Влияние стиля семейного воспитания на мотивацию учебной деятельности детей в младшей школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учебной деятельности детей в младшей школе. Семья играет определяющую роль в формировании личности ребенка, именно здесь закладываются основы его мировоззрения, ценностей и убеждений. Стиль воспитания, принятый в семье, оказывает непосредственное воздействие на мотивацию учебной деятельности у детей.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между стилем родительского воспитания и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда - сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

В настоящее время существует множество определений мотивации в контексте учебного процесса. Значительный вклад в изучение данной темы в психологии внесли ученые: Л.И. Божович, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, Н.Ф. Талызина, Х. Хекхаузен. Они исследовали активность развивающейся личности, природу мотивов и факторы, которые формируют и укрепляют структуру личности. Вопросы системы мотивации учебной деятельности активно изучали также такие ученые, как Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсон и другие.

Цель исследования: Определение факторов педагогического воздействия родителей, которые способствуют или препятствуют формированию у детей интереса к учебе.

Объект исследования: Факторы, влияющие на мотивацию учебной деятельности школьников с 1 по 4 класс.

Предмет исследования: Повышение мотивации учебной деятельности у школьников, возникающее во время различных способов поддержки со стороны родителей.

Гипотеза: Стиль семейного воспитания оказывает влияние на особенности мотивации учебной деятельности школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

Анализ

литературы по теме исследования

.

Изучение

уровня мотивации учебной деятельности детей в младшей школе и определение факторов, влияющих на нее.

Изучение роли семьи в развитии личности ребенка.

Проведение эксперимента, в ходе которого будут наблюдаться 3 контрольные группы: семьи

гипоопекающие

, семьи

гиперопекающие

и семьи, использующие нормативный стиль воспитания.

Сопоставление полученных, в результате наблюдения, данных с гипотезой исследования

.

Анализ эффективности различных

стилей воспитания

в образовательн

ом

процесс

е

для повышения

заинтересованности

учащихся.

Определени

е

возможных стратегий и рекомендаций для родителей по повышению

стремления к

учебной деятельности своих детей

.

Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики. Психолого-педагогические разработки, исследующие проблему формирования и развития учебной мотивации как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова,А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Г.И.Щукинаи др.), а также представления о стиле семейного воспитания (Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, А.И Захаров, И.М. Марковская, Е. Шафер). Рассматривались теории мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, К. Вепсяляйнен, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.П. Мясищев, М.В. Матюхина, Г. Розенфельд, В. Хенниг, П.М. Якобсон), современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер).

Методы исследования:

Теоретический анализ литературы по теме исследовательской работы

;

«Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В.

Матюхиной

(в модификации Н.Ц. Бадмаевой)

;

«Взаимодействие

родитель –

ребенок»

И.М. Марковской

;

Методы математической статистики (Корреляционный анализ по критерию

Стьюдента; Метод описательно статистики)

;

Интерпретационный (структурный) метод.

Этапы проведения исследования:

Первый этап

- Изучение и анализ специальной литературы по теме исследования.

- Определение терминологии: стили семейного воспитания (гиперопека, гипоопека, нормативный).

- Формулирование цели, объекта, предмета, гипотезы, задач исследования.

- Описание специфики учебной деятельности школьников 1-4 классов.

- Разработка и выбор методов тестирования для определения факторов детско-родительского взаимоотношения, влияющее на повышение побуждения школьников к учебной деятельности.

- Подбор семей и разделение их на контрольные и экспериментальные группы.

Второй этап

- Проведение эксперимента.

- Использование методик «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной и «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской.

- Сбор данных об уровне учебной мотивации в каждой группе.

Третий этап

- Рассмотрение различных стилей воспитания на изменение заинтересованности к учебной деятельности детей.

- Определение факторов, влияющих на возникновение желания учиться; определение причин лабильности мотивации учебной деятельности.

Четвертый этап

- Заключение по исследованию с описанием всех этапов, полученных результатов.

- Вывод.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Мотивация

Впервые термин «мотивация» был употреблен немецким философом А. Шопенгауэром, после чего этот термин прочно закрепился в психологической сфере для объяснения причин поведения человека и животных.

Сам термин «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», который в свободном словаре терминов и понятий характеризуется как: «побуждение к действию, динамический процесс физиологического, психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности». В современном понимании мотивация – это комплексное наименование средств и методов побуждения учащихся к получению знаний и умений, активному освоению и усвоению учебной информации.

«Учебная мотивация» с точки зрения педагогической психологии имеет ряд синонимов, из них наиболее популярными считаются «мотивация учения» и «мотивация деятельности учения». По мнению доктора психологических наук Марковой А.К. эти термины связаны тем, что они обозначают совокупность мотивирующих факторов, которые вызывают активность субъекта и определяют направленность деятельности.

Божович Л.И. «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой».

Уткина Э. А. «Мотивация — это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации».

Зайцев Г. Г. «Мотивация — это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности».

Леонтьева В.Г. «Мотив — это системное образование личности, системный способ организации активности человека».

Маркова А.К. «Мотив – это направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность».

Подласый И.П. «Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования».

Скороходова Н.Ю. «Мотив - побуждение к активности в определенном направлении».

Понятие «учебная мотивация» не имеет однозначного толкования, ученые по-разному трактуют это понятие, но многие ученые сходятся во мнении, что «учебная мотивация» подразумевает под собой некую способность к созданию нового и оригинального. Поэтому опираясь на определения данного понятия, можно сказать, что «учебная мотивация» - процесс, который образуется непосредственно самим обучающимся в период учебной деятельности, состоящий из личностных мотивов обучающегося, его целей и установок. Данный процесс запускает, направляет и поддерживает проявленные усилия обучающегося, которые были направленны на выполнение учебной деятельности.

1.2 Стили семейного воспитания

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психологопедагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

В современной семье присутствует конкуренция таких процессов, как реализация собственного потенциала в сфере выбранной профессии и работы, и стремление полностью посвятить свою жизнь семье. Профессиональная повсеместная занятость усложняет систему межличностных коммуникаций. Индивиду становится доступна принадлежность к различным малым группам, а не только к семье. Современному человеку предлагается множество вариантов объединений, в которые он может, при желании, вступить: клубы по интересам, религиозные общины, благотворительные организаций и т.п. Новейшими информационными технологиями создан «мир без границ». Кроме того, субъектом может быть проявлена инициатива в формировании круга своих друзей. В этом случае происходит наполнение дружеских привязанностей эмоциональной теплотой, самораскрытием, пониманием, признанием, увлеченностью идеями и делами. При этом глубина эмоционального контакта дружеских отношений сравнима с таковой в семейных отношениях.

Это не могло не сказаться на воспитании, сегодня, наряду с семьей и школой/ детским учреждением, различные субъективно значимые социальные группы, в том числе «интернет сообщества», оказывают значительное воспитательное влияние на ребенка. Это безусловно необходимо учитывать, выстраивая линию семейного воспитания.

В психологической литературе, говоря о стиле, наиболее часто применяется следующее определение: наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействия на личность: убеждение; внушение, заражение «личным примером» и подражание; упражнения и приучение; обучение; стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование); контроль и оценка.

На основании методов педагогического воздействия на ребенка складывается определённый стиль воспитания. Сразу стоит оговорить, что, во-первых, в психологической литературе стилей воспитания выделяют от 4 и более, однако все классификации схожи между собой в базовых основаниях, во-вторых, в «реальной» жизни, в «реальной» семье не встречаются стили в безукоризненно «чистом виде», однако один стиль является ведущим. Прежде чем начать рассмотре6ние стилей воспитания, стоит обратить внимание на то, что сам по себе стиль хоть и является достаточно «гибким» способом выстраивания отношений с ребенком, однако «переломить» (изменить) его может быть крайне сложно.

Стили семейного воспитания:

Авторитарный стиль 

При таком стиле воспитания родители осуществляют строгий контроль за жизнедеятельностью ребенка. Контролируются желания, потребности, интересы, круг общения. При, таком стиле семейного воспитания родители используют физические наказания, принуждения, запреты. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок рос послушным и исполнительными. Дети находятся в постоянном эмоциональном напряжении, что сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Здесь возможна невротизация, соматические проблемы на фоне психологических переживаний, такие дети вырастают робкими, неуверенными в себе, неспособными постоять за себя, либо агрессивными, конфликтными. У таких детей затруднена социальная адаптация, появляются трудности в межличностном общении.

В подростковом возрасте, при авторитарном стиле семейного воспитания, возможен бунт со стороны ребенка, уходы их дома, враждебное отношение к окружающим. Такие подростки часто занимают оппозиционное отношение ко взрослым, демонстрируют протестные реакции.

Гипоопека

(попустительский стиль)

При, таком стиле воспитания ребенок предоставлен сам себе, на него не обращают особого внимания. Воспитание строится на вседозволенности и низкой дисциплине. Для родителей с попустительским стилем воспитания характерна неспособность или нежелание руководить ребенком. При таком стиле семейного воспитания родители практически не осуществляют контроль за ребенком. Ребенок растет в ситуации безнадзорности и вседозволенности. Такие дети часто попадают в плохие компании, где и происходят первые пробы психоактивных веществ и правонарушения. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что, такое плохо. Привыкшие жить в ситуации бесконтрольности и вседозволенности, у таких детей отмечаются нарушения в поведении, что приводит к затруднению адаптации в социуме.

Гиперопека

При таком стиле семейного воспитания родители чрезмерно опекают ребенка, лишая его самостоятельности и тем самым замедляют личностное и интеллектуальное развитие. Даже во взрослом возрасте родители не признают взросление и продолжают опекать «взрослого ребенка». Такой ребенок лишен самостоятельности, не способен самостоятельно принимать решения, неуверен в себе, зависим от чужого мнения, тревожен. Такие дети всегда будут бояться сделать что-то не так, ошибиться. При таком стиле семейного воспитания родители подавляют волю ребенка, его познавательную активность, инициативность. Воспитывают покорность, безволие, зависимость от чужого мнения. В подростковом возрасте ребенок захочет освободится от чрезмерной опеки захочет иметь свое личное пространство. Здесь возможно проявление агрессии, обмана, как средство защиты от родительского контроля, что может привести к конфликтам и отчуждению.

Семейное воспитание по типу эмоционального отвержении

Здесь родители не принимают своего ребенка, демонстрируют безразличие к нему. Родители не интересуются духовным миром ребенка, его делами, избегают общения с ним. Родители живут своей жизнью – ребенок своей.

При, таком стиле ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, не имеет семейной поддержки. У таких детей часто бывает сниженное настроение, пропадает желание общаться, возможно формирование агрессивного отношения к людям. У подростков могут появляться суицидальные мысли.

Непоследовательный тип семейного воспитания

Этот стиль характеризуется отсутствием последовательности в системе воспитания.

Здесь отсутствуют четкие требования к ребенку, на почве разногласий между родителями в выборе дозволенного и не дозволенного для ребенка, в выборе воспитательных воздействий между родителями. Например – бабушка разрешает то, что в родительской семье делать нельзя, или папа разрешает делать то, что мама категорически запрещает.

 Это нарушает социально – психологическую дезадаптацию у ребенка. Ребенку сложно маневрировать между требованием родителей, что может способствовать возникновению невротических реакций у ребенка, агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе и формированию социально – психологической дезадаптации. При, таком стиле у ребенка отсутствует стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Нет четких, конкретных ориентиров в оценках и поведении. Такой стиль семейного воспитания формирует неуправляемую, импульсивную, неуверенную в себе, тревожную личность.

Гармоничный стиль семейного воспитания, или демократический

Здесь учитываются интересы, способности ребенка. Воспитание построено на обсуждении, рекомендациях и учете желаний и потребностей ребенка. Родители поощряют любознательность, самостоятельность, осмысленное поведение ребенка. Помогаю ему разобраться в вопросах, которые его интересую. Отношения строятся на доверии и уважении к ребенку, на компромиссах и эмоциональном принятии своего ребенка, при этом родители последовательны в воспитании, требовательны в соблюдении дисциплины. Отношения между родителями и детьми строятся на проявлении теплых чувств, заботы и поддержки.

Ребенок вырастает ответственным за свои поступки, инициативным, умеющим рассуждать, с чувством собственного достоинства. Такие дети, как правило, хорошо учатся, имеют собственное мнение, независимы от оценок других людей. Семья дает детям хороший ресурс, дети знаю, что родители всегда окажут помощь. При таком стиле семейного воспитания формируется адаптивная, гармоничная личность.

Глава 2 Исследовательская часть

2.1 Методология исследования

Цель исследования является изучение и определение факторов педагогического воздействия родителей, которые способствуют или препятствуют формированию у детей интереса к учебе.

В ходе исследования были опрошены следующие группы респондентов:

Семья с гармоничным стилем воспитания;

Семья с

гипоопекающим

стилем воспитания

;

Семья с

гиперопекающим

стилем воспитания

.

Экспериментатором был

проведено тестирование на выявление мотивов школьников, респонденты прошли методику

«Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной

.

Для всестороннего изучения проблемы и качественного проведения исследования были подобраны и разработаны соответствующие методики, которые в комплексе позволяют выявить учебную мотивацию обучающихся начальных классов:

анкетирование классных руководителей с целью определения успевающих и неуспевающих детей;

тестирование на выявление мотивов школьников, респонденты прошли методику

«Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной

;

наблюдение за исследуемыми классами;

методика

«Взаимодействие

родитель –

ребенок»

И.М. Марковской

.

Данные методики отбирались по принципу всестороннего анализа. Условия отбора:

н

аличие заданий на понимание младшими школьниками смысла учебного процесса и на выявление уровня знаний учащихся по предметам математики и русского языка.

О

пыт

ы были проведены

в контролируемой обстановке с учётом всех мер безопасности

.

Сравнение результатов опытов для каждо

й группы

участник

ов

были выполнены

с учётом

индивидуальных особенностей.

Статистический анализ данных

проведен

с использованием средних показателей, стандартного отклонения и других статистических методов.

В эксперименте рассматривалась гипотеза:

Стиль семейного воспитания оказывает влияние на особенности мотивации учебной деятельности школьника.

А именно гармонический стиль воспитания поспособствует всестороннему развитию личности ребенка, уровень мотивации, по сравнению с другими стилями, будет максимальным.

Заключение:

Исследование позволит лучше понять связь между

учебной мотивацией детей младшей школы

и

стилями воспитания, п

редложит

рекомендации по организации

воспитательного процесса

с учётом

некоторых факторов, изучаемых в эксперименте

.

2.2 Результаты исследования

В ходе проведения различных тестирований,

анкетирований

, наблюдений были получены следующие результаты:

В семьях с гармоничным стилем воспитания

:

Д

ети

рассудительные. Они не действуют под влиянием внешних побуждений и эмоций, а всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки.

Им

свойственно чуткое и внимательное отношение к просьбам, как сверстников, так и старших.

Данные учащиеся отличаются полной гармонией умственного и физического развития. В равной степени и с удовольствием могут заниматься как умственным, так и физическим трудом.

Д

ети этого типа очень активны, всегда находят себе занятие, в которое привносят элементы творчества. Главные черты, которые проявляют в работе — высокая исполнительность и ответственность.

Эти дети умеют дружить и со сложными, трудными или просто педагогически запущенными сверстниками. Во взаимоотношениях с товарищами никогда не применяют насильственных мер при решении конфликтных ситуаций, ограничиваясь всегда просьбой, выражаемой серьезно и обоснованно. Высокая требовательность к себе делает этих детей постоянно серьезно работающими над собой. Они раньше всех начинают заниматься самовоспитанием, совершенствуя себя как в физическом, так и в духовном, и нравственном отношении.

Высокая самоорганизация позволяет этим детям рационально пользоваться свободным временем, посещать различные кружки, секции, при этом, не запуская учебу. Любое дело они доводят до конца, никогда не останавливаются на половине пути, всегда настойчивы в достижении цели. Достигая цели, они всегда выдвигают новые, преодоление которых и составляет смысл их жизни.

В семьях с

гипоопекающим

стилем воспитания

:

Дети

очень веселы и подвижны в играх со сверстниками. Однако товарищи с детьми

такого

типа играют неохотно. Ученики их считают «подхалимами», «ябедами», «подлизами», так как они передают учителю все, что делают их товарищи. Такие учащиеся при удобном случае стараются угодить учителю и понравиться. Когда им это удается, они становятся грубыми, самоуверенными, высокомерными со своими товарищами.

Стараясь унизить их, они постоянно чем-то в классе хвастают. Хвастовство, так же, как и ложь, является второй их натурой. Во всем руководствуются только личной выгодой и совершенно безучастны к страданиям, лишениям и заботам других, хотя внешне могут и выразить сочувствие.

Дети этого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция для них характерна во все возрастные периоды жизни. Работая, они быстро устают, а поэтому стремятся под всякого рода предлогами отказаться от работы, увильнуть или устроить отвлекающее всех мероприятие. Это единственный тип детей, который не может обходиться без детского коллектива.

Очень любят себя. Любят наряжаться, смотреться в зеркало. Любовь к себе столь велика, что эгоистическая направленность пронизывает весь их образ мыслей и жизни. Смысл их жизни — удовлетворение своих личных потребностей, которые очень часто не связаны с социальными, поэтому их не интересует ни процесс деятельности, ни его результаты.

В семьях с

гип

ер

опекающим

стилем воспитания

:

Во взаимоотношениях с окружающими

данный

тип ведет себя по-разному. Со старшими, даже в дошкольном возрасте, общается на равных, держится уверенно и спокойно. Сверстников же стремится унизить, наделяя их обидными кличками, не считаясь с их интересами, либо даже притесняя их. Как правило, высокомерное отношение к окружающим людям очень часто связано с победами над другими. В то же время они всячески хотят понравиться людям, от которых зависит достижение их целей, амбиций и притязаний. Если не удается себя показать в каком-либо деле, они

депрессируют

и бросают заниматься чем бы то ни было.

З

анимаются самыми разнообразными видами деятельности, особенно надолго останавливаются на тех, которые у них получаются и за которые хвалят. Занимаясь деятельностью, они бегут к родителям и демонстрируют свои достижения. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции.

Желание быть первым, лучшим, подчас толкает их на безнравственные поступки по отношению к соперникам,

но они считают, что в борьбе все средства хороши, если приносят успех. Постоянное завышение своих возможностей, хвастовство достигнутыми успехами, пренебрежительное отношение к неудачникам приводят к тому, что дети очень часто попадают в конфликтные ситуации как со взрослыми, так и со сверстниками.

Очень часто дети такого типа хвастают тем, что все могут, а если не получается, то обвиняют других либо обстоятельства. В любом коллективе, детском или взрослом, люди этого типа стремятся быть его лидерами, в особенности официальными. Эгоцентризм у этого типа личности достигает своего апогея. Они не терпят возражений и готовы «раздавить» любого, кто пытается им противостоять. В спорах всегда ссылаются на авторитеты, а если это не помогает, готовы прибегнуть к силе.

Не терпят критических замечаний в свой адрес, считают себя непогрешимыми. Если и допускают промахи, то предпочитают о них не говорить и запрещают это другим. Они тут же могут припомнить вам все ваши недостатки как личности, так как очень наблюдательны.

2.3 Анализ результатов исследования

В ходе проведения исследования

о влиянии стиля семейного воспитания на учебную мотивацию детей были

сформулированы гипотезы, основанные на предположении о том, что

наиболее эффективным стилем воспитания является гармоничный

.

Создание трех групп

семей с различным стилем воспитания позволило

провести сравнительный анализ влияния

семейных отношений родитель – ребенок на учебную мотивацию

.

Использование методик

выявления мотивации, наблюдения за детьми, анкетирования на тему взаимоотношения детей и родителей

обеспечило надёжность и объективность полученных результатов, что позволит проанализировать влияние

стилей семейного воспитания на учебную мотивацию детей в младшей школе

. В дальнейшем это позволит разработать рекомендации

организации родительского поведения, коррекции их воздействия

на ребенка ля формирования более

развитой личности ребенка

.

Различные виды тестирований

позволил

и

выявить потенциальные позитивные

методы воздействия родителей

.

Итак, исследование подтвердило важность

гармоничного стиля воспитания на формирование учебной мотивации, самой личности ребенка

.

Использование гармоничного стиля воспитания

может помочь

развить у

учащи

хся

гармони

ю

умственного и физического развития.

Данный стиль может поспособствовать активное развитие ребенка, особенно творческое

.

В

работе

же будет проявляться

высокая исполнительность и ответственность.

Заключение

Подведя итоги исследования, можно с уверенностью сказать, что стили семейного воспитания оказывают значительное влияние на учебную мотивацию детей. Различные подходы к воспитанию могут как стимулировать, так и подавлять интерес к обучению. Родители играют ключевую роль в формировании у детей позитивной учебной мотивации.

В результате исследования было установлено, что гармоничный стиль воспитания значительно влияет на учебную мотивацию детей в младшей школе. Родители и педагоги, практикующие такой подход, способствуют формированию позитивного отношения к учению, стимулируют интерес к знаниям, развивают самостоятельность и ответственность у ребенка. В результате дети проявляют больший энтузиазм к учебной деятельности, стремятся к достижению успехов и готовы к саморазвитию. Таким образом, гармоничный стиль воспитания способствует эффективному обучению и формированию положительной мотивации у детей в младшей школе.

Также будут представлены некоторые рекомендации для родителей, которые будут способствовать формированию учебной мотивации. Для того чтобы создать благоприятную обстановку в семье, стимулирующую интерес к обучению, родителям необходимо:

- Поощрять и похваливать ребенка за его достижения и усилия в учебе.

- Проявлять интерес к образовательной деятельности ребенка, задавая вопросы о его успехах и неудачах.

- Показывать детям пример, как важно образование и саморазвитие.

- Содействовать поиску интересов ребенка и развивать их.

- Поддерживать ребенка в трудных ситуациях, помогать ему осознавать, что неудачи — это часть обучения и развития.

- Соблюдение данных рекомендаций поможет создать позитивную атмосферу в семье и способствовать формированию у ребенка высокой учебной мотивации.