Обзор научных и специальных литературных источников в сфере анализа формирования универсальных учебных действий как психолого-педагогической проблемы показал, что Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели, где одной из важнейших целей на начальном этапе образования стоит формирование и развитие универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия предполагают овладение учащимися такими базовыми критериями образования, как: познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные задачи, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетенций в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации учащихся в их текущей и будущей образовательной деятельности. Также в сфере универсальных учебных действий, школьники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Универсальные учебные действий это основа для становления основных компетенций обучающихся.

Младший школьный возраст этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет. Соответственно это период, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. В этом возрасте у детей происходит перестройка всех психических и когнитивных процессов, это в основном связано с поступлением ребенка в школу. Особенности младшего школьного возраста обусловлены особым периодом, во время которого ребёнок претерпевает значительные изменения: начиная физиологией и заканчивая психическими процессами. В это время происходит множество изменений, которые влияют на развитие ребёнка и формирование его как личности. Главная задача младших школьников познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических процессов. Их принятие, которое происходит благодаря овладению научными понятиями, осознание своих изменений в результате обучения в школе. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как мышление, внимание, воображение и память.

Универсальные учебные действия самоопределения, смолообразования, нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Познавательные универсальные действияэто умение решать проблемы или задачи. Коммуникативные действия младших школьников обусловлены взаимодействием, сотрудничеством, коммуникацией.

На уроках технологии в младшей школе универсальные учебные действия формируются на каждом этапе деятельности ученика, данная дисциплина даёт огромную возможность для формирования и развития необходимых умений. Применение учебных проектов на уроках технологии обусловлено высокой эффективностью формирования универсальных учебных действий в сравнении с традиционными методами обучения на уроках технологии, и предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, требует выраженной познавательной активности, а также способствует развитию социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий. Всё это способствует развитию всех основных блоков универсальных учебных действий у младших школьников: регулятивных, познавательных и коммуникативных. На уроках технологии посредством метода проектов формируются все виды универсальных учебных действий, которые обусловлены: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.