Виды помощи для детей испытывающих трудности в обучении

Для достижения активного, заинтересованного и комфортного состояния ребенка в процессе учебной деятельности необходимо обеспечить преодолимость возникающих трудностей и достижение поставленной цели.

Во время выполнения учебных задач, при которых ученик не может справиться самостоятельно, предоставляется необходимая помощь. Эта помощь дозируется и предоставляется в соответствии с принципом от минимальной к максимальной. Главное, что ребенок самостоятельно выполняет умственную деятельность при решении задач.

Существуют различные формы и виды помощи:

Стимулирующая помощь используется, когда ребенок не проявляет интереса или не начинает работу после получения задания, либо когда работа выполнена неправильно. Она может выражаться в форме эмоциональной поддержки, предложения задуматься и проверить свои результаты. В первом случае взрослый приходит к ребенку и помогает ему сконцентрироваться и решить задачу (поощряет, успокаивает, внушает уверенность, задает вопросы для уточнения задания, при необходимости объясняет его). Во втором случае указывается на ошибку и необходимость проверки решения. В зависимости от особенностей ребенка, можно указать количество ошибок или просто сообщить о их наличии.

Например, если ученик допустил ошибку в решении примера, а всего было восемь примеров, расположенных в два столбика, можно указать на общую ошибку, ошибку в конкретном столбике или в отдельном примере. Таким образом, степень помощи может варьироваться.

Организующая помощь заключается в уточнении и объяснении инструкции к заданию.

Направляющая помощь применяется, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов и планировании деятельности, а также в определении первого шага для последующих действий. Эти трудности могут быть обнаружены в процессе работы. В таких случаях ребенок может сам сообщить о своих затруднениях, например, "Я не знаю, с чего начать?" или "Что мне делать дальше?". Или трудности могут стать явными уже после завершения работы и выполнения ее неправильно. Для решения этой проблемы проводится ориентировка в задании, планирование предстоящих действий и предоставление наглядного плана умственных действий с помощью смысловых опор. Взрослый косвенно или прямо указывает ребенку на правильное решение, обращает внимание на наглядную опору, предлагает аналогичный пример или помогает составить план действий и начать первый шаг решения.

Когда указанные виды помощи оказываются неэффективными, применяется обучающая помощь. Она становится необходимой, когда другие виды помощи недостаточны и требуется непосредственное указание или показ того, как решить учебную задачу или исправить ошибку. Обучающая помощь может включать демонстрацию образца выполнения задания, подробное описание алгоритма и объяснение, что и как нужно делать.

Введение дозированной помощи для учащихся как неотъемлемой части процесса обучения позволяет достичь не только обучающего, но и лечебного эффекта в деятельности.

Предоставление учебных задач, ориентированных на зону ближайшего развития ребенка и сопровождаемых дозированной помощью, позволяет взрослому определить, где находится эта зона ученика, и обеспечить успех.

В таких случаях взрослый может непосредственно показать ученику последовательность действий. Можно направить ребенка на правильный путь, указав на таблицу, наглядную опору или помочь ему сделать первый шаг.

[test id="2627"]

Для повышения эффективности обучения детей с обучающими трудностями создаются специальные условия, включающие:

  1. Предоставление индивидуальной помощи в случаях затруднения.

  2. Проведение дополнительных многократных упражнений для закрепления материала.

  3. Частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

  4. Применение вариативных методов обучения, таких как:

  • Детализированная инструкция поэлементно.
  • Повторение инструкции.
  • Использование планов-алгоритмов и схем выполнения (визуальных и текстовых).
  • Предложение альтернативного выбора из предложенных вариантов (правильного ответа).
  • Примеры устной речи.
  • Демонстрация действий.
  • Визуализация представлений через вызов ощущений разных типов.
  • Ориентация на рифму.
  • Использование различных видов вопросов (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).
  • Подбор по аналогии.
  • Подбор по противопоставлению.
  • Чередование легких и сложных заданий или вопросов.
  • Совместные или имитационные действия.
  • Начало действия.
  • Использование связанной или отраженной речи.
  • Начало фразы.
  • Описание и анализ ситуаций с исключением одной детали (например, "молния без грома").
  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (например, "правда ли, что зимой черен снег").
  • Разведение соединенных объектов и определение последствий (например, "рыба без воды").
  • Сведение несоединимых объектов и определение новой функции (например, "ручка и травинка").
  • Многократное усиление функции.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Самостоятельная работа в тройках или парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
  • Обращение к товарищу с вопросами.
  • Работа со словарями на ограниченное время.
  • Сравнение (поиск сходств и различий).
  • Наблюдение и анализ

Дополнительными важными условиями также будут являться:

  1. Внедрение физических минуток через каждые 15-20 минут учебной деятельности.
  2. Создание обстановки успеха во время занятий.
  3. Поддержание благоприятного психологического климата и учет эмоционального восприятия.
  4. Оптимальное чередование различных типов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  5. Адаптация темпа учебной деятельности к возможностям каждого ученика (индивидуализация темпа выполнения заданий).
  6. Рациональное распределение времени на занятии.
  7. Краткость и ясность инструкций по выполнению заданий.
  8. При выполнении домашнего задания можно использовать вопросы.
  9. Вопросы должны быть четкими, лаконичными и грамматически правильными.
  10. Вопросы не должны подсказывать ответ.
  11. Избегать альтернативных вопросов, требующих ответа "да" или "нет".
  12. Не следует излишне фрагментировать вопросы.
  13. Вопросы должны стимулировать мышление ребенка и побуждать его к самостоятельному поиску ответов.
  14. Вопросы задаются всем классом, но адресуются конкретному ученику.
  15. Вопросы должны быть последовательными и логически связанными друг с другом.
  16. Ребенку следует дать достаточно времени для размышлений, не нужно требовать мгновенного ответа, чтобы поощрить самостоятельность и мыслительные процессы, что само по себе стимулирует желание учиться.

 

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests