
Объект исследования: работы и творчество Федорова Р.Ф.
Предмет исследования: художественный стиль.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы по теме.
Практические: создание копий работ
Федорова Р.Ф.
Желая создать художественные объекты, я сформулировала следующую гипотезу: если я создам копии работ художника, поможет ли это в самостоятельной работе в стиле художника для создания эскизов, эмоционально чувственному восприятию. В своей творческой работе я объединила интерес к творчеству художника и созданию своей работы.
Я считаю, что моя работа может быть полезна на занятиях, можно узнать о творчестве художника или вдохновиться на создание своих работ.
Теоретическая часть.
Биография Федорова Ревеля Федоровича.
Сегодня я хочу рассказать о нашем земляке, о том кто смог соединить национальный характер и достижения мировой живописи. О Федорове Ревеле Федоровиче. Он родился 29 декабря 1929 года в деревне Большие Чаки Урмарского района. В начале своего трудового пути работал в школе учителем рисования и черчения, старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. Около 50 лет он посвятил подготовке будущих учителей изобразительного искусства и художников в Чувашском государственном институте. Его картины хранятся в крупнейших музеях, среди которых Государственный Русский музей, Харьковский государственный художественный музей, Московский музей современного искусства. Более 30 лет он возглавлял Союз художников Чувашии. Народный художник РСФСР. Награжден орденами «За заслуги перед Чувашской Республикой и перед Отечеством», награжден «Золотой медалью Российской Академии художеств».
Умер Ревель Федорович 30 октября 2023 года в возрасте 92 лет. Почтить память художника пришли художники, искусствоведы, ученики, родственники и почитатели таланта. При этом все отмечали, что сам он был человек высоких творческих и нравственных идеалов.
Отзывы о его картинах обычных обывателей:«Они так написаны, как будто вырываются из моей души и она, моя душа, становится шире....». Сам же Ревель Федоров считал, что «Не надо почивать на лаврах, надо творить!»… «Ведь именно искусство спасет мир от разрушения». А работал он всегда, создавал произведения искусства, которыми восхищаются ценители во многих уголках мира.
1.2. Информация о наиболее известных работах.
В его работах можно наблюдать смешение стилей. Оно и понятно, ведь в самом начале его пути стиль диктовала эпоха. Главными героями того времени были рабочие, строители, колхозники – то есть те, чьими руками возрождается страна. Поэтому в его работах наблюдается так называемый «суровый советский стиль». В серию линогравюр «Люди Севера» (1963) вошли портреты оленеводов и охотников, моряков, строителей. Их разбавляют пейзажи рабочих поселков. Но художника тяготила шаблонность и «причёсанность советского реализма», который ставил очень тесные рамки. Он начинает искать способ дать картинам глубину. Именно это стремление совершит переворот в судьбе чувашского искусства.
В своем полотне «Сеспель», которое он написал в 1968. Художник соединит понятные формы и симметрию. Уравновесит их цветом. Подчеркнутая силуэтность и локальность цветовых пятен делает эту картину похожей на древнерусскую икону. Но в тоже время остается ощущение графичности. Глядя на эту работу, мы можем сказать, что если до этого момента национальное вводилось лишь в типажах персонажей и никак не влияло на манеру изображения, композицию или цветовые акценты, то начиная с этой картины художник показывает отношение к богатству культуры и родного края. Эта работа внесла существенный вклад в поисках национального характера. Не зря на ряду с работами Владимира Агеева эту картину называют одной из поворотных в судьбе чувашского искусства.
В тоже время Ревель Федоров остается романтиком. Он пишет картины-притчи. Художник использует древние мифы и легенды, чтобы рассказать о противостоянии добра и зла. В его сюжетах реальные персонажи существуют рядом с вымышленными. На основе смешания разных стилей, портретов с пейзажами или натюрмортами автор дает свое видение нашего времени.
Так, например с картиной «Натюрморт с античной головой» написанный в 2003 году. На ней художник смешивает реальность и античность. На одном полотне соединено портретное сходство античной скульптуры и натюрморт. Точечная прорисовка соседствует с пастОзной или как ее еще называют корпусной техникой. Художник работает непрозрачными, толстыми мазками масляной краской, сохраняя рельефный рисунок от следов кисти. Для этого мастеру пришлось отказаться от использования колонковых кистей. Техника письма схожа с работами Ван Гога. Да он и не отрицал, что когда-то его поразило умение Ван Гога несколькими ударами кисти выразить свой замысел. А потому широкие маски, сгусток красок, который позволял не рыхло писать, а плотно, делая живопись насыщеннее и богаче – стали любимыми приемами Ревеля Федорова. Он хотел в одном мазке передать и холод, и тепло цвета. Наложить цвет как мозаику, чтобы он воспринимался богаче.
Такая философия в советский период была не понята. Его работы как он сам говорил называли размазней. Художник же старался не унывать, черпал вдохновение в природе. Отправляясь с большой компанией художников на пленэр по золотому кольцу. Или в своих любимых местах неподалеку от Чебоксар. «В Волгу впадает лесная река Шага. Там деревушка есть Шуйка. Эту Шуйку я написал, наверное, раз двадцать», – говорил в интервью народный художник России.
