В Древней Греции, Сократ привлекал внимание прохожих, чтобы обсудить, на первый взгляд, очевидные понятия. Платон, в свою очередь, проводил свои диалоги с учениками, размышляя о значениях слов. Их целью было научить слушателей размышлять и анализировать прежде, чем произносить определенные слова. В результате таких бесед их собеседники лучше воспринимали и понимали то, что им говорили другие люди.
Современные образовательные стандарты направлены на развитие у учащихся навыков слушания и понимания, а также на способность четко и аргументированно выражать свои мысли. Подготовка к Государственной итоговой аттестации (ГИА) требует внимания к изучению специальных терминов. Это помогает учащимся лучше освоить учебный материал и более эффективно запомнить необходимую информацию. Знание терминов не только способствует успешной сдаче ГИА, но и развивает универсальные учебные навыки, которые являются основой для формирования личности и обеспечивают непрерывное саморазвитие в течение всей жизни.
В мире, где информация поступает в больших объемах и противоречива, важным навыком становится способность выбирать нужные данные и критически их анализировать, принимать или отвергать. Знание терминов в предмете Обществознание помогает выпускникам справиться с этой задачей. Средства массовой информации активно используют общественно-политическую терминологию для воздействия на массовое сознание и формирования определенных взглядов у населения. Это означает, что одно и то же событие или явление может быть оценено по-разному в разных СМИ. Это может влиять на то, как часть населения воспринимает и анализирует информацию, так как они начинают мыслить в терминах, которые им навязывают.
Термины, на самом деле, должны служить языковым инструментом для передачи знаний и оценок в области общественных наук. Знание терминов влияет на способ мышления человека, его отношение к социальным явлениям и, как результат, на его поведение в обществе. В современном российском обществе наблюдается влияние европейских ценностей, иногда они считаются более важными, чем национальные традиции. Массовые СМИ часто создают впечатление, что западное – это образец прогресса, и что Россия отстает. Критически мыслящий выпускник должен быть способен различать, что новое и противопоставленное существующему не всегда означает прогресс. Ему необходимо критически оценивать и переосмысливать получаемую информацию. Изучение терминов в области обществознания помогает не только успешно сдать ГИА, но и развивает способность логического мышления у молодого поколения.
Если массовое сознание подвержено влиянию стереотипов и ярлыков, то личность способна свободно и независимо мыслить. Новые образовательные стандарты нацелены на воспитание такого выпускника, для которого главной ценностью является его собственное развитие и формирование собственной личности.