«Условия становления художественно-эстетической компетенции младших школьников во внеурочной деятельности»

Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В современной образовательной ситуации приоритетную позицию занимает гуманистическое образование, направленное на развитие личности обучающегося, его способностей, интересов, увлечений, восприятия и представлений об эстетическом в окружающем его мире. В настоящее время наблюдается кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современной молодежи, живущей в условиях активной информатизации общества, которая оказывает мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации, понимание и знания о красоте, об искусстве, о культурных ценностях.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» одним из наиболее перспективных путей совершенствования образования являлось «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях». В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), принятом 6 октября 2009 года, акцентируется внимание на «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств». Одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2015 году, является: «развитие форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры».

В связи с этим на первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, эстетических представлений, которые являются важной и существенной частью эстетического воспитания личности. Представляя собой осмысленную образную информацию, эстетические представления содействуют формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывают важные процессы внутреннего духовного мира обучающегося. Формирование эстетических представлений обучающихся начальной школы осуществляется при помощи использования различных средств, форм, важнейшей из которых является внеурочная деятельность.
На необходимость формирования эстетических представлений указывают многие исследователи: С. П. Баранов, П. П. Блонский, A. B. Брушлинский, А. И. Буров, JI. C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, A. A. Мелик-Пашаев, А. Ж. Овчинников, Ю. С. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонова, Б. М. Теплов, Б. П. Юсов, П. М. Якобсон и др.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в области эстетических представлений младших школьников, были выявлены следующие противоречия:
– между потребностью в разработке педагогических условий развития эстетических представлений обучающихся и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе образования;
– между потенциальными возможностями внеурочной деятельности младших школьников в формировании эстетических представлений и ее недостаточным использованием в воспитательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных форм, методов и педагогических условий развития эстетических представлений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Вышеназванные противоречия, недостаточная разработанность проблемы развития эстетических представлений на этапе младшего школьного возраста, обусловили актуальность темы нашего исследования: «Условия становления художественно-эстетической компетенции младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по становлению художественно-эстетической компетенции обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс становления художественно-эстетической компетенции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – комплекс занятий по становлению художественно-эстетической компетенции обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность понятия «художественно-эстетическая компетенция».
2.Рассмотреть психолого-педагогические особенности становления художественно-эстетической компетенции в младшем школьном возрасте.
3. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие становлению художественно-эстетической компетенции у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические методики выявления уровня развития художественно-эстетической компетенции у детей младшего школьного возраста.
5. Провести практическое исследование по изучению условий становления художественно-эстетических компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Разработать комплекс занятий по становлению художественно-эстетической компетенции младших школьников во внеурочной деятельности и проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование комплекса занятий во внеурочной деятельности будет способствовать становлению художественно-эстетической компетенции младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, посвященные:
– исследованию художетсвенно-эстетических представлений как интегративного свойства личности (М. С. Каган, А. Ж. Овчинникова, В. А. Разумный, Е. Г. Яковлев и др.);
– изучению сущности эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в различных видах деятельности (С. П. Баранов, Л. И. Бурова, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, А. Ж. Овчинникова и др.);
– формированию художетсвенно-эстетических представлений о природе, музыке, искусстве и литературе (С. А. Веретенникова, Т. С. Комарова, И. В. Кошмина, B. C. Кузин, М. В. Лазарева, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский и др.);
– изучению психологических аспектов становления художественно-эстетической компетенции младших школьников (A. B. Брушлинский, JI. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A. A. Мелик-Пашаев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);
– изучению внеурочной деятельности (Н. А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и др.).
Также научным фундаментом для изучения эстетических представлений выступают труды Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, H. A. Бердяева, Н. Г. Чернышевского, А. И. Бурова, В. В. Бычкова, Л. П. Печко и др.
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
– общетеоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний о становлении художественно-эстетической компетенции младших школьников;
– эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование;
– математическая и статическая обработка результатов исследования.
База исследования. Базой нашего исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специализированная физико-математическая школа №35 города Донецка». В нашем исследовании принимало участие 23 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформированная художественно – эстетическая компетенция у младшего школьника обеспечивает эффективность внеурочной деятельности, способствуют раскрытию и развитию морально нравственных качеств школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении комплекса занятий, направленного на становление художественно-эстетической компетенции младших школьников во внеурочной деятельности, а также в возможности применения полученных результатов в педагогической практике начальной школы и внешкольных воспитательных организациях, в подготовке методических рекомендаций для педагогов начальных классов.
Объём и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений.

