Особенности патриотического воспитания у младших школьников
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и т. д. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу.
Сейчас наступает новый этап в развитии образовательной и воспитательной системы России. Педагоги осуществляют данную деятельность, опираясь на документ нового поколения - ФГОС НОО. Важной целью настоящего образования и одним из первостепенных вопросов сообщества и страны считается развитие высоко нравственного, ответственного, активного и осведомленного гражданина Российской Федерации. В ФГОС НОО сосредотачивает интерес в исследовании и реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, социальным эталонам и моральным основам», какие находятся у истоков современной общегосударственной политики. Патриотическое воспитание ученика начального звена
обусловливается равно как целенаправленная работа, вызванная создавать у ребенка ценностные ориентации, свойства, общепризнанных мерок действия гражданина и патриота страны [13, с.31].
Исходя из условий ФГОС НОО к индивидуальным итогам образования и основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что итоги патриотического обучения включают в себя:
формирование основ гражданской идентичности;
понимание обучающимися определения «Родина»;
уважение к культурному и историческому прошлому России;
почтенное отношение к старшему поколению;
уважительное отношение к природе;
знание и уважение государственной символики РФ;
уважительное отношение к истории и культуре иных народов [
13
].
В начальной школе к детям особое отношение: их приобщают культуре своего народа, активно развивают национальное сознание. Самое необходимое, что должны сделать дети — это «пустить корни в свою землю и культуру», познакомится со своими исконным, а потом освоить чужое. Россия - государство многонациональное, поэтому важно обеспечить ребенка знаниями о его родине, школьник должен соприкоснуться с национальной культурой страны, в которой живет, растет и развивается.
Базовое формирование патриотических чувств у детей закладывается в
начальном звене общеобразовательной школы. Здесь происходит
становление личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой своего
и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности [6].
Т.В. Гусева, отмечала, что большое значение в формировании патриотических чувств имеет начальное звено общеобразовательной школы, где происходит становление личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности [5, с.54]. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих людей и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности детей младшего школьного возраста. Осваивая новую для себя специфику совместного обучения через сотрудничество со взрослыми и сверстниками, формируется уровень рефлексии и нравственного развития ребенка [1]. Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. Вот почему вопрос о том, чтобы был повышен уровень патриотической воспитанности, приобретает важность и остроту. Такие качества, как доброта, ответственность, чувство собственного достоинства, толерантность, гражданственность - необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста. Патриотическое воспитание младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Патриотическое воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный патриот, человек, который сердцем и душой принадлежит к своей родине, уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей, толерантен к любым народам. Высокий уровень национальной культуры показывает такой же немалый уровень культуры человека в общем и его бережное отношение к другим людям различной национальности. Такие качества должны закладываться в общении с каждым школьником еще с 1-го класса. Возрастные особенности - фактор, который всегда важно учитывать в глубоком процессе воспитания школьников. На своей практике педагоги имеют дело с детьми, еще «необремененными» жизненным опытом, не знающими, что это такое. У младших школьников еще не сформированы важнейшие понятия морально-этического и нравственно-патриотического развития и воспитания, то есть базовые национальные ценности отсутствуют, а понимание определенных вещей еще не совсем четкое. Знакомство с общественной жизнью - приоритетное условие в процессе воспитания младшего школьного возраста. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. По мнению В.А. Сухомлинского, в период с 7 лет дети лучше всего поддаются воспитанию, поскольку в этот момент легко закладываются основы личности. Предоставляется направленность его умственного, нравственного и эстетического развития. Знания и умения, накопленные ребенком в этом возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых нравственных привычек и убеждений, высоких жизненных идеалов [11, с.288].