При этом глядя на пейзажи, например на полотно «Храм Преображения Господня» мы опять же не видим точную, детальную прорисовку. Форма передается за счет гаммы оттенков. Глубина и объем – широким мазком, следуя за которым, мы можем проследить движение кисти художника. Взгляд привлекает почти светящийся лазурный, а сочетания от светло-желтых оттенков до темного зеленого создает иллюзию движения. Того и гляди что сейчас начнется листопад или из картины вырвется порыв свежего ветерка.
Практическая часть. Выполнение копий.
Копирование работ мастеров - является одним из важных моментов в процессе обучения изобразительному искусству
, композиции, чувстве цвета
.
В законченном произведении
художника легче воспринимается
характер, силуэты предметов, освещение, объем, а так же
можно почувствовать
состояние или настроение произведения. Всё это неотъемлемые части
освоения предмета
. Помимо этого происходит знакомство
с
техникой художника, с тем направлением в искусстве или стилем, к которому относится его произведение.
Важно изучать и технические навыки: работу с различными материалами (карандаш,
гуашь,
акварель и т.д.), разнообразие штриха и мазка, их различные техники (письмо по сырому, растушевка
, мастехин и
т.д.) Для копирования
были выбраны несколько работ Ревеля Федоровича.
Для того чтобы было легче сделать копию картины или любого изображения,
можно использовать несколько приемов:
а) Метод кальки
.
Обвод
им
по кальке основные части изображения и перенос
им
их как можно точнее на бумагу
с помощью сильного нажима, так
можно достичь
близкого оригиналу изображения
.
Мне такой способ кажется больше
механически
м
, чем творчески
м
, а механический
и
бездушный перенос изображения - это скорее срисовывание, чем копирование. Так
им
способ
ом
нет полного развития, только
более-менее точное изображение. А мы с вами ведь копируем, чтобы чему-то научиться, открыть что-то новое, развивать свои навыки, да?
б
) Способ срисовки на глаз
.
Самый действенный и
пролезный
способ копирования
. О
пределять соотношения частей сравни
вая
одного с другим и распределение частей рисунка друг относительно друга на глаз. Одновременно развивается глазомер, чувство пропорций и соразмерности, острота детали, твёрдость руки, чувство формата и так далее. Очень советую копировать с репродукции именно так
. Именно этот способ выбрала я для создания своих работ.
В) Способ срисовки по клеткам
.
В целях экономии времени можно пере
н
ести
картинку,
разбивая
ее
на клетки, а затем
повторить
изображение в листе, который также разбит на квадраты. Для этого делим его на такое же количество частей как и на кальке. Затем выполняем линейный рисунок, перенося по клеткам с возможной точностью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1 ЭТАП
.
Выбра
ем работы художника, у меня их несколько.
Разби
ваем
лист бумаги формат А
4, А3
на
крупные клетки
при помощи линейки. Перев
ожу выбранный
рисунок на глаз.
2 ЭТАП
.
Работу в материале при копировании лучше начинать с дальнего плана или фона легко, постепенно переключаясь на
детали
. Работа с цветом при копировании - для этого выполняют копии один в один (методично следуя каждому мазку художника); условные цветовые схемы-выкраски (когда разбивают изображение на локальные, чёткие по силуэту цветовые пятна); создают разнообразн
ую цветовую палитру
, котор
ую можно
использ
овать
в собственных
творческих
работах
Польза копирования произведений искусства очевидна. Разница в приёмах и способах копирования огромна. Так почему бы не использовать всё это для собственной пользы? Мастера прошлого тоже проходили этапы обучения рисованию: шлифовка навыков, наработки собственного стиля и техники живописи и рисунка. Помочь себе не наступать на те же грабли, учиться у великих мастеров помогает осознанное копирование. Думаю, что теперь на вопрос, чем полезно копирование картин, у вас сложится вполне очевидный ответ. Не познав прошлого, сложно придумать что-то новое, создать картину будущего, поэтому давайте, хотя бы иногда, обращаться за советом к художникам прошлого, копировать их произведения, отслеживать способ их мысли и творческую манеру, технологию, последовательность ведения картины и изобразительную грамоту.
Заключение.
Я признаю, его очень ярким художником. В процессе изучения творчества художника выполняла копии понравившихся мне иллюстраций. С поставленной целью и задачей справилась. Испытывала сложности в поиске колорита, который очень разнообразный и богатый. В моей работе на тему «Федоров Ревель Федорович: Вчера. Сегодня. Завтра.» были рассмотрены работы и творческая деятельность художника, как примера его стиля в декоративного-прикладном творчестве и изобразительном искусстве, сделаны копии его работ. Поставленная цель - изучить творчество, создание копий работ Ф. Р. Федоровича – достигнута, а также решены все поставленные задачи. Всё сказанное можно проследить в данной работе.
В процессе работы получила новые знания, которые помогут мне в дальнейшей творческой деятельности.