Обзор первой главы:

Изменения, происходящие в современном российском обществе, приводят к возрастанию роли эстетического образования и воспитания, направленных на формирование эстетических чувств, вкусов, потребностей, идеалов, взглядов и убеждений человека, развитие способности воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения гармонии и красоты, которые являются составными элементами эстетической культуры. В свою очередь становление художественно-эстетической культуры личности невозможно без развитых эстетических представлений, что является весьма сложной педагогической задачей.
Говоря о теоретических аспектах становления художественно-эстетической компетенции младших школьников в первой главе, мы не могли не дать определение этому понятию.
Проанализировав работы ведущих педагогов в этой области, мы пришли к выводу о том, что все исследователи, которые раскрывали понятие «художественно-эстетическая компетенция», выделяют главные её компоненты:
- художественно-эстетические знания, умения и опыт;
- реализация художественно-творческой деятельности;
- эстетическую готовность к оценке произведений искусства.
Художественно-эстетическая компетенция формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический опыт, что способствует развитию таких качеств личности: познавательная активность, чувственность, самостоятельность и инициативность.
Формирование художественно-эстетической компетенции – непременный и очень важный компонент образовательного процесса. Отечественные ученые Е. В. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, Ю. М. Лотман, Б. М. Неменский и В. А. Сухомлинский сходятся во мнении, что восприятие того, что личность должна считать прекрасным зависит от ее социального и культурного окружения. Традиции той культуры, в атмосфере которой сформировался человек, формируют эстетические оценки и суждения.
Подводя итог вышеизложенному, мы пришли к выводу: художественно-эстетическая компетенция младших школьников предполагает формирование первичных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов. Это в свою очередь означает: общение с художественно-эстетическими объектами; формирование эмоционально-психологических установок; освоение многообразных способов образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.
Также в первой главе мы рассматривали вопрос об особенностях становления художественно-эстетической компетенции в младшем школьном возрасте. Анализ педагогической литературы показал, что младший школьный возраст – это благоприятный период становления и развития художественно-эстетических представлений, основанных на чувственном освоении образов, на переживании в процессе эстетического восприятия объектов, явлений действительности и произведений искусства. В результате этого у обучающихся складываются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.
Мы отметили, что формирование художественно-эстетической компетенции ребенка в школе может реализовываться во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, проводимая в свободное от уроков время с целью формирования у детей потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участие в содержательном досуге.
Одним из способов решения проблемы развития художественно-эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности является определение педагогических условий данного процесса. Мы выявили и описали ряд важнейших педагогических условий становления художественно-эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности.
Итак, в первой главе «Теоретические основы развития эстетических представлений младших школьников» мы рассмотрели состояние проблемы и педагогические условия по теме квалификационной работы, так как комплексный подход педагога к выбору эффективных методов выступает необходимым условием оптимизации образовательного и воспитательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и «пробуждения» творческой активности ребенка.
Изучив теоретические основы формирования художественно-эстетической компетенции детей младшего школьного возраста, мы сделали следующие выводы:

Художественно-эстетическая компетенция младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий

на основе чувственного освоения образов.

Изучен

теоретический анализ состояния проблемы в теории и методике начального школьного образования, выявлена теоретико-методическая основа исследования, представлены особенности художественно-эстетической компетенции детей младшего школьного возраста.

Успешность формирования художественно-эстетической компетенции младших школьников зависит от выявленных, теоретически обоснованных и реализованных педагогических условий, ориентировавшись на требования, предъявляемые обществом к начальному школьному образованию.

Важную роль в формировании гармонически и разносторонне развитой личности играет художественно-эстетическое воспитание, являющиеся могучим средством формирования духовного мира школьников.

Эстетическое развитие личности подрастающего поколения будет успешным при четкой, научно-обоснованной организации системы внеурочной деятельности в школе.

Художественно-эстетическая компетенция младших школьников реализуется через взаимодействие с окружающим миром и искусством. Учитель должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим и ставить их в ситуации нравственного, познавательного творчества. А специальная работа на уроках, нацеленная на развитие художественно-эстетического чувства, должна переплетаться с внеурочной деятельностью так, чтобы органично войти в жизнь ребенка.