Мышление у детей этого возраста конкретно-образное, ведь они еще не знают, что такое обобщение и абстрагирование. Школьники начинают мыслить исключительно ощущениями, звуками и красками, отдавая свое предпочтение ярким и броским событиям, интересной информации. Воспитательная работа со школьниками все это включает в себя, это необходимо учитывать при работе с маленькими детьми. Психологические особенности школьников - еще один важный особенный момент, на который следует опираться, организуя патриотическое воспитание. Ребенок младшего школьного возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Для ребенка очень близка такая работа, как примерность и наглядность - такая работа намного понятнее школьнику. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим нарисовать их свое семейное древо, за помощью по составлению которого школьники должны обратиться к своим родителям. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, запоминают подвиги своих родственников. Отсюда родная страна становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями. У школьников формируются познавательные интересы - выборочная целенаправленность личности на проявления и суть действительности. Дети младшего школьного возраста стараются ставить перед собой познавательные задачи, пытаются найти объяснения увиденных явлений. Отсюда обычное детское любопытство превращается в любознательность, которая вытекает из внутренней стороны предмета или явления. Обучающиеся пытаются привлекать общественные явления, что доказывают детские вопросы, предметы и мотивы разговоров, рисунков, игр [7, с.141]. По утверждению Л.А. Устиновой [12] на уроках следует сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов. Для этого на роках нужно работать с учебником, использовать дополнительный познавательный и занимательный материал об исторических событиях Родины, применять презентации, фильмы. Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в данном возрасте в связи с тем, что детьми легко усваивается опыт, формы поведения старших поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, к улице, школе, родному городу, природе и т.д. На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества. В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране ограничен. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которые станут фундаментом общественного становления личности. В диссертационном исследовании Е.Н. Бородиной патриотическое воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является форсированность у детей нравственно патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю [2, с.115]. В.С. Мухина [9, с.456] считает, что эмоции младшего школьника становятся более разнообразными и сложными по мере того, как он узнает больше об окружающем его мире. И, конечно, много зависит от взрослого человека, передачи им информации ребенку - ведь школьник слишком красочно и остро воспринимает жизнь и окружающую действительность. Знакомить детей с миром необходимо поэтапно и плавно, не резко. Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все, что происходит в классе во время урока и на перемене, должно быть максимально наглядно. Если ребенок не смог эмоционально пережить то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не запомнится учащемуся, не оставит глубокого следа в его душе, он не ничего не прочувствует и не поймет. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить еще раз [4, с.226]. Под «патриотическим воспитанием младших школьников» Т.М. Маслова понимает целенаправленный, педагогически организованный процесс воспитания. Который направлен на освоение позитивного, эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде и ближайшему окружению. Проявляется в разнообразной деятельности и поведении. Данное воспитание подразумевает развитие в младшем школьнике высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои действия
[8, с.147]. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании младших школьников. А.А. Сокинина [10, с.50] утверждает, что «от уровня развития эмоциональной сферы зависит общее состояние психического развития ученика». По мнению М.В. Гамезо и др. [3, с.256], «в процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости, происходит развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, долг, честь».
Активность - важная особенность ребенка, которую всегда следует учитывать во время воспитания. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, энергичность, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый, используя термин «детское сообщество», опирается на демократические принципы организации жизни детей, традиции и обычаи народа при выборе форм и методов воспитательной работы, связь с природой и социальной средой, стремление преобразовать окружающую среду посредством воспитания. Основным средством воспитания С.Т. Шацкий считал труд, как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю. Педагог указывал на то, что следует предоставлять «широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, экскурсиями, кочевками и лагерями». С.Т. Шацкий был основоположником идеи развития и значимости туристской, экскурсионной и краеведческой деятельности. Перечисленные виды деятельности способствуют воспитанию патриотических качеств у детей [14].
Формирование патриотизма у учащихся выражается в том, что индивидуальные и общественные мнения к своей Родине и Отечеству у детей преобладают. Так, становление и развитие патриотизма, отношение к нему формируется у ребенка в процессе образного мышления. Изучая роль психологических механизмов и психологических факторов в формировании патриотического потенциала у школьников, можно полагать, что патриотизм — это итог сформированного социального чувства и способа эмоционально нравственного отражения действительности. Эти способы отражения могут быть представлены в виде развитых чувств, образов, восприятий, представлений, воображений, в виде идеалов. Главная роль принадлежит чувствам. Рассуждая о роли чувств человека, А.Н. Радищев в своих произведениях спрашивал: «Не от чувств ли ты получаешь все свои понятия?» Великую роль чувствам отводил и великий русский физиолог И.П. Павлов. Нужно понимать какое большое значение имеют такие чувства, как ощущения и восприятия, эмоции и переживания, насколько они необходимы для существования человека и каким источником воспитания они являются. Педагог в своей деятельности должен основываться на знании того, как можно использовать психологические особенности личности для формирования патриотизма. Психологические факторы необходимо учