«В театр играем — речь развиваем»
Театр – это волшебный мир. Он дает
уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний.
По мере взросления у ребенка развивается потребность в общении, которая не является врождённой, а формируется в практике взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Значит, потребность в общении – первое условие речевого развития.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет телевидение и компьютер, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, с трудом запоминают стихи. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу чего либо заинтересовавшего их, молча показывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: «Мама, посмотри!», или дергая одежду стоящего рядом взрослого. Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая её нормой.
А между тем детство – «золотой» период, во время которого закладываются у ребёнка способность к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений. Пройдёт совсем немного времени, и ребёнок сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль словами и ему не очень то нужно общение. Безусловно, из любого ребёнка можно вырастить «говоруна», но сформировать способность к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и многому другому всё таки можно, если заниматься этим систематически, главное, чтобы это было не скучно для ребёнка.
Ребёнок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно, что вызывает восхищение, удивление, радость, предвкушение интересного дела.
Одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства является театр, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их вызывает у детей активный интерес. Театрализованные игры способствуют активации разных сторон детской речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога, - совершенствованию звуковой стороны речи. Способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Часто родители настороженно воспринимают рекомендации использовать возможность театрализованной деятельности в развитии своего ребенка. Прежде всего, взрослых отталкивает подготовительный этап: создание нужной атмосферы, подготовка необходимых для него атрибутов. Но для использования театральных методов не обязательно создавать полноценный домашний театр.
Можно применять как постановку сюжетных сценок с соответствующими реквизитами, или кукольный театр, так и упрощенные методы, которые сводятся к выразительному пересказыванию и дополнению известных сказок и историй. Любимые сказки и детские рассказы можно просто читать ребенку, но гораздо больше возможностей для развития откроется, если ребенок приобщится к повествованию. Участие в рассказывании (чтении) произведений для детей можно отнести к простейшему виду театрализованной деятельности.
Слушая историю, ребенок благодаря наглядно-образному мышлению выстраивает образный ряд сюжета. Взрослые иногда даже не представляют, как много интересных поворотов в сюжете может добавить их ребенок. Иногда инициатива внедриться в сюжет исходит от самого ребенка. Но не стоит дожидаться самопроизвольной активности. Взрослые могут побуждать малыша соответствующими вопросами.
Например:
- Как мог поступить наш герой?
- Как ты думаешь, почему главный герой совершил такой поступок?
- Кто бы мог еще прийти на помощь?
В старшем возрасте можно практиковать групповое сочинение своих собственных сказок. Когда взрослый вместе с ребёнком обговаривают кто будет главным героем их сказки. Затем каждый участник по очереди придумывает небольшую часть (2-3 предложения), дополняя рассказ друг друга. Такое сочинительство становится посильной задачей даже для тех детей, которые испытывают речевые затруднения. Дети получают возможность слышать, как формулируют высказывания и раскрывают сюжет другие, как интонационно стараются подчеркнуть характер роли или напряженность событий. Это служит действенным примером для каждого участника, а также развивает слуховое восприятие.
Театральные постановки требуют хотя бы минимального костюма. А в младшем возрасте любой атрибут помогает войти в роль. Обратите внимание, насколько лучше ребенок изобразит зайчика, если ему надеть шапочку с заячьими ушками, нацепить хвостик и тд…
Исполнение роли накладывает на ребенка важные обязательства. Он должен говорить не то, что вздумается, а то, что предусмотрено сюжетом заранее или то, что соответствует разворачиванию действий, если имеет место импровизация. У маленького артиста благодаря разучиванию и исполнению роли обогащается словарный запас, развивается выразительность речи. Ребенок стремится передать интонацию, соответствующую его герою, пытается делать смысловые акценты. Речь, как и любой психический процесс, развивается в тренировках.
Театрализованная деятельность практически идеальная тренировочная среда для ребенка, потому что она всегда разная, отличается от заорганизованного монотонного занятия. И польза очевидна. Наряду с тем, что у детей обогащается речь и развиваются навыки связно высказываться, они начинают лучше слышать друг друга, становятся более артистичными и раскрепощенными.
Есть множество игр, в которые можно поиграть с ребенком дома. Вот некоторые из них.
Игра «Подбери рифму»
Цель: развитие чувство рифмы.
Ход игры: взрослый и ребёнок превращаются в волшебников, которые могут придумывать новые слова, очень похожие по звучанию на заданное слово.
Например:
- кочка — бочка, строчка, дочка, точка, …;
- матрешка - картошка, кошка, …;
- печь — меч, течь, лечь, …;
- лягушка — квакушка, подружка, кружка, …;
- зайчик — пальчик, мальчик, …;
- мышь — тишь, камыш, …;
- снежинка — пушинка, пружинка, …;
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к импровизации.
Взрослый читает стихотворение, ребенок имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска»
Цель: развитие интонационных умений детей.
Ход игры: Взрослый предлагает выучить короткое стихотворение, а затем прочитать его, используя различную интонацию. Взрослый читает за «Хозяйку», а ребёнок за «Киску»
Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
Киска: Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете!
Усложнение: надо прочитать стихотворение с различной интонацией,
Например:
Хозяйка рада, что нашла Киску,
Или киска обижена на Хозяйку.
Вывод:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими красками, впечатлениями и радостью творчества.