На констатирующем этапе работы для диагностики и определения уровня развития эстетических представлений учащихся начальной школы методами исследования были выбраны методики «Я и мир» И. Г. Алмазовой, И. А. Медведевой

Проведение констатирующего этапа эксперимента

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста, на основании которых можем предположить, что внеурочная деятельность выступает эффективным средством формирования и развития эстетических представлений у младших школьников.

В соответствии с целью и задачами проектировочная работа включает в себя следующие этапы:

1. Диагностика уровня развития эстетических представлений младших школьников 3-А и 3-Б класса МБОУ «Специализированная школа № 35 г. Донецка».

2. Разработка комплекса занятий по развитию эстетических представлений обучающихся 3-А класса во внеурочной деятельности. Базой нашего исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специализированная школа №35 города Донецка». В работе приняли участие 20 детей. Учащиеся 3-А класса относятся к экспериментальной группе, учащиеся 3-Б класса относятся к контрольной группе.

Исходным этапом констатирующего этапа работы стало выявление уровня развития эстетических представлений у младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить критерии и показатели развития эстетических представлений. Критерий – признак, на основании которого производится оценка развития эстетических представлений младших школьников.

Разработка проекта формирующего этапа

Результаты диагностики исходного уровня развития эстетических представлений показали, что большинство младших школьников имеет недостаточный уровень развития эстетических представлений. Обнаруженные недостатки в развитии эстетических представлений детей младшего школьного возраста показали, что необходима систематическая и целенаправленная работа в данном направлении.
В связи с этим в рамках формирующего этапа нами разработан комплекс занятий по развитию эстетических представлений обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности.
Комплекс занятий направлен на развитие умений эстетически правильно оценивать предметы и явления окружающего мира; создавать красоту вокруг себя; наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями; наглядно воспроизводить какой-либо образ объекта на основе его писания; формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
В основе нашего комплекса занятий лежат различные средства развития эстетических представлений: природа, музыка, литература, живопись, позволяющие не только узнать и почувствовать красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Содержание занятий дает возможность детям почувствовать красоту природы и окружающего мира в целом, позволяет развить их творческие способности, дать эстетическую оценку предметам и явлениям окружающей действительности.
Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести обучающихся к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач занятий.
Цель комплекса занятий: развитие эстетических представлений младших школьников 3 класса во внеурочной деятельности.

Задачи комплекса занятий:
– развитие способности выделять эстетически значимые объекты, их эстетические качества и свойства;
– развитие представлений об особенностях выразительных средств различных видов искусств;
– развитие способности к эстетическому восприятию;
– развитие эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности;
– развитие представлений о красоте и гармонии природы и объектов окружающего мира;
– развитие умения создавать эстетический образ, преобразовывать созданный образ в соответствии с эстетическими категориями «красота» и «прекрасное»;
– развитие способности воплощать переживание, возникшее в процессе эстетического восприятия, в творческом продукте;
– развитие представлений об искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями художественной культуры.
Основные принципы комплекса занятий, направленного на развитие эстетических представлений:
– принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера и объема занятий уровню развития, подготовленности детей;
– принцип научности предполагает разработку занятий на основе теоретических исследований развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста;
– принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений развития эстетических представлений;
– принцип активности обучающихся: обучающиеся активно участвуют в различных действиях – экскурсиях, дискуссиях; рефлексируют, а также наблюдают и анализируют работу других участников;
– принцип доступности – всем участникам доступны методические и технические средства обучения;
– принцип культуросообразности – использование в образовательной программе культуры среды; формирование личности ребенка в рамках эстетической культуры;
– принцип природосообразности предусматривает учет возрастных особенностей, уровень развития младших школьников.
В разработанном комплексе представлены разнообразные формы проведения занятий:
– внеурочная познавательная деятельность проводилась в форме познавательных экскурсий;
– внеурочное проблемно-ценностное общение было организовано в форме дискуссий;
– досугово-развлекательная деятельность осуществлялась в следующих формах: культпоход в художественный музей; праздник, организованный силами самих детей;
– продуктивная деятельность основывалась на детском творчестве.
В основе методики развития эстетических представлений лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, эстетического отношения к природе и окружающему миру.
К педагогическим методам, которые мы используем на занятиях по развитию эстетических представлений, относятся:
– словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
– наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые объекты, явления, наглядные пособия);
– практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
Для развития эстетических представлений важны следующие методы:
– метод убеждения, направленный на развитие эстетического
восприятия;
– метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
– метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на «прекрасное» в окружающем мире.
– метод первоначальной ориентировки в произведении искусства;
– метод осознания личностного смысла произведения искусства;
– метод моделирования художественно-творческого процесса.
Комплекс занятий состоит из 3 модулей, рассчитан на второе полугодие (Приложение 1). 

