В честь Святого Преемника Преподобного Сергия…
Вступление
Совсем недавно в одном из исторических районов Столицы вознеслись золотые купола, словно в небеса «упираясь». Возведена Святыня в честь одного из учеников, последователей Преподобного Сергия. Его Образа здесь, конечно, не быть не может, как впрочем, в любом Храме православном. Именно его ученики, возводя святые обители, спасали Православие в те годы далёкие, когда шёл на Русь супостат со всех сторон.
Имя Святого мы позже назовём, а пока войдём с благоговением.
Работы строительные ещё не до конца завершены, но разве может стать это препятствием в общении с Богом и Святыми Его…
Глава первая «Молитвенное общение с Пресвятой Богородицей…»
И прежде всего – молитвенного общения с Пречистой Матерью Христа.
В любом храме великое множество образов Ея, с которых взирает Богородица на молящихся. Образов, явленных в очень разное время, – от первых веков христианских до века окаянного. Явленных самым разным людям, часто «в часы народных бед», как написал М.А.Волошин.
Мы о многих беседовали, конечно, и не раз – да разве возможно человеку объять необъятное?!
У самого входа в тринадцатом веке со Святой Горы на Русь «спустившаяся», пришедшая Всецарица – Образ, к Которому в последней надежде взывают те, кого онкология одолела, и сродники их. И отступал нередко недуг смертельный.
Этих Образов в Храме два.
Немного дальше – тоже Образ Афонский, одно из названий Которого от Вотопедского Монастыря происходит.
Образ, напоминающий, что даже Всемилостивого Бога – добровольно за грехи людские на Крест взошедшего Христа можно «довести» до праведного гнева – и решит Он наказать за неблагочестие. А ещё о великом, беспредельном милосердии Матери Его.
Вот и решил Господь наказать от праведности отступивших монахов Святой Горы, наслав на них врагов – да умолила Пречистая Сына Своего предупредить о надвигающейся опасности, чтобы беду отвратить. Наверное, научило это многих и многому.
На Иконе Божественный Младенец словно рот Матери Своей прикрывает. Имя Иконы – Отрада и Утешение.
Образ Этот не написан красками, не мозаичный, а сделан из ткани. И таких здесь немало…
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса…
Почему вспомнили эти ставшие очень известным романсом, не забытым даже в годы безбожные строки А.К.Толстого?
Потому что называется поэма именем древнего Святого – Иоанна Дамаскина, жившего на рубеже 7-8 веков. Был он оклеветан – и отрубили осуждённому руку.
Говорить о дикой, неоправданной жестокости законов, по которым можно было и руку отрубить, и глаза выколоть, думаю незачем. Четвертование «незавершённое» с оставлением жизни. Наверное, казнь гуманнее…
Иоанн всю ночь молился Пречистой – и случилось чудо – приросла рука. (Не нам, духовно расслабленным, судить о возможности чуда. Невозможное человеку возможно Богу).
И написал эту руку спасённую Иоанн на Иконе Матери Божией как символ того, что восстановилась по молитве целостность человека. Именуют Образ Троеручицей. Не раз пред Ним по молитве восстанавливались увечные. (См. также «Уголок Богородицы в Храме Пророка». И не только)
Здесь Образ Троеручицы тоже из ткани…
Глава вторая «Несть числа Святым Образам Пречистой...»
А Этот Образ, когда в красках воплощён, очень на Иверский похож – только без крови.
Вразумила Матерь Божия нерадивого монаха чрез Икону Свою.
По молитве пред Образом на Святой горе решилась семейная проблема, разрешилась неурядица. Бывшая жена запрещала сыну в храм с отцом ходить, грозила, что запретит встречаться. (Очевидно, было это в начале девяностых).
А после возвращения бывшего супруга со Святой Горы сама позвонила и попросила забрать сына навсегда. Причин того никто не знает, но главное, что свершилось почти невозможное.
Мы уже ранее об Образах Пречистой беседовали – и не раз, но сейчас хочется вспомнить про Часовню, что в здании Ярославского вокзала. Стоит на Иконе в рост человеческий Пречистая, а рядом Преподобный Сергий, словно на поездку в Обитель Святую свою благословляя. (См. также «Святость рядом с Вавилоном»).
День Памяти Образа в конце ноября, а название – вернее – имя говорит о том, Она моления, просьбы наши «скоро слышит». Скоропослушница! Какое Имя замечательное!...
А вот напоминание об известном песнопении, которое, по преданию, передал молодому монаху сам Архангел Гавриил, в виде странника явившийся.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
День Памяти Образа в конце июня. А имя – Достойно Есть…
Все эти Образы Святые у входа, а если дальше пройти...
