УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация
Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования любой дошкольной образовательной организации должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает в общение, поддерживает его, умеет общаться в паре, группе, в коллективе, проявляет инициативу при взаимодействии с друг другом
Ключевые слова; Взаимодействия, социализация в дошкольном образовательном учреждении, конструирование, мониторинг, цели, проблема.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является детский сад и контакт со сверстниками (как один из институтов социализации) Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет возможности для развития у детей коммуникативных навыков, а значит и умений взаимодействовать друг с другом: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Конструирование как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. Посредством конструирования дети учатся совместно выполнять общую работу. В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения, проговаривать свои действия, Общение, как психологическая категория, интерпретируется как деятельность, и поэтому синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность», следовательно, развивать необходимо коммуникативные навыки. В старшем дошкольном возрасте 5-7 лет общение детей со сверстниками становится ведущей потребностью. Коммуникация способствует психическому развитию ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская) Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле коммуникация становиться важнейшим фактором развития личности. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности.
В конструировании ребенок начинает осознавать действия и способы достижения цели совместно с другими детьми. Это наиболее значимые результаты решения подобных задач . В конструировании становится она общей для каждого ребенка. Совместная их деятельность предоставляет возможности для развития у детей коммуникативных навыков, а значит и умений взаимодействовать друг с другом: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Учеными проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия общения с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями, - Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Е. О. Смирнова, А. П.Усова. Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова,. Конструктор воспринимается детьми, прежде всего, как игрушка. Игровая деятельность является ведущей, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства.. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы , особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, основанное на принципах партнёрства, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться: - детский сад (в первую очередь воспитатели); - общество (сверстники, друзья). По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Список использованной литературы
1.Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. — URL https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 06.01.2019).
2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ.вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с
3.Педагогический словарь/ под,ред.В.В.Давыдова.; М.,Науч.изд.»Большая Российская энциклопедия»,1993,.- 608с.
4. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.
Настенко Ю.Н. Поршина Т.Г.