Выводы

В данной работе проведено исследование вопроса развития эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности. Именно развитие эстетических представлений у младших школьников дает возможность видеть все многообразие и красоту окружающего мира и тем самым свидетельствует о полноценности восприятия человеком окружающей действительности. В связи с этим на первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, эстетических представлений, которые являются важной и существенной частью эстетического воспитания личности.
В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является обновление содержания воспитания, внедрение форм, методов и средств, опирающихся на лучшие педагогические традиции в сфере воспитания, способствующих формированию и развитию эстетических представлений. Одним из таких средств выступает внеурочная деятельность. Теоретические основы развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста, представленные в научной литературе, позволили нам определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни развитости эстетических представлений у детей младшего школьного возраста. Каждый критерий характеризовался по показателям, на основе которых были разработаны и описаны уровневые характеристики.

С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности был организован и проведён констатирующий этап работы и спланирован формирующий этап. В нашей работе приняли участие 20 обучающихся МБОУ «Специализированная школа №35 г. Донецка». На констатирующем этапе работы была проведена диагностика, которая позволила нам выявить необходимость организации комплекса занятий, направленных на развитие эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Формирующий этап работы осуществлялся на основе разработки комплекса занятий, включающего три модуля: «Радуга природы», «Путешествие в страну «Эмоционалию», «Увидеть прекрасное – создать удивительное», в каждом из которых решались задачи, соответствующие этапам содержания педагогической работы по развитию эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга. 2013. – 356

Алмазова

, И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности [Текст]:

дисс

. … канд.

пед

. наук: 13. 00. 01/ И.Г.

Алмазова

. – Елец, 2009. – 201 с.

Ананьев, Б.Г. Проблема способностей [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 2008. – 198 с.

Андреев,

 

В.И.

 

Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]: пособие для студентов

пед

. учеб. заведений / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2016. – 236с.

Баранов, С.П. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа [Текст] / С.П. Баранов А.Ж.

Овчинникова

. – М.: МПГУ, 2013. – 167 с.

Барышева

, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии [Текст]: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под общ. ред. Т.А.

Барышевой

. – СПб.: ВВМ, 2014.— 380 с.

Беляева, А.А. Эстетика [Текст]: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева. – М.: Политиздат, 2009. – 447 с.

Богоявленская, Д.Б. Природа творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вестник РГНФ. – 2007. – № 2. – С. 28-33.

Божович

, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.

Божович

. – М.: Просвещение, 2008. – 268 с.

Буров, А. И. Эстетическое воспитание школьников [Текст]/ А. И. Буров, Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2014. – 304 с.

Буткевич

, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей нач.

кл

., воспитателей групп продленного дня, организаторов

внекл

. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В.В.

Буткевич

, Ю.С. Любимова. – Минск:

Пачатковая

школа, 2014. – 144 с.

Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

Выготский, JI.C. Детская психология [Текст] / JI.C. Выготский. –

М.: Просвещение, 1994. – 432 с.

Выготский, Л.C. Педагогическая психология [Текст] / под ред. B.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 354 с.

Гаджиева, Х.Р. Наглядные пособия в системе

художественноэстетического

образования и воспитания учащихся [Текст] / Х.Р. Гаджиева // Искусство в школе. – № 1. – 2013. – С. 78 – 80.

Галанжина

, Е.С. Развитие нравственно-эстетических представлений младших школьников [Текст]:

дисс

. … канд.

пед

. наук: 13. 00. 01 / Е.С.

Галанжина

. – Курск, 2012. – 212 с.

Гуревич, П.С. Психологический словарь [Текст] / под общей науч. ред. П. С. Гуревича. – М.: OЛMA Медиа Групп, 2007. – 800 с.

Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: 2016. – 195 с.

Еремкин

, А.И. Экстаз красоты как сфера человеческой

проявленности

[Текст] / А.И.

