Умение работать с родителями детей
с ограниченными возможностями здоровья
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной адаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние.
Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у ребенка депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. И сегодня актуальны слова Василия Александровича Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Для решения данной цели педагогами в нашей дошкольной организации были поставлены следующие задачи:
вооружить
родителей
необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
сформировать адекватную самооценку.
Достичь качества в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Работу с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мы построили по 2 направлениям:
повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;
вовлечение в
образовательную
деятельность.
В работе с родителями мы придерживаемся основных принципов организации работы педагога с родителями детей с ОВЗ:
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
Гуманно-личностный
– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
Принцип
комплексности – психолого-педагогическую
помощь можно рассматривать только в комплек
се, в тесном контакте учителя-логопеда с воспитателем, музыкальным
руководителем,
инструктором по физической культуре, с
родителями.
Принцип доступности.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников, поэтому наши педагоги начали свою работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Анкетирования и личные беседы помогли нам правильно выстроить работу с родителями, подобрать формы взаимодействия с семьей и выстроить работу с родителями по данному направлению.
Основными формами работы с родителями детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении являются: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
1. Индивидуальные формы работы.
1.1 Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ мы проводим диагностико - аналитическую работу с родителями.
Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями.
Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
Поэтому важным звеном в индивидуальной работе мы считаем посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы.
1.2. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.
1.3. Родительский час проводится учителем-логопедом один раз в неделю во второй половине дня, во время которого специалист информирует родителей ходе образовательной работы с ребенком.
1.4. Переписка педагога с родителями - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту и родительский чат. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
1.5. Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей - это проведение совместных занятий: ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в воспитательный процесс. Родители в ходе образовательной деятельности знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
1.6. Демонстрацию родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников мы проводим с целью детального разбора определенных этапов воспитания.
1.7. Домашнее видео является отчетом родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
2. Групповые и коллективные формы взаимодействия.
2.1.Родительские собрания, лекции, беседы - это формы выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические беседы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ не посещающих ДОУ, так и в детском саду. Темы могут быть разнообразными.
Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
2.2. Дни открытых дверей мы проводим с целью знакомства родителей с нашей дошкольной организацией, а так же с направлениями и условиями её работы.
2.3. Совместные досуговые мероприятия - это развлечения, драматизация сказок, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.д. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе со всеми детьми провести, например, праздник для пап. Эффект от подобного мероприятия высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела детского сада, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
2.4. Формы наглядного информационного обеспечения.
Информационные стенды и тематические выставки размещаются в удобных для родителей местах, с целью информирования родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
2.6. Выставки, галереи творческих работ проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Педагоги организовывают выставки, галереи творческих работ со всеми детьми и размещают их в группе или в холле дошкольного учреждения.
2.7. Интернет-технологии
На помощь педагогам пришли современные интернет - технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное воспитание, но и адаптироваться в социальной среде. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами детского сада при организации открытых форумов на сайте ДОУ и в социальных сетях.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, тем самым налаживается взаимодействие между детским садом и семьей, повышается эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и в ДОУ.