Влияние театрального искусства на формирование личности ребёнка. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда ?основной целью образования сегодня становится предоставление учащимся возможности проектировать собственное будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора?; когда ?задачей школы становится создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащегося?*; в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.** Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать ?возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов?.*** По моему мнению, внедрение в школьный образовательный процесс театра и театральных технологий хорошо этому способствовует. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, ?основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, ____________________________________________________________________ *Прокофьева Л.Б., Зачёсова Е.В. Реализация принципа открытости в повышении квалификации школьных команд в условиях становления гражданского общества. – М., МИОО, 2007г.-стр.8 ** Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На путях к 12-летней школе: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. – М., ИОСО РАО, 2000г.- стр.12 ***Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., Центр ?Педагогический поиск?, 2001г.-стр.14 наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями?*. С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества ещё в те времена, когда театра как такового ещё и не было вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и таким образом приобщались к культуре своего народа. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с XVII века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, когда в первых придворных русских театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети. История становления Русского профессионального театра неразрывно связана и с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетном корпусе. Театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности. Не говоря о том, что обучение ребёнка актёрскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического, и духовного здоровья. Когда наиболее целесообразно ввести театр в духовный мир современного ребёнка и в какой мере детству нужен именно театр? Педагогикой и психологией уже давно было отмечено наличие связей между театром и младшими школьниками. ?Дети – прирождённые актёры, - писал Н.Е. Румянцев в своей работе ?Эстетическое воспитание в начальной школе?,- игра, драматизация – их родная стихия, чем и объясняется их любовь к театру?. Близость детям театрального искусства особо подчёркивалась педагогикой 20-х годов прошлого столетия. Младшим школьникам отводилось особое место в общем процессе эстетического, творческого формирования личности. Считалось, что первоначально потребность в драматическом творчестве проявляется в игре. Драматизация жизненных впечатлений, любовь к ?превращению себя в других? доставляет ребёнку огромную радость и привлекает его очень рано. Игра рассматривалась как первое проявление ?чувства театра?, свойственного ребёнку ?драматического инстинкта? - творческой потребности в преображении и подражании. Эти возрастные потребности должен был развивать профессиональный детский театр (включение игровой импровизации (драматизации) в учебный процесс). Уже в 1921 году увидела свет особая программа ?Драматизация в школе первой ступени?, вошедшая в общую * Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. –стр.67 программу единой трудовой школы. Психологическую природу возрастных предпочтений различных видов творческой деятельности стремился выявить и обосновать известный советский психолог Л.С.Выгодский. Он считал, скажем, что рисование является ?типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного?.* С переходом в другую фазу возрастного развития изменяется и характер детского творчества – наступает период литературного творчества, ?господствующий у подростков?. Выгодский пытался раскрыть внутреннюю связь между потребностью в том или ином виде творчества и возрастным этапом развития. По его мнению, в основе этих внутренних связей лежат возрастные потребности личности в том или ином способе постижения окружающего мира. Театральное творчество близко ребёнку по двум причинам. Во-первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершаемом самим ребёнком. Во-вторых, драматизация непосредственно связана с игрой – этим корнем всякого детского творчества. Именно игру, по мнению Выгодского, можно рассматривать как первичную драматическую форму в творчестве детей. В процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для восприятия искусства. И в первую очередь – способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве. Ведь именно в игре ребёнок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного ?как бы? и ?понарошку?. В процессе игры складывается и способность к внутреннему действию. Минуя ряд последовательных ступеней развития, она постепенно превращается в важный элемент художественного восприятия. Наконец, способность к обобщению. Как раз в процессе игры ребёнку приходится постоянно выделять существенные, наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их. Ребёнок ведь играет не в конкретного доктора, шофёра или лётчика, а в созданный в воображении обобщённый образ представителя этой профессии. Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства: в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл. Постепенно в процессе развития личности наступает этап, когда игра, выполнив своё назначение, шаг за шагом уходит из жизни детей. Но к этому периоду у них оказываются уже сформированными внутренние способности, которые при благоприятных условиях становятся важными элементами художественного восприятия. И в первую очередь это проявляется при овладении языком зрелищных искусств, театра в особенности. Особую чуткость в отношении детей к театру ощущал К.С.Станиславский. Его заботило, ?чем впервые пробуждают эстетическое чувство детей, остро, на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления?. Константин Сергеевич считал, что именно в процессе театрального восприятия ?у детей *Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.- вскрываются тайники их творческой силы (инстинкта или дара)?*. Великий режиссёр не только почувствовал значение детства в процессе приобщения личности к театру, но и вплотную подошёл к пониманию общеэстетического значения театрального искусства, способного проникать в тайники творческих возможностей детей и открывать их органично и естественно. Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актёр и режиссёр А.А.Брянцев совместно с известнейшими психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформаций общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. Придя рядовым воспитателем в детский дом, Брянцев на собственном примере убедился в наличии у детей ?особого игрового инстинкта и влияния его на общее развитие детского интеллекта?. В двадцатые годы его опыт был широко распространён в детских приёмниках и везде приносил заметные положительные результаты. Таким образом, привлекая детей к театральному движению, решается одна из острейших социальных проблем общества. Театральная работа требует максимальной отдачи сил и времени. Поэтому занятия в театре исключают возможность пребывания ребёнка ?на улице?, а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения. В начале XX века театральные методики стали активно использоваться в терапевтических целях, появилось множество школ арттерапии. Уже в наше время, на рубеже XX и XXI века педагоги, психологи, деятели искусства стали использовать театральные методики для борьбы с наркоманией, для реабилитации молодых людей, стремящихся излечиться от наркозависимости. Причина успехов театральной педагогики в этой области, очевидно, заключается в том, что, прибегая к наркотикам, человек стремится расширить границы своего сознания, а театр даёт ему возможность осуществить это и без наркотиков. В XX веке первый всплеск активности детского театрального движения приходится на 10-20 годы, а последний – на конец 80-х. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Здесь и театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и школьные театры, и театры в детских садах, и семейные театры, и театральные формы проведения уроков, и создание специальных детских театральных классов и школ, и массовые театрализованные игры, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями и многое другое. Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированы, в них можно отметить одни и те же черты. __________________________________________________________________ *Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М., Искусство, 1953г.-стр.397 **Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании.- М., ВЦХТ (?Я вхожу в мир искусств?), №12(88), 2004г.-стр.15 Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства. Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью. Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения (он замкнут в одновозрасном классе), общение с взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок практически лишён возможности, а потому и навыков спокойного созерцания, в большинстве его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированным оказываются физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат ребёнка и их взаимодействие. Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования. Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия. Занятия театральным искусством включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. HYPER13PAGE HYPER15 5
Влияние театрального искусства на формирования личности ребенка