Подведение итогов школьного проекта ?Масленица и Навруз. Две весны-два праздника? 1. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА Цели и задачи: познакомить с русским народным праздником- Масленица и мусульманским праздником -Навруз, традициями, обычаями, самобытной культурой; способствовать всестороннему, гармоническому и физическому развитию школьников; воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям; формирование у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки. Действующие лица Ведущие (учителя) Весна Скоморохи Коробейники Учащиеся класса Материалы и оборудование: яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей; костюм Весны, коробейников, скоморохов; русские народные инструменты; кукла Масленицы; блины, чай ХОД ПРАЗДНИКА ВЕДУЩАЯ Сегодня здесь Весну встречаем И с поклоном приглашаем Всех кто любит веселиться И смеяться, и резвиться. 1СКОМОРОХ Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! 2СКОМОРОХ Масленицу широкую открываем, веселье начинаем. 1СКОМОРОХ Масленица к нам пришла! Шутки, смех нам принесла! Песни, загадки, да блины сладки! 2СКОМОРОХ Не английский, не французский, Масленица – праздник русский. Будем петь и плясать, в игры русские играть! ВМЕСТЕ: Народ собирается, наша Масленица начинается! СКОМОРОХ Мы – скоморохи! С нами лучше веселиться, А без нас праздник никуда не годится! СКОМОРОХ У нас сегодня представленье – Всем на удивленье! СКОМОРОХ Мы сегодня Зиму провожаем и Весну встречаем! Звучит музыка зимы. Появляется Зима. 2СКОМОРОХ - Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт. Зима: Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить? Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо. Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. (Исполняется песня ?Кабы не было зимы…?) Зима: Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили, хорошую песню обо мне спели! СКОМОРОХ -Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года! СКОМОРОХ Ай да Зимушка-зима! Зима славная была! Но пришла пора проститься, Да с весною подружиться! Зима :До свидания, ребята! До следующей зимы! 1СКОМОРОХ Давайте проводы играть, Весну красную встречать! 2СКОМОРОХ Как же проводы играть, Надо нам Весну позвать. Звучит музыка, входит Весна. ВЕСНА Я – Весна – красна, бужу землю ото сна! Наполняю соком почки, На лугах ращу цветочки! Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход! Всюду – в поле и в лесу – Людям радость я несу! Долго я шла к вам, люди добрые, соскучилась. Снега глубокие топила, реки ото льда освобождала, травы да деревья от зимнего сна пробуждала. И видела на своем пути много интересного. На праздник к вам я пришла не одна, а привела с собой самый сытный праздник русский и подружку свою - Масленицу. Встречайте! Играет музыка, выносят куклу СКОМОРОХ Масленицу открываем, С праздником всех поздравляем Будет праздник от души – Веселиться поспешим! - А знаете ли вы ребята, что за праздник Масленица? Расскажите, что вы знаете. ВЫХОДЯТ ДЕТИ И ЧИТАЮТ СТИХИ 1 ученик В марте по родным просторам – Хоть кого найди, спроси – Ходит с песней и задором Масленица по Руси! 2 ученик Ходит целую неделю По России в полный рост, Чтоб блинов мы все поели, Ведь потом – Великий пост. 3 ученик От души смеются дети, Веселится, стар и млад, И поздравить всех на свете В этот праздник каждый рад! 4 ученик Широкая Масленица – Сырная неделя!Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.Печь блины и развлекаться будем всю неделю,Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! ВЕСНА Последний зимний праздник – масленица. Она восходит к древним языческим временам и символизирует собой проводы зимы и встречу весны. Масленица идет целую неделю, и у каждого ее дня есть свое название. Понедельник называется встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, разгул, перелом, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, проводы, прощанье, воскресенье – прощеный день. 5 ученик Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает ?