Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа № 36»
Внеурочное занятие по теме
«На что тратятся деньги?
Расходы обязательные и необязательные».
Разработала: Ничикова Регина Ирековна,
учитель начальных классов.
Внеурочное занятие «На что тратятся деньги?»
Цель занятия: рассмотреть направления расходов и объяснить степень их необходимости.
Задачи:
1. Изучить необходимые расходы семьи.
2. Способствовать формированию умения планировать семейный бюджет.
3.Развивать умения обучающихся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Возрастная группа: обучающиеся 8-10 лет
Ожидаемые результаты:
- предметные - знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- метапредметные - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, понимание цели своих действий; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение взаимодействовать в группе;
- личностные - осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Форма проведения занятия: практикум.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая
Методы, приемы: проблемный, поисковый, игровой методы.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Основные понятия и термины: расходы, обязательные и необязательные расходы, коммунальные платежи, непредвиденные расходы, сбережения.
Ход занятия
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие по финансовой грамотности проведу я. Давайте познакомимся!
Повторение
изученного
.
Отгадайте загадку.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (деньги)
Как вы думаете, что такое деньги? (ДЕНьГИ - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.) Слайд
3. Актуализация знаний.
Давайте посмотрим видеоролик!
Видеоролик Слайд ( Фиксики 0:59)
Что такое бюджет? (Ответы детей: «Доходы и расходы семьи на какой-то период времени»). Слайд
- Из чего он состоит? (Ответы детей: «Он состоит из зарплаты родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендии брата, наследства, выигрыша в лотерею»).
- Вы уже знаете, как люди зарабатывают деньги?
-Что такое зарплата? (Ответы детей: «Денежное вознаграждение за работу»).
Посмотрите на экран!
- Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? Составьте предложение! Слайд
(Ответы детей: «На что тратят деньги в семье?»).
- А какую мы поставим перед собой задачу? Слайд
(Ответы детей: «Научиться правильно тратить деньги»).
- Верно, ребята, мы узнаем, какие бывают расходы в семье, и научимся планировать семейный бюджет.
4. «Открытие» новых знаний
Необходимые (обязательные) — расходы, без которых невозможно обойтись в повседневной жизни. К ним относится покупка продуктов питания, оплата жилья (аренды, коммунальных услуг), оплата транспорта для проезда на работу и обратно, покупка одежды, необходимые товары для дома и для здоровья (предметы гигиены, лекарства). Слайд
К числу необязательных расходов относятся путешествия, косметика, траты на хобби, рестораны и т. д.
Бывает так, что некоторые вещи сходного назначения могут относиться и к произвольным, и к обязательным расходам. У человека есть потребность в пище, и определённая часть расходов семьи идёт именно на продукты. Однако существуют дорогие деликатесы, например экзотические фрукты или чёрная икра. Траты на них мы отнесём к необязательным. Слайд
Ребята, отгадайте что находится у меня в руках? (копилка)
Для чего она нужна?( копить деньги, все верно).
Но мы с вами живем в 21 веке, где деньги не только металлические и бумажные, но и ….какие? (электронные).
Что мы используем еще при оплате в магазине и храним деньги? (пластиковые карты)
(Слайд)
А еще у нас бывают непредвиденные расходы? Какие это непредвиденные расходы ?(лекарства, сломалось колесо у машины, даже закончились школьные принадлежности)
Пределы нашим расходам ставят, конечно, наши доходы: ведь потратить можно только то, что имеется. Именно поэтому практически все семьи сталкиваются в той или иной степени с проблемой сбережений: чтобы сделать какую - либо крупную покупку необходимо в течение какого – то времени откладывать часть доходов, а не тратить все на текущие нужды. Кто-то копит на мобильный телефон, кто-то на новый спортивный велосипед, кто-то на футбольный мяч, но у всех этих людей возникает ряд общих проблем: как удержаться от того, чтобы потратить эти деньги, сохранить сбережения и в тоже время не дать им обесцениться.
Многим детям трудно удержаться и не потратить появившиеся у них деньги на разные вкусные мелочи или карточки с героями мультфильмов.
Видеоролик ( Карманные деньги)
Вы имеете карманные деньги?
И на что вы их тратите?
Помните! Если человек, привык тратить, не задумываясь, то ему будет сложно удержаться от этого. Поэтому лучший способ борьбы с необдуманными тратами – это держать сберегаемые деньги отдельно от денег для текущих трат.
5. Закрепление изученного
6. (Физкульминутка) ( Дети выходят к доске по одному, прикрепляют карточки на магниты с объяснением)
Итак, предлагаю разделиться на 2 команды. И каждой команде предоставляю карточки. Вы посовещайтесь, вспомните о чем мы говорили, какие бывают расходы. И нужно каждую карточку соотнести с соответствующим видом расходов, прикрепленном на доске. Понятно задание? Заодно разомнемся!
7. Итог занятия.
- Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили? (Ответы детей: «Какие бывают расходы». «На что тратят деньги в семье?»).
- Какие бывают расходы? (Ответы детей: «Обязательные расходы; непредвиденные расходы; необязательные расходы»).
- Как можно купить дорогую вещь, если месячного бюджета не хватает? (Ответы детей: «Сделать сбережения»).
- Скажите, какую задачу мы с вами перед собой ставили в начале занятия? (Ответы детей: «Научиться правильно тратить деньги»).
Полезен был сегодняшний урок? Где мы можем знания, полученные на уроке применить? Чему научились?
8. Рефлексия.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм! Слайд
Делаем вывод! Слайд.
(Золотые яблоки с атласной лентой вешаются на шею ученикам за хорошую работу!)
Кластер «Расходы»
»