Две Иконы Матери Божией, всей Русью Святой особо почитаемые, любимые. Раньше позором считалось одну от другой не отличать.
Пред одним из Них сейчас, наверное, особые молитвы возносятся за Русь Святую, Неделимую, за воинов русских.
Более восьми веков назад чудесным образом перенесена была Икона из Византии на Русь...
И с тех пор в часы народных бед
Образ твой над Русью вознесенный
В тьме веков указывал нам след
И в темнице — выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Воинов в сверканьи литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом –
написал М.А.Волошин во времена лихие. Про Владимирскую Икону Матери Божией написал...
А Этот Образ явил чудо, вразумившее жестокого иконоборца в те времена, когда Руси ещё не было. Ворвавшийся в дом никейской вдовы нечестивец Образ Святой мечом по щека ударил... Да увидел вдруг кровь на щеке Пречистой...
В ужасе стал он просить прощения и посоветовал вдове спасти Образ от рук иконоборцев.
И тогда пустила вдова Икону по морю плыть, чтобы доплыла Она до монастыря...
Плыл Образ стоя – и исходила от Него сияние.
А после три раза пытались подплыть к иконе монахи Святой горы – да уходил от них Образ, пока не явилась во сне одному скромному иноку Сама Матерь Божия и не сказала забрать Образ Её Святой...
Принесли с молитвою Икону в храм – да утром исчез Образ Святой и на вратах Обители оказался. И повторилось чудо трижды. Оттого и называют Благой Вратарницей...
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая...
В самом центре Столицы нашей православной, в самом центре Руси Святой возносятся пред Образом молитвы за Отечество наше многострадальное.
Каждые два часа приезжают батюшки из всех районов Москвы, словно на посту друг друга сменяя. Приезжают, чтобы вместе с паствой молитвы к Пречистой возносить.
В дни нашествия коварного вируса стояли люди на улице – молясь о преодолении скорбей...
Источник отрады священной и чистой,
О жаркие слезы! Без звука, без слов
Я лил их пред образом Девы Пречистой,
Пред образом древним, что столько веков
Чудесно стоит у заветной твердыни,
И в светлых лампадах не гаснет елей,
И с верой, с молитвами, дивной святыни
Устами касаются роды людей...
Проникновенны строки Е.Л.Милькеева о Пречистой, о проникающей в душу молитве...
А ещё Чудотворный Образ Этот в окаянные годы в чудом уцелевшем Храме, что недалеко от метро Сокольники. Образ Иверский...
И словно собравшая все названные – и не только, конечно, Образы Икона у входа. А в центре Её Образ Триединого Божества...
Матерь Божия – Игуменья Святой горы – потому в следующей главе ещё кое о чём расскажем – вернее – кое о чём поразмыслим...
Глава третья «Размышление и вразумление»
Итак, продолжим. Вот Он – Тот Самый Образ, всему миру напоминающий, что Она – Игуменья Монастыря на Горе Афонской. Матерь Божия по традиции древней, византийской в синем облачении.
Но главное в том, что сказала Сама Пречистая случайно заблудившейся царевне, что здесь царевне не место, что это – «пространство» Самой Матери Божией.
Оттого на Афон вход женщинам «заказан». Все это знают, конечно, но…
Должно нам покинуть ненадолго «пространство» этого удивительного Храма и мыслями к Афону обратиться
Ноябрь 2011 года. Огромные очереди стоят у Храма Христа Спасителя – к привезённой с Афона Святыне стоят – к Поясу Богородицы. Спасибо отцу Ефрему - Святыню в Россию сопроводил.
Только ополчился на него за то антихрист - и принял на этот раз обличие феминистки.
Очень немолодой настоятель оказался в тюрьме – и случилось это по вине судьи, что к «сословию» феминисток принадлежала.
Сколько молитв было миром православным вознесено, сколько сорокоустов за страдальца написано!
Конечно, всё «дело» развалилось. Но за что надо было унижать, мучить служителя Церкви?
Не будем размышлять о корнях феминизма – «не заслуживает». Главное, что превратился он в разрушителя, осквернителя вековых устоев. Не придуманных кем-то традиций, а Самим Творцом Неба и Земли установленных. Прежде всего – истинного предназначения женщины. Не могут эти «смириться», что женщинам куда-то «нельзя».
И очень напоминают они феминисток из русской литературы, над которыми писатели по сути смеялись. Только здесь не до смеха было. Или революционерок напоминают – обнажённых, с ленточкой: «Долой стыд» …
А ещё вспоминается, как одна такая мужчиной переоделась да на машине на Святую Гору поехала.