ВСТРЕЧА?.Яркие салазки с горочек скользят.Целый день веселье. Наступает вечер...Накатавшись вволю, все блины едят. 6 ученик Закрутились карусели, полетели дни недели. Вот и вторник – Заигрыш. Первый день отметили, Масленицу встретили. Во вторник надобно играть, Масленицу продолжать. 7 ученик Тут СРЕДА подходит – ?ЛАКОМКОЙ? зовётся.Каждая хозяюшка колдует у печи.Кулебяки, сырники – всё им удаётся.Пироги и блинчики – всё на стол мечи! ВЕДУЩИЙ С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. А вы знаете, какие продукты нужны, чтоб блины печь и с чем их едят? Тогда отвечайте. Если верный ответ – хлопаем в ладоши, а если не верный – топаем ногами. Сорока – белобока Задумала блины печь, На рынок пошла И вот, что взяла… Парное молоко – да! Куриное яйцо – да! Крупа манная – нет! Капуста качанная – нет! Мясной холодец – нет! Сахар да соль – да! Белая фасоль – нет! Масло топленое – да! Рыбка соленая – нет! Китайский рис – нет! Лавровый лист – нет! Чернослив да изюм – да! Шоколадный лукум – нет! Перец болгарский – нет! Соус татарский – нет! Клубничное варенье – да! Бисквитное печенье – нет! Звучит песня ?ЯРМАРКА? и выходят дети 1-й коробейник.Получайте безделушки,Самодельные игрушки,За улыбку и за шутку,За любую прибаутку.Подходи и налетай —Все, что хочешь, выбирай! 2-й коробейник.Кто задачку отгадает —Весь товар и забирает. Проводится конкурс загадок. За правильный ответ коробейники выдают приз. Хожу-брожу не по лесам, А по усам и волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (расчёска) Ах, вы сладкие вкусняшки, Что вы прячетесь в бумажки? – Не получится, найдут! – Вас они и выдают. (конфеты) Негр одет в цветной жакет. Нарядом ярким хвалится, А на жаре расплавится. (шоколад) Эту сладкую сосульку Называют петушком. Эта сладкая сосулька Тает лишь под языком. (чупа-чупс) 2ученикТеща для зятя пирог пекла, Зять на двор – пирог на стол. Думала теща, семерым пирог не съесть, А зятюшка сел, да сразу и съел! 1 ученик А в субботу не безделки – Золовкины посиделки. Вы, ребята, не зевайте, Вы частушки запевайте! ЧАСТУШКИ 1 Начинаем петь частушки, Просим не смеяться: Тут народу очень много, Можем растеряться! 2 Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя — Будьте счастливы, как мы! 3 Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую. 4 Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять. 5. Мы кончаем петь частушки До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего. ВЕДУЩАЯ Молодцы ребята наши, и поют они и пляшут, Закрутились карусели, полетели дни недели. Вот и воскресенье – Прощёный день. 2 ученик Наступило воскресенье, Попроси у всех прощенье. Сразу станет легче жить, И не будете тужить. Все в этот день просят друг у друга прощение, обнимаются и целуются, не оставляя обид в душе. Ребята, давайте и мы попросим друг у друга прощения.(Дети обнимаются, просят прощения) 1ученик Масленица всех зовет В пляс пуститься без стеснения! Выходи плясать народ! Покажи свое уменье! 1 скоморох -А теперь пришло время распрощаться с Масленицей. В последний день праздничной недели Масленицу отвозят за околицу и сжигают ее со словами: ?Сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий пост?... Дети скандируют -Гори, гори ясно, чтобы не погасло, Чтобы все метели разом улетели! Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, прощай, Наша Масленица широкая. скоморох Вот и проводили мы Масленицу, она заберёт с собой все наши неприятности, плохие поступки, грубые слова. А солнышки свои подарите мамам или бабушкам и поздравьте их с праздником. ВЕСНА Молодцы ребята! Хорошую встречу вы мне подготовили. Проводили Масленицу, избавились от бед и неприятностей. Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное здоровья. ВЕДУЩАЯ С Масленицей поздравляю, Перемен больших желаю. Принесёт пусть вам весна Много света и тепла! Веселитесь, жизнь прекрасна! Пусть господствует добро! Ну, а я желаю счастья, И чтоб вам во всём везло! Чаепитие 2. НАВРУЗ Ход праздника Навруз 1-й глашатай: Слушайте все! Слушайте все! 2-й глашатай: Сегодня в нашей стране, мусульмане встречают праздник весны Навруз. 1-й глашатай: Мы приглашаем вас на этот прекрасный праздник! 2-й глашатай: Все на праздник Навруз! (Звучат карнай и сурнай, к ним присоединяются дойры). На середину зала выходят ведущие. Ведущий 1: Над просторами родного края повеяло живительным дыханием весны. Наступила прекрасная пора пробуждения природы, пора цветения и красоты. В эти дни встречают народный праздник Навруз! Ведущий 2 -Ассалом аллейкум, дорогие гости! Наврузи олам, ассалом…… От порога к порогу –Не в тягость твой груз. Открывай нам дорогу, Счастливый Навруз! Ведущий 1 Наступила весна, а вместе с ней пришёл к нам древний замечательный праздник Навруз. Это великий и вечный праздник, предшественник изобилия. Это праздник обновления, пробуждения природы. Его можно сравнить с летящим весенним ветром, быстрой горной рекой. Он праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен. Ведущий 2 Наврузу более трёх тысяч лет. Он празднуется в день весеннего равноденствия – 21 марта. Люди с приходом Навруза забывают о пережитых трудностях, о заботах и печалях. Ведущий 1 Подлинное значение Навруза – дружба и солидарность людей и народов. Поют карнай и сурнай, звенит дойра, звучит дута, а в танце кружатся все! Радость одна на всех, солнце светит всем! 0 ученик Сегодня к нам, в наш дом прекрасный, пришел веселый, светлый праздник. Он называется Навруз, Спешите гости, вас здесь ждут. 1 ученик На свете много тоев разных, Но самый яркий на земле Навруз - большой восточный праздник, Рождённый в солнечном тепле. 2 ученик Я рад, когда поют карнаи, Веселью, танцам нет конца, Когда взаимопониманьем, Любовью полнятся сердца. 3 ученик Улыбки, песни, угощенья, Наряды яркие кругом. И торжествует всепрощенье За шумным дружеским столом. 4 ученик И забываются печали Давнишних и вчерашних ссор. Пиалы сказочного чая Скрепляют мирный разговор. 5 ученик Святое Братство полной мерой, Как добрый гость, заходит в дом. Согласье, Дружба и Доверие Живут в краю моём родном. Ведущий 1 Сегодня к нам в гости пришла Веснянка, Бахорой и их друзья. Бахорой: -Здравствуйте, ребята, я вам рада.И знаю всех вас давно. Я вижу, как каждую весну вы вскапываете грядки в огороде, помогаете земле дышать, белите деревья в саду, чтобы они были еще красивее, поете и читаете стихи о весне, сажаете цветы, чтобы она была еще милее. Веснянка: -А какие вы знаете весенние цветы? (Дети из зала называют цветы). Веснянка благодарит учеников. -Угадайте какие цветы пришли к нам в гости? Фиалка: Отблеском алым зажегся восток, В саду Салима распахнула окошко Ей из травы улыбнулся цветок. Тот, кто зовется ….(фиалкою-крошкой). Тюльпан: Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный…(Тюльпан) Подснежник: Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает, Солнце глянет - расцветает. (Подснежник) Танец цветов Бахорой: - В эти дни не только красивы и нежны весенние цветы, но и самые дорогие нам люди- наши мамочки. Посмотрите, как они прекрасны в национальных костюмах. ( дефиле мам в национальных костюмах) Веснянка: Я весна-красна, Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речек лед, Светлым делаю восход, Всюду в поле и в лесу, Людям радость я несу. Ученик Выглянул подснежник - на душе светло, В Азии с надеждой праздник ждут давно. Я ветров прохладных больше не боюсь, Приходи скорее, праздник наш Навруз! Ученица Ждёт тебя природа, расстелив ковёр, Из весенних красок выткала узор. И забот привычных с плеч свалился груз. Приходи скорее, дорогой Навруз! Ученик В этот день карнаи громко зазвучат, На любимый праздник люди заспешат. Много будет ярких платьев, лент и бус, Приходи скорее, милый наш Навруз! Ученица В этот день желанье нужно загадать, Саженцы у дома, не ленясь сажать. Нет земли роднее. Сяду помолюсь – Приходи скорее, праздник наш Навруз! Ученик Пусть смеётся солнце над страной моей, Пусть сияют лица взрослых и детей, Пусть у сумаляка будет сладкий вкус… Приходи скорее, праздник наш Навруз! Танец с дойрами Ведущий 1 Навруз больше, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдёт, тем щедрее будет к людям природа. Ведущий 2 В дни празднования Навруза в Узбекистане, Таджикистане, Иране, Индии, Азербайджане и в других странах языком общения между людьми становится язык поэзии. Вот как звучит пожелание великого узбекского поэта Алишера Навои: ?Пусть каждая твоя ночь будет благополучной и счастливой и каждый твой новый день будет Наврузом!? Ведущий 1 Вот и мы сейчас потренируемся в красноречии. За неделю до праздника учащихся получили задание подготовить поздравительную открытку к Наврузу. (Классы представляют свои открытки, звучит музыка) Ведущий 2 Спасибо всем ! Это замечательные открытки! Они заслуживают того, чтобы ими украсить фойе нашей школы. Пусть все гости, которые посетят нашу школу в эти праздничные дни, прочитают тёплые добрые слова, и порадуются вместе с нами наступившему празднику, весне! Ведущий 1 Ещё в древности мудрые люди говорили: ?Каждый, кто встречает Навруз, заслуживает процветания, благополучия, радости и веселья.? Это праздник – живая легенда: с древних времён и до наших дней Навруз сохранил свои традиции. Ведущий 2 Вот о них-то нам сейчас и расскажут учащиеся начальной школы. (За месяц до праздника ученики получили задание: подготовить выступление о традициях Навруза. Выступление должно быть подготовлено в форме видеоролика. Всем классам была предложена жеребьевка. •Встреча рассвета; •Хашар; •Приветствие; •Гостеприимство; •Чаепитие; •Сумаляк; •Игры и забывы; •Бахарой Ведущий 1 Сколько интересного мы сегодня узнали! Спасибо вам, ребята! Ведущий 2 предлагает поиграть в игру ?Садовник и цветы? Игра ?Садовник и цветы?. В игре участвуют 10-15 человек. Среди них выбирают ведущего – ?садовника?, остальные исполняют роли ?цветков?. В руках у каждого по одному цветку. Это могут быть цветы, нарисованные или сделанные из бумаги самими учащимися. ?Цветы? садятся в круг, ?садовник? ходит по кругу и говорит следующие слова: Садовник: Собирайтесь, дети, в круг, Посмотреть цветы вокруг, Вместе будем их срывать И попросим станцевать. После этих слов ?садовник? дотрагивается рукой до одного из ?цветков?. ?Цветок?, до которого дотронулся ?садовник?, должен либо станцевать, рассказать стих, спеть песню или показать что-то неординарное. Все: Да здравствует Навруз! Ученик Проросли цветы и травка, Мы в зиме оставим грусть. Бросим сапоги под лавку -И скорей встречать Навруз! Ученица Самый добрый и весенний Праздник соберёт нас всех, Под своей чудесной сенью, В Новый год придет успех! Ученик Обновляя мироздание, Старых бед снимая груз, К нам грядет без опоздания Ясный солнечный Навруз! Ученица Мы пожмем ладонь друг другу, Песнь весны над всем столом! Позади остались вьюги С Новым годом! С новым днём! Все поют песню ?Наурыз? Ведущий 1 Вот и подошёл к концу наш праздник в школе. Надеемся, вы не скучали. Ведущий 2 Желаем всем улыбок весны, солнечного света, весёлых праздничных гуляний! HYPER13PAGE HYPER15 13
Масленица и Навруз. Две весны-два праздника