Викторина
?Знатоки финансовой грамотности? 
(5-9 классы)






                                                         


 
                                                            









Цель  викторины – формирование у детей понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.

Планируемые результаты

Личностные  результаты:
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные  результаты  ? ? 
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми ? предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Предметные результаты
понимание и правильное использование экономических терминов;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
уточнение представления учащихся о функции обмена денег
проведение элементарных финансовых расчётов
закрепление  практическим путем операцию обмена товара на товар, обмена товара на деньги



Ход занятия.
Организационный момент.
Учащиеся  выбирают цвет эмблемы, тем самым она распределяются поровну на 2 команды.   
Каждая  команда  имеет название, придуманное заранее, детям необходимо выбрать капитана и закончить фразу, предложенную для девиза команды, чтобы потом хором её  произнести.  
1-я команда – Экономисты. ?Мы готовы как всегда победить вас… (без труда)!?
2-я команда - Финансисты. ?Наш девиз: Не унывать! Всё пройти и всё …(узнать)!?

1 станция??Ребусная??
Каждой команде предстоит правильно разгадать по 4ребуса




















За каждый разгаданный ребус – 1 фишка.

Ребята, что означает термин??экономика???(ответы детей)?
Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Экономика – наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Однако первоначально это слово означало??искусство ведения домашнего хозяйства?.

2 станция??Термины??
А сейчас мы с вами проверим, какие еще финансовые термины вы знаете.
Для каждой команды предлагаются карточки с терминами и их объяснениями. 
Надо быстро и безошибочно их соединить. 

БАРТЕР

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ, ВЗЫМАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ В БЮДЖЕТ


ТОВАР

ОБМЕН ТОВАРА НА ТОВАР


НАЛОГИ

СТОИМОСТЬ ТОВАРА


ЦЕНА

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ СЕМЬИ


ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

ПРОДУКТ ТРУДА, ПРОИЗВЕДЕННЫЙ ДЛЯ ПРОДАЖИ ИЛИ ОБМЕНА


ПОТРЕБНОСТИ

НУЖДА В ЧЕМ-ЛИБО, ЖЕЛАНИЕ ЧЕЛОВЕКА


УСЛУГА

ЗАНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ТРЕБУЮЩЕЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


ПРОФЕССИЯ

РАБОТА, ВЫПОЛНЯЕМАЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ




Команда на выданном бланке должна за 2 минуты выполнить безошибочно задание. 
Жюри проверяет правильность выполнения задания и каждой команде по результатам выполнения  засчитывает количество набранных баллов: за каждое правильное соответствие – 1 фишка. 

3 станция??Логика??
Учитель:?Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.Вопросы:?1. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров??Ответ:?4 минуты.
2. Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ:?2 землекопа.
3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ:?всего летело три утки, одна за другой.

4 станция  ?Отгадай загадку?.
По очереди ведущий загадывает загадки командам, каждый правильный ответ приносит команде 2 фишки. В случае неправильного ответа, команда соперников может попытаться ответить, заработав при правильном ответе 1 фишку.
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар).
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
Это сумма, что заплатит покупатель,
Это сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется … (Цена).
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в?него он ? превратился. (Банкрота)



5 станция  ?Мульти-пульти?
Бонусный вопрос всем командам.



Посмотрите мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: ?Почему старик передумал корову продавать??
3 фишки получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ. 
Сначала все команды смотрят, затем минуту обсуждают. Если команда готова ответить, поднимают все вместе вверх руки.

6 станция ?Блиц – опрос?
Для этого конкурса удаляются из класса по 1 члену команды.
Затем они входят и по очереди отвечают быстро, в течение минуты, на вопросы. За каждый правильный и быстрый ответ – 1 фишка. Команда не имеет права  помогать или поправлять игрока. 
1. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (Деньги)
2. Какое животное всегда при деньгах? (Свинья)
3. Наказание деньгами за нарушение? (Штраф)
4. Что нельзя делать ни в своем, ни в чужом доме, а то деньги водиться не будут? (Свистеть)
5. Назовите ?экономическую? породу собак (Такса)
6. Что делает с рублем копейка? (Бережет)
7. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (Сто друзей)
8. Как называется место продажи новогодних елок? (Елочный базар)
9. Месяц школьных базаров. (Август)
10. Какие деньги родители выделяют своим детям? (Карманные)
11.О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: ?это умение продать одну картофелину по цене килограмма?? (Чипсы).
12.?Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: ?Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!? Назовите автора сказки. (Андерсен).

7 станция ?Товар или услуга??
Дети  получают  карточки, внимательно читают  слова и пишут напротив каждого слова букву??Т?, если это товар, или букву??У?, если это услуга. На выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненную  5 карточку  - 3 фишки. За 1-2 ошибки в карточке – 1 фишка. Более 2 ошибок – ни одной фишки не зарабатывают.

Посуда -


Мебель -


Постричь –


Телевизор -


Помочь сделать уроки -


Перевезти на машине -


Картина –


     Мороженое –


Потушить пожар -


Книга –


Научить –


Вылечить


Огурцы -


8 станция ?Меняй и покупай?.
На этой станции всё перепуталось. Все вещи, все продукты оказались не в том месте, где нужно.
Каждая команда получает карточки с рисунками и списком необходимых вещей.

1-я команда - ?Экономисты? должны приготовить обед.
2-я команда – ?Финансисты? должны идти в школу.

Необходимо собрать все необходимые вещи для себя.  Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую. Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать наши фишки. Как будет называться эта операция? Каждая команда имеет стартовый капитал - 9 фишек  + те фишки, которые заработали в каждом конкурсе.
Цена каждой вещи в этом туре – 3  фишки
За победу (команда собрала все необходимые предметы и имеет самое большее число фишек) в этом конкурсе команда получает - 5 фишек,  а остальным по 2 фишки.
Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом - как удалось сэкономить фишки и добыть все необходимые предметы?

Подведение итога викторины. Рефлексия.
Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью. Какие термины вспомнили? (деньги, обмен, экономия)
Вот и подошла к концу наша викторина на лучшего знатока финансовой грамотности?. Победителем стала команда ?…?. Молодцы, ребята! Отличная командная игра!
Выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.
Я узнал …
Мне было …
Мне понравилось …
Мне не понравилось …