ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблемы с экологией на нашей планете сегодня волнуют не только ученых, но и общество в целом. Исследователи дают утешающий прогноз: глобальных природных катастроф, ровно, как и их последствий, можно избежать, приняв меры по сохранению природы. С решением данных проблем связаны многие области нашей жизни. Понимая, как важно воспитание подрастающего поколения в этом вопросе, система дошкольного образования не осталась в стороне.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Младший дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, очень важен становлением системы ценностной ориентации в окружающем мире. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении начинается с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю – зерна, а воробьям и голубям – хлебные крошки.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической культуры, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Достичь максимального результата возможно, объединив экологические знания и различные виды деятельности воспитанников. При планировании педагогического процесса нельзя забывать о возрастных особенностях. Наличие у детей младшего дошкольного возраста таких особенностей, как непосредственность, доверчивость и любознательность позволяет занимательно и непринужденно выстраивать практические занятия со взрослыми. Практика показывает, что позитивное и дружелюбное отношение педагога к воспитанникам дадут положительную ответную реакцию и простимулируют стремление продолжать практические занятия.
В процессе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду используют различные методы:
• наглядные (наблюдение, демонстрация);
• практические (игра, труд);
• словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).
В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или – через ознакомление опосредованным путем (через картину и т.п.). К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе и игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой - рассказы, чтение художественных произведений, беседы.
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Для того чтобы в процессе дети не теряли интерес и удерживали внимание к объектам, необходимо подпитывать их новыми эмоциями и впечатлениями. Как пример приведем организацию приятных моментов (дать новую игрушку или совершить внезапный поступок), позволяющих эффективно увлекать детей на довольно длительное время.
Также уместны и другие формы работы: чтение художественных произведений, организация бесед об экологических проблемах, организация совместной деятельности на природе, кормление птиц в зимний период, проведение экспериментов и исследований вовремя прогулок, наблюдение за природными явлениями и объектами.
Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты.
Для лучшего усвоения и закрепления детьми теоретических знаний, мы включаем в образовательно-воспитательный процесс элементы игры. Для этих целей практикуем применение настольно – печатных игр и методических пособий, выполненных самостоятельно: «Наша природа», «Чей это дом», «Покормим птиц», «Найди лишнего» и др.
В завершение хочется отметить, что любовь к природе и правильное отношение к окружающему миру формируются уже в младшем дошкольном возрасте. И перед педагогом стоит задача сформировать в сознании детей постулата о возможностях каждого из нас сберечь великолепие и разнообразие окружающей нас мира, что поступки, совершаемые сегодня, оказывают непосредственное влияние на природу в будущем. Сформировать всесторонне развитую личность, которая обладает необходимым объемом знаний, умеет правильно вести себя на природе и наполнена чистой любовью к окружающему миру – серьёзные задачи для педагогов ДОУ.