Еремкин

// Художественно-эстетическое развитие студентов и школьников: межвузовский сб. науч. тр. – М.: МПГУ, 2015. – С. 25 - 38.

Занков

,

 

Л.В.

 

Избранные

 

педагогические

 

труды [Текст] / Л.В.

Занков

. – М.: Новая школа, 2010. – 480 с.

Занков

, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л.В.

Занков

. – М.: Педагогика, 2007. – 152с.

Карпенко, Л.А. Психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко. – М.: OЛMA Медиа Групп, 2009. – 690 с.

Киященко, Н. И. Эстетика жизни [Текст]: учеб.

пособ

. для студ. / Н.И. Киященко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 103 с.

Киященко, Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Н.И. Киященко. – М.: Просвещение. 2012. – 304 с.

Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской

Федерации от 29.12. 2014 № 2765-р – URL: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-12590.html (дата обращения:11.04.2018).

Котикова

, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников [Текст]: пособие для учителей, педагогов

внешк

. учреждений / О.П.

Котикова

. – Минск, 2011. – 192 с.

Кузин, B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: пособие для учителя / B.C. Кузин. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

Куломаева

, В.В. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В.В.

Куломаева

// Вестник научных конференций. – 2015. – №4. – С. 95-98

Кутьев

, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / В.О.

Кутьев

. – М.: Просвещение, 2012. – 218 с.

Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2003. – 480 с.

Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб.

пособ

. для студ.

пед

. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 2005. –176 с.

Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. –

Спб

.: Питер, 2013 . – 592 с.

Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб.

пособ

. для студ. / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 245 с.

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2002. – 178 с.

Медведева, И. А. Эстетическая оценка элементов речи и музыки как средство диагностики и развития художественной одаренности детей [Текст] / И. А. Медведева // Эстетическое воспитание. – 2001. – № 1. – С. 40-49.

Мясцова

, В.И. Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников (в условиях социально-культурной среды г. Ельца) [Текст] / В.И.

Мясцова

. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – 228 с.

Овсянников, М.Ф. Краткий словарь по эстетике [Текст]: кн. для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.

Овчинникова

, А.Ж. Как прекрасен этот мир, посмотри! [Текст]:

пособ

. по эстетическому развитию младших школьников / А.Ж.

Овчинникова

. – М.: Прометей, 2007. – 125 с.

Пагута

, Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях [Текст] / Т.И.

Пагута

// Вектор науки. 2013. – № 2. – С. 240-243.

Поспелов, Г.Н. Искусство и эстетика [Текст] / Г.Н. Поспелов. – М.: Искусство, 2019. –328 с.

Резникова

, О.В. Воспитание эстетических чувств у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / О.В.

Резникова

// Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов III Международной науч.-

практ

.

конф

., Коломна, 1-3 июня 2016 г. / Под общ. ред. О.Б. Широких. – Гос. соц.-

гум

. ун-т. − Коломна: ГСГУ, 2016. − С. 232-234.

Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов. – М.: МГППУ, 2012. – 272 с.

Самохвалова

, В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире [Текст] / В.И.

Самохвалова

. – М.: Наука, 2014. – 166 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематический план комплекса занятий развития эстетических представлений

Модуль

Цель

Содержание

Форма

Название

1. «Радуга природы»

Увеличение объема

эстетических знаний

Беседа

«Этот загадочный и фантастический мир природы»

Дискуссия

«Как прекрасен этот мир!»

Экскурсия

«Краски зимы»

Творческая мастерская

«Удивительное рядом»

Устный журнал

«Красная Книга»

2. Путешествие в страну

«Эмоционалию»

Развитие способности к эмоциональной отзывчивости

Литературная гостиная А.С. Пушкина

«Мороз и солнце – день чудесный…»

Музыкальный час

«Веселая нотка»

Акция

«Как помочь бездомным животным?»

Музыкально-творческое занятие

«Я рисую музыку»

Музыкальный час

«Музыка утра»

3. «Увидеть прекрасное – создать удивительное»

Развитие способности к эстетическому

восприятию

Акция

«Сбереги первоцветы!»

Литературная гостиная

«Окружающий нас мир весной»

Занятие

«Музыкальная сказка»

Экскурсия

«Галерея волшебных красок»

Трудовой десант

«Озелени пришкольный участок»