Только забыла она о том, что Бога обмануть невозможно – свалился автомобиль в пропасть…
Здесь уже очень важный вопрос возникает: «Зачем ей это понадобилось?». Уж ясно, что не по вере и благочестию Создателя Нашего «обмануть» решила. Верила бы во Христа, вняла бы словам Матери Его Пречистой.
Может быть, и вовсе не верующей была? Тогда тем более, зачем в «пространство» чужое вторгаться?! Чтобы посмеяться, осквернить, опорочить в «отместку» за «унижение» по «гендерному признаку»?!
А бывали ещё вопросы о том, почему священниками только мужчины бывают. Потому, наверное, что на землю пришёл Сын Божий. Очевидно, некоторым заняться больше нечем. Не собирались же они сан принимать …
На Господа видите ли «обиделись».
Невольно вспоминается одно из самых безумных произведений М.И.Цветаевой: «Бог не суди – Ты не был женщиной на земле». (Честно говоря, уважения к поэту у автора очерка, явно, после этого поубавилось).
И забывают почему-то, что именно через женщину даёт Господь жизнь…
Хотя, для таких разве роль матери – ценность?! Гораздо более ценное «завоевание» от нерождённых младенцев избавляться, не желая понимать, что совершается убийство…
Ушли, конечно, в сторону, только при взгляде на Этот Образ именно такие мысли приходят.
А ещё мысли о том, что феминизм опасен для воспитания детей, для семьи как таковой.
Господи! Удержи людей на краю пропасти! Не дай человечеству погибнуть в сетях либеральных «ценностей»!
Мы же снова возвращаемся в Храм…
Глава четвёртая «Снова погружаясь в пространство Храма…»
Храм, как мы помним, в честь Последователя Преподобного Сергия возведён – да «простит» он, что мы всё об Образах Пречистой беседуем. Святые прежде всего «простят».
Некоторые из них первый раз очам являются, - Перуанская и Первые шаги.
Они с детством Спасителя связаны.
Сын Божий в мир пришёл беззащитным младенцем и, зная о Богосыновстве, конечно, рос всё-таки как обычный ребёнок из бедной семьи.
Вспоминается невольно рассказ И.А.Бунина «Геннисарет»…
«Как полевой цветок, мало кому ведомый, выросший из случайно занесенного ветром семени в углу покинутого дома, расцвела и здесь легенда, может быть самая прекрасная, самая трогательная: без огня, по бедности родителей, засыпал Божественный младенец; мать сидела у его постельки, тихо заговаривая, убаюкивая его; а чтобы не было скучно и жутко ему в наступающей ночи, светящиеся мушки по очереди прилетали радовать его своим зеленым огоньком».
На Иконе учится Младенец ходить, а Пречистая следит за Его первыми шагами – как миллионы любящих матерей. Первые шаги - так Образ и именуется
А вот идёт Матерь Божия и несёт за плечами в котомке Божественного Сына. Очевидно, в Египет бежит, чтобы спасти Младенца от нечестивого, кровожадного Ирода.
Снова строки И.А.Бунина вспоминаются – не этот раз стихотворные…
По лесам бежала божья мать,
Куньей шубкой запахнув младенца.
Стлалось в небе божье полотенце,
Чтобы ей не сбиться, не плутать.
Стихотворение «Бегство в Египет» воплощает мысль о том, что Образ Матери Божией с Младенцем вошёл в сердца и умы всех людей – наверное, русских прежде всего, и «русские черты» приобрёл.
Образ Перуанским именуется…
А Этот Образ приходилось видеть однажды в одном из храмов Измайлова.
Нет на Иконе Младенца, стоит Матерь Божия, а рядом кувшин с маслом.
Само Имя говорит о том, что молятся пред Образом прежде всех люди, за плечами которых не один десяток прожитых лет. Имя позже назовём.
Чрез Образ Этот явила Матерь Божия строителям, где должно храм строить, когда три ночи подряд инструменты исчезали и на другом месте появлялись.
Как повелела Она причастить очень пожилого благочестивого монаха, когда братия небрежение проявила. (Такое, к скорби великой, случалось).
А кувшин с маслом, как повествует летопись, позже появился. И напоминает он о чуде, когда грозил Обители голод – да вдруг среди пустых сосудов нашёлся этот, маслом наполненный…
Именуют Образ Геронтисса…
Когда-то в Храме в честь Супругов-Мучеников Адриана и Наталии видели мы Образ, на котором глаза Матери Божией скорбью преисполнены. Скорбит Она обо всех младенцах, что небрежением «родителей» в этот мир не пришли. (См. также «Небольшие путевые заметки». Гл.2). Безобразная суть феминизма, о котором мы в предыдущей главе говорили…
А вот Вознесение Ея на Небеса…
Помните, мы во второй главе сказали, что позором считалось не отличать икону Владимирскую от какой же? Казанской, конечно. И как не быть Ей в любом храме?!
