Богомазова Т.М.,
воспитатель МДОУ
«Детский сад №6
п. Новосадовый»
Вариативные формы организации дошкольного образования:
проблемы и перспективы
Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания образования дошкольников нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования, где на первый план выдвигается цель обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста включено в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Качество дошкольного образования определяется, с одной стороны, предоставлением возможности выбора для индивидуального «образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.
С другой стороны, качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОУ, проявляющуюся в гарантии им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей и соответствует государственным стандартам.
Соответствие качества дошкольного образования определяется по следующим показателям:
возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ;
выбор образовательных программ, ориентированных на сохранение
самоценности
дошкольного детства;
готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
рост профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ.
Сегодня достаточно острой для Белгородской области является проблема удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ, т.е. доступности качественного дошкольного образования. Одним из решений проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования в регионе является развитие вариативных, в том числе негосударственных форм дошкольного образования.
В современных условиях необходимыми и взаимообусловленными требованиями к системе дошкольного образования являются:
вариативность -
способность соответствовать различным образовательным потребностям родителей и детей;
единство
(системность) - способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников.
Данные требования предполагают осмысление двух ведущих категорий: вариативность дошкольного образования и доступность дошкольного образования, находящихся между собой в сложном и противоречивом диалектическом единстве. Такое положение обусловлено тем, что вариативность - это требование к разнообразию предоставляемых услуг в системе дошкольного образования, а доступность образования - требование к широте сети, ее возможностям охватить максимальное число детей дошкольного возраста.
Вариативность образовательных услуг в сети образовательных организаций реализующих программы дошкольного образования, воспринимается как необходимый фактор, обеспечивающий качество образования. В условиях создания и функционирования такой сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников образовательными услугами, соответствующими их запросам. При этом необходимо учитывать, что образовательные услуги предоставляют не только традиционные детские сады, но и другие образовательные организации, реализующие дошкольные образовательные программы.
Вариативные формы дошкольного образования —
это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания.
это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Виды вариативных форм дошкольного образования.
К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:
группа кратковременного пребывания;
центр игровой поддержки ребенка;
к
онсультацион
ный
центр
;
служба ранней помощи;
лекотека
;
семейный детский сад
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ), реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет), которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
В настоящее время к ГКП относятся:
«Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;
группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
«Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;
«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;
«Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей"
группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей
группа «Юный олимпиец» — для детей от 4 до 7 лет, направленной на физическое развитие и приобщение детей к спорту;
группа «Учусь плавать» — для детей от 2 до 7 лет, имеющей целью обучение детей различным способам плавания;
группа «Домашний детский сад» — для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
Основные задачи ЦИПР:
оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
Консультационный центр (КЦ) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи КЦ:
оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.
На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.
Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.
Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основные задачи СРП:
проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Основные задачи:
реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
проведение
психопрофилактики
, психотерапии и
психокоррекции
средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
проведение психопрофилактической и
психокоррекционной
работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;
помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.
Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:
повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;
содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;
оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования.
Следует отметить востребованность альтернативных форм, являющихся структурными единицами муниципальных образовательных учреждений. Например, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки, консультативных пунктов психолого-педагогического сопровождения ребенка и др.
Несмотря на принимаемые меры, в условиях роста уровня рождаемости полностью преодолеть дефицит мест пока не удалось.
Следует отметить, что сложившаяся система вариативного дошкольного образования еще не в полной мере удовлетворяет и такие общественные потребности, как:
сохранение психического и физического здоровья ребенка;
получение качественного образования детьми из неблагополучных семей, малообеспеченных слоев населения;
снижения возрастной границы приема ребенка в ДОУ;
расширение возрастной границы перехода ребенка в школу (6,6–8 лет);
обеспечение гибкого графика работы дошкольных организаций.
В целях преодоления названных проблем и осуществления системного подхода, организационной и научно-методической поддержки развития вариативных, в том числе негосударственных, форм дошкольного образования в целевые региональные и муниципальные программы внесены соответствующие мероприятия – разработана нормативная правовая база и методические рекомендации. Во многих муниципальных образованиях созданы консультативные пункты для частных предпринимателей, юридических лиц, желающих оказывать услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Такая работа может быть организована на основе сетевой системы распространения нормативно-правовой, методической информации через интернет, в дистанционной форме через сайт или портал муниципальной методической службы.
В процессе реализации регионального эксперимента разработаны, апробированы и внедрены оптимальные для условий Белгородской области вариативные формы дошкольного образования на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне; приведена в соответствие с российским и областным законодательством нормативно-правовая база, необходимая для создания и функционирования вариативных форм дошкольного образования на уровне образовательного учреждения и муниципального образования; разработана программа мониторинга по изучению эффективности деятельности автономных, частных дошкольных образовательных учреждений, центров развития, включая вопросы изучения общественного мнения; осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая, психологическая, медицинская, юридическая помощь детям и их родителям с использованием информационных технологий. Созданы сайты во всех образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте.
Стоит заметить, что в современных условиях значительно возросла наукоемкость педагогического труда в дошкольном образовании. Педагогические коллективы дошкольных учреждений осуществляют самостоятельное проектирование основной образовательной программы, создают собственные модели организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей, авторские программы.
Создание гибкой системы образовательных услуг позволяет охватить дошкольным образованием значительное число детей. В данной связи проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе более гибких режимов пребывания детей в дошкольных образовательных организациях.
Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть достигнуто путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. Развитие сети дошкольного образования предполагает появление малых детских садов, надомных групп, родительских групп и т.д.
Таким образом, сущность новых тенденций развития регионального дошкольного образования основывается на принципах его вариативности, открытости, культуросообразности, что в конечном итоге способствует достижению целей равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Организация взаимодействия органов управления образованием, образовательных организаций, кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ, кафедры дошкольного и начального образования БелИРО обеспечивает научно-методическое сопровождение развития вариативных форм дошкольного образования региона.
Вариативные формы организации дошкольного образования должны обеспечить успешную социализацию, сохранить и укрепить здоровье детей, защитить их права, в том числе - право на образование.