Обзор научных и специальных литературных источников в сфере анализа формирования универсальных учебных действий как психолого-педагогической проблемы показал, что Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели, где одной из важнейших целей на начальном этапе образования стоит формирование и развитие универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия предполагают овладение учащимися такими базовыми критериями образования, как: познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные задачи, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетенций в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации учащихся в их текущей и будущей образовательной деятельности. Также в сфере универсальных учебных действий, школьники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Универсальные учебные действий это основа для становления основных компетенций обучающихся.
Младший школьный возраст – этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет. Соответственно это период, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. В этом возрасте у детей происходит перестройка всех психических и когнитивных процессов, это в основном связано с поступлением ребенка в школу. Особенности младшего школьного возраста обусловлены особым периодом, во время которого ребёнок претерпевает значительные изменения: начиная физиологией и заканчивая психическими процессами. В это время происходит множество изменений, которые влияют на развитие ребёнка и формирование его как личности. Главная задача младших школьников – познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических процессов. Их принятие, которое происходит благодаря овладению научными понятиями, осознание своих изменений в результате обучения в школе. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как мышление, внимание, воображение и память.
Универсальные учебные действия самоопределения, смолообразования, нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Познавательные универсальные действия – это умение решать проблемы или задачи. Коммуникативные действия младших школьников обусловлены взаимодействием, сотрудничеством, коммуникацией.
На уроках технологии в младшей школе универсальные учебные действия формируются на каждом этапе деятельности ученика, данная дисциплина даёт огромную возможность для формирования и развития необходимых умений. Применение учебных проектов на уроках технологии обусловлено высокой эффективностью формирования универсальных учебных действий в сравнении с традиционными методами обучения на уроках технологии, и предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, требует выраженной познавательной активности, а также способствует развитию социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий. Всё это способствует развитию всех основных блоков универсальных учебных действий у младших школьников: регулятивных, познавательных и коммуникативных. На уроках технологии посредством метода проектов формируются все виды универсальных учебных действий, которые обусловлены: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.