Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
?Детский сад № 33?
(МБДОУ ?Детский сад № 33?)


Воспитатель: Лебедева О.А.

Виртуальная экскурсия как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования, которая открывает перед педагогом новые возможности по созданию единого информационного образовательного пространства, активного использования интернет - ресурсов, информационных технологий, проектной деятельности с использованием ИКТ в образовательном процессе. Среди многообразия средств образования мы выбрали виртуальную экскурсию, как наиболее эффективное средство по формированию познавательных способностей детей. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии. Виртуальная экскурсия – это экскурсия с использованием компьютерных технологий. Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Преимуществами таких экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернетбраузера. Благодаря высокой степени наглядности и эффекту присутствия виртуальные экскурсии вызывают небывалый интерес у детей. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс обучения становится более живым и непосредственным, и позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. Каждая виртуальная экскурсия сопровождается разными видами творческой деятельности, где дети закрепляют свои знания. Это может быть рисование, лепка, изготовление макета или конструирование. Чтобы экскурсия имела познавательный эффект, ее необходимо грамотно спланировать. Для этого в помощь педагогу был разработан универсальный конструктор экскурсий. Конструктор разделен на три блока: 1 блок – место для посещения (города, народные промыслы России, экосистемы) – его может выбрать как воспитатель, так и ребёнок 2 блок – объект посещения – это достопримечательности или природный объект, где воспитатель-экскурсовод проводит экскурсию, а дети – экскурсанты, или предлагается детям побывать в роли экскурсоводов. 3 блок – творческая деятельность детей по теме экскурсии, и это не только традиционные аппликации, лепка, рисование, но и создание коллажа, интервью, моделирование по теме экскурсии и многое другое. Представленные блоки позволяют педагогу компоновать их по своему усмотрению или желанию детей, выстраивая необходимую методическую конструкцию конспекта. Благодаря этому с помощью конструктора можно грамотно и оперативно спланировать экскурсии, исходя из выбора детей или тематического планирования. Также в конструкторе для проведения виртуальных экскурсий даны перечисления всех достопримечательностей в каждом городе, подобраны универсальные вопросы к любой экскурсии, способствующие развитию речи детей и их творческому мышлению, а также даны методические рекомендации для организации творческой деятельности, которые способствуют закреплению материала. Дополнением к конструктору служит приложение достопримечательностей с QR кодами, при помощи которых можно оказаться в нужном месте. Для работы с родителями, приложение разработано в другом формате, в виде карт, где также имеются QR коды. К преимуществам использования QR кода относится: доступная и несложная процедура создания; быстрая обработка резервов; большие функциональные возможности кодирования информации. Конструктор существенно сокращает продолжительность подготовки к образовательному процессу, высвобождая силы и время педагога на решение творческих задач. Конструктор экскурсий дети могут использовать самостоятельно в свободной деятельности, планируя свои экскурсии, а педагог сможет грамотно и быстро подготовиться и провести ее. Совместно с детьми в начале учебного года можно 20 подобрать интересные места для виртуального путешествия и отметить их на картах изображениями. По мере прохождения экскурсии карты заполняются красными геоточками, которые показывают, с чем уже познакомились и что еще интересного ждет впереди. Для самостоятельного планирования экскурсий детьми разработано дидактическое пособие ?Чемодан путешествий?. Воспитанники, при помощи опорных картинок, выстраивают свои экскурсии, ориентируясь по схеме: куда идем, что смотрим и что делаем. Дети могут начинать конструирование экскурсии с любого блока, который заинтересовал их в данную минуту. С обратной стороны планшета размещаются карты схемы по составлению рассказов по итогам экскурсии или по продуктивной деятельности. ?Чемодан путешествий? дети используют в свободной деятельности, самостоятельно планируя экскурсии или в образовательном процессе, планируя экскурсии совместно с педагогом. Каждая экскурсия оставляет приятные воспоминания, которые остаются в памяти ребёнка, как результат путешествия. Наблюдения показывают, что воспоминания остаются яркими, сохраняются долго и содействуют развитию творческих способностей. После возвращения с экскурсий, дети заполняют странички ?Альманаха путешественника? своими рисунками, фотографиями, плакатами, играми, пазлами и другой творческой деятельностью. Они могут не раз возвращаться к своим воспоминаниям и проживать их снова и снова. Виртуальная экскурсия одна из эффективных форм организации всего учебного процесса, которая позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, преодолевать интеллектуальную пассивность, снизить стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей, так как они могут выступать в роли экскурсовода. Так же экскурсии обогащают социальный опыт, что дает возможность использовать полученные знания в практической деятельности. Возможность использования виртуальной экскурсии делает образовательную деятельность более живой и интересной. Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для дошкольников. Для них это увлекательная игра.