Условия формирования правильного звукопроизношения.

Воспитание речи у детей дошкольного возраста- задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги. Процесс не правильности произношения исчезает у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе а под влиянием взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно. Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

 Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях , во время прогулок, режимных процессах необходимо внимательно следить за речью детей и добиваться чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чистой дикции и правильного звукопроизношения

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ и языка. 

В дальнейшем необходимо развивать у ребёнка слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме , связывая каждый звук с каким то конкретным образом (з- песенка комара, ж- жужжание жука). Большой эффект даёт использование шуток - чистого говорок.  Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют ( са, са, хитрая лиса,  ра ра ра высокая гора ). 

Полезны детям игры, основанные на звукоподражании , например малыши как лошадки цокают копытами,  жужжат как пчелы, тикают как часики.  Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

(По пособию Т.Н.Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В.Чиркиной.)