САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ?КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ? Урок алгебры и начала анализа по теме: ?Логарифмические уравнения? Преподаватель: Лагнина А. Н. Г. Санкт-Петербург Открытый урок по алгебре. Преподаватель: Лагнина А. Н. Тема: Решение логарифмических уравнений. Цель: Обобщить и систематизировать знания. Этапы урока: Повторение: Брейн-ринг (теоретическое задание). Решение логарифмических уравнений (практическое задание). Пресс-конференция (выступление учеников). Проверочная работа (контроль знаний). Тест Правила: 1. Класс разбивается на три группы, в каждой из них выбирается руководитель группы. 2.За быстроту выполнения задания каждый член группы получает ”+”. 3.За правильное решение упражнений на этапе каждый член группы получает “+”. 4.Допускается обращение к специальной литературе. 5.Каждый член группы записывает себе в тетрадь все ответы и решения группового задания. 6.Допускаются ответы из других групп на вопросы, которые для выступавшей группы оказались не по силам. 7.Группа коллективно готовит выступление по теории вопроса. 8.Выступавший получает “+”. 9.На полях в тетради ставьте все свои “+” и “-“. Вступительное слово учителя: (Слайд ?Полет орла?), учитель читает стихотворение: Степной орел парит над облаками, Взирая на земную суету. Он словно демонстрирует пред нами Орлиную полета красоту. С высот заоблачных незримо наблюдает Взгляд немигающий огромного орла, Из тысяч жизней жертву выбирает, Сразит её затем он, как стрела. Игра судьбы, природы ли обычай, Какой-то зверь не ведает пока, Что станет через миг орлу добычей Орел стрелой пронзает облака. Почему я начала урок с чтения стихотворения и эпизода полета орла? Какое отношение это имеет к року математики? Сегодня мы ответим на этот вопросы Чем мы занимались на предыдущих уроках? Отвечают Тема нашего урока ?Решение логарифмических уравнений?. Мы все чаще обнаруживаем слияние математики с жизнью, её встроенность в жизнь. Если логарифмы считаются великим, практическим важным достижением в математике – наверное они так же практически важны и в жизни. Конечно логарифмы не подойдут ни для составления меню на вечер, ни для расчета затрат на поездку к морю и даже ни для выбора себе теплой куртки на зиму. Но вот, если у вас за окном ходит электричка, производя шум и заставляя вибрировать вещи, за тонкой стенкой совершает кульбиты соседская стиральная машина, а в квартире под вами изучает гаммы мальчик со скрипкой, то вы непременно захотите сделать шумо и виброизоляцию. А для этого можно самостоятельно рассчитать уровень шума и вибраций в доме и сделать расчет минимальной толщины стен. И для этого вам будет необходимо иметь представление о логарифмах. Сегодня нам предстоит ответить на несколько вопросов: Какие существуют методы решения логарифмических уравнений. Как логарифмы связаны с повседневной жизнью человека? Где мы можем их встретить? Зачем мы их изучаем? Закрепим навыки решения логарифмических уравнений, проверим наши знания по данной теме. Сегодня мы с вами работаем в группах. А это значит, что от каждого из вас зависит результат работы группы. Выберите руководителя группы, который будет координировать вашу работу. На столах у вас лежат рабочие листы урока, в которых вы найдете задания для выполнения. Каждая группа результат своей деятельности будет фиксировать в рабочем листе. Я думаю, у вас все получится. Желаю вам успешно и плодотворно поработать. I ЭТАП: Учитель: На первом этапе нашего урока мы проверим теоретические знания по теме: ?Логарифмическая функция?. Итак, начинаем с брейн-ринга. Вопросы и задания: При х1 > x2 и y1x2 и y1>y2 функция является… D(f) это – … Назовите методы решения логарифмических уравнений… Если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, то функция… Е(f) это – … Функция, значения которой увеличиваются по мере роста аргумента называют… Итог Подготовительный этап: Под какими номерами вы видите логарифмические уравнения? Какие вы знаете методы решения логарифмических уравнений? II ЭТАП: Переходим ко второму этапу. Решение уравнений Каждой группе предстоит решить два уравнения определенным методом, вы должны определить, что это за метод. Для справившихся ребят предлагается дополнительное задание. Время работы - 10 минут. Координатор группы должен решить, кто из студентов будет решать уравнение на доске. Проведем жеребьевку, чтобы узнать, какие уравнения и каким методом необходимо будет решать группам. Решите уравнения (1 группа): log2(5 – x) = 2 log5(х2 –4х) = 1 Решите уравнения (2 группа): log3x = log33+log310 –log32 log2x + log2(x – 2) = log212 Решите уравнения (3 группа): log72x – 2?log7x – 3 = 0 lg2x – log7x2 = – 1 Дополнительно: Решите уравнения III ЭТАП: Каким методом вы пользовались при решении логарифмических уравнений? Ученики, у доски, рассказывают о методах решения уравнений, которыми они пользовались при выполнении заданий, демонстрируют решённые уравнения(5-7минут). Итог: На данном этапе мы повторили основные методы решения уравнений, закрепили их при выполнении заданий. Зачем мы изучаем логарифмы? Нужны ли они нам? Присутствуют ли они в нашей повседневной жизни? В каких профессиях студенты нашего техникума могут встретиться с логарифмической спиралью? Я хочу предложить вашему вниманию ролик. Посмотрите его и скажите : Что вы можете добавить к вашим ответам? После ответа студентов Природа настолько разнообразна, что мы можем наблюдать логарифмическую спираль и виде такого явления, как торнадо. К сожалению, у многих положительных вещей есть и отрицательные стороны. И примером этому является увиденное вами разрушительное явление природы. В следующем этапе мы проверим ваши знания по теме: ?Решение логарифмических уравнений?. IV ЭТАП: Проверочная работа Вариант 1 Решите уравнения: log6(2+x)=1 log72x –4?log7x+3=0 log5x+log5(x –11)=log512 Вариант 2 Решите уравнения: log4(–3+x)=1 log22x –5?log2x+4=0 log7x+log7(x –9)=log710 V ЭТАП: Я вам предлагаю тест. Вычислите log216 162) 23) 14) 4 Вычислите 5log516 52) 23) 164) 1 Найдите х, если logх36 = 2 1) 62) 23) 364) 64 Вычислите log122 + log1272 1) 22) 33) 44) 12 Логарифмы мы встречаем: 1) ножи для мясорубки2) отражатели фар 3) раструбы саксофонов4) динамики Итог урока Нужно ли нам знание логарифмов? Какое место они занимают в нашей жизни? Ответы студентов Ещё: Представьте себе, что зрение человека способно воспринимать сигналы, различающиеся по силе в 1010 раз. Это большой диапазон, способный дать огромную нагрузку на рецепторы сетчатки глаза, которая может даже привести к их гибели. Поэтому природа научилась логарифмировать все поступающие раздражители путем биологических ограничений. В быту используются логарифмические шкалы: города делятся на стотысячные и миллионные, богатые люди - на миллионеров и миллиардеров. Отвечая на 5 вопрос в тесте, назовите числа, которые вы выбрали. Механическая реализация логарифмов - это… Динамики, аудиоколонки Раструбы саксофонов Отражатели фар и фонариков Формы косы или серпа Ножи для мясорубки А помните фразу: ?На порядок лучше?? . Эта фраза выражает именно логарифм: в 10 раз лучше. В сельском хозяйстве вес телят, оказывается, тоже можно вычислять с помощью логарифма. Я думаю, что теперь вы более внимательно присмотритесь к окружающим вас явлениям жизни и природы и убедитесь в том, что математика не сухая, абстрактная наука, а наука, тесно связанная с жизнью. Итоги вашей работы я подведу, проверив рабочие карты, и результаты вы узнаете на следующем уроке. Снова орла Спасибо за урок
Урок алгебры и начала анализа по теме: «Логарифмические уравнения»