Воспитание любви к родному краю через самостоятельную деятельность учащихся.



Изучение географии в основной школе направлено на достижение многих целей:
Одна из которых
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

  Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее природе, истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
     На уроках учащиеся должны почувствовать, что они являются частью народа огромной ,богатой  и очень красивой страны , что они - граждане России, россияне. Для этого целесообразно  знакомить учащихся с малой Родиной - городом (селом), краем,  где они живут, его достопримечательностями и др. Это дает возможность вызвать у детей чувство гордости за свой родной край.
    
     Региональный компонент учебной программы предполагает часы для преподавания краеведческого аспекта. В нашей гимназии в течение уже многих лет в учебном плане есть факультатив ?Краеведение?. Я использую различные приемы для активизации познавательной деятельности учащихся, развития  творческого потенциала учащихся, закрепление умений, полученных на уроках. 
    Один из таких приемов, помогающий вызвать у детей интерес к родному краю – это организация самостоятельной деятельности учащихся. Для того, чтобы расширить знания учащихся, выйти за пределы школьного учебника предлагаю им написать эссе о любимом крае, составить викторины,сделать проект- презентацию (предварительно на одном из уроков  показываю презентации старшеклассников и знакомлю с правилами построения презентации, требованиями, которые предъявляю к данному заданию).
При этом ориентируюсь на следующие принципы педагогической техники:
- принцип свободы выбора (учащиеся сами определяют тему своего проекта-презентации);
- принцип открытости (сталкивать учащихся с проблемами, решения  которых  лежат за пределами изучаемого курса);
- принцип деятельности (освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, использование ИКТ);
- принцип идеальности (высокого КПД) ( максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся  с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования).
Практика показывает, что учащиеся выбирают разные темы, что их интересы выходят за рамки изученного на уроках.
Уроки, на которых учащиеся представляют проекты-презентации вызывают интерес        других учеников, появляются др. интересные проекты. 
         Например, одним из интересных проектов стала ? Красная книга Прикамья. Животные.?, которую ученица выстроила, как электронную энциклопедию. Просмотрев данный проект, другая ученица создала продолжение ? Красная книга Прикамья. Бабочки.?
   Для иллюстрации изучаемых тем ?Природа Пермского края?, ?Хозяйство Пермского края?     были созданы презентации ?Кунгур?, ?Кунгурская ледяная пещера?, ?Гаинский район?,    ?Соликамск?, ?Частые?, ?Ботанический сад Соликамска?, ?Озеро Чусовское?, ?Реки Прикамья? и многие др.
Но особый интерес к электронным материалам у меня, как у учителя географии, вызывает создание электронных карт. Так для иллюстрации исследовательской работы ?Электроэнергетика Прикамья? была создана карта, но эта карта получилась статичной. Карты к другим проектам стали более информативными и подвижными.
   Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного её усвоения при новых приемах представления. Современный мультимедийный компьютер, интерактивная доска и др  позволяют объединить возможности всех, ставших традиционными, средств обучения на новом техническом уровне. Для максимально эффективного использования таких возможностей в учебном процессе необходимо использовать новые интерактивные средства обучения географии — электронные мультимедиа-учебники, программно-методические комплексы и создавать собственные электронные материалы.