Кажется, на сегодня беседа об Образах Пречистой завершена. Хотя это, наверное, невозможно…
После продолжим о Прославленных Святых и скажем, наконец, в честь кого Святыня в Измайлове возведена…
Глава пятая. Вместо завершения
Есть, конечно, в Храме и Образ Праздника – судьбоносного события, который только на Святой Руси помнят. Наравне с Двунадесятыми Праздниками День Этот почитается. Раньше ко Дню Этому все работы на полях завершали, а после свадьбы играли.
Но главное - это напоминание о посрамлении язычества и победе христиан заступничеством Матери Божией.
В Тот День увидели молящиеся в Храме Омофор, над всеми распростёртый – от врагов веры Христовой защищающий. И потонули вражеские корабли после молитвы, крестного хода и погружения Омофора в море.
Внизу Святой Роман Сладкопевец в окружении клира и народа. Вверху Пречистая с Избранными Святыми.
Всем уже ясно, что речь о Покрове Пресвятой Богородицы…
А вот Святые, с образов взирающие - в каждом храме, наверное.
Образ Всех Святых от Ветхого Завета до века окаянного. Все они словно «в круге», а по краям и Праотец Авраам, и Разбойник Благоразумный, что на кресте раскаялся, и Святые Родители Пречистой.
Вот Целители Святые - и не только Мученики Пантелеймон и Трифон, Косьма и Домиан.
Здесь и от наваждения бесовского сохраняющие Киприан и Иустиния, и Матерь Божия Казанская….
А вот Святой Доктор-Мученик, с Царской Семьёй судьбу разделивший. Евгений Сергеевич Боткин - продолжатель династии истинно русских врачей.
Образа Царской Семьи в Храме ещё нет – но будет, как говорят сотрудники. И разве можно, молясь пред Образом Врача-Страстотерпца, мысленно к Мученикам Царским не обратиться? Чтобы уберегли Россию от нестроений духовных…
А вот удивительный по глубине Образ - Христос поднял на плечи немощного. Друг друга немощи носите – так Образ называется.
Напоминание о том, что истинная любовь, истинная близость людей в разделении тягот, скорбей мира сего с тем, кем по-настоящему дорожишь…
Конечно, не может не взирать на молящихся Святитель, всем миром христианским почитаемый, из четвёртого века «пришедший» и истинно «русским» ставший. С нескольких образов, как почти во всех храмах православных. Мы о нём, наверное, в пяти очерках беседовали – а, может быть, и больше. (См. также «Как хорошо со Святителем рядом»!, «На страже Правды и Справедливости», «Вхождение в мир духовный» и др.)
Он, конечно же, Святитель Мирликийский Николай.
И как не быть в любом храме чудотворцу Саровскому – Серафиму?! Как не быть Святой Московской, что духовным зрением видела, - Матронушки?! Как не быть Блаженной, что после смерти супруга говорила, что умерла она, а не муж – оттого на некоторых образах на ней мундир; той, что незримо по земле ступает, что спасла солдат в Чечне - Ксении Петербуржской?! Обо всех о них мы тоже очень много раз беседовали...
А теперь выйдем на минутку на улицу и посмотрим с левой стороны. Сражаются русские воины с татаро-монгольскими завоевателями.
Вспоминается, конечно, прежде всех Святой, на битву Князя благословивший, двух иноков на битву святую пославший. Чудотворец Радонежский Сергий.
А Храм, как мы помним, в честь Святого Последователя Преподобного Сергия. Возведённая иноком Обитель, кажется, на полотне великого И.И.Левитана изображена. А сам город недалеко от Москвы «звенит» уже именем своим – и возрождаются в нём с порушенные лугами дьявола храмы.
А недалеко от Святой Обители источник с такой холодной водой, что окна в купальне запотевают. Погружение в воду преодоления себя требует. Чтобы греховность пребывающего в духовном нестроении мира смыть...
А Храм этот в честь Преподобного Саввы Сторожевского возведён – и вознёсся он к Небесам куполами на третьей Парковой улице в Измайлове…
Вот и всё, наверное. Обратимся напоследок к Святым Стражам Отечества нашего.
Преподобный Савва, Преподобный Сергий! Вразумите людей русских, часто на краю пропасти стоящих.
Пресвятая Богородица! Не оставляй, вразуми детей своих…
Преподаватель словесности, член Российского Союза Писателей, участница сборников: «Тропа к духовным родникам», «Славянское слово 2022», «Под знаком Кирилла и Мефодия»
Гайкова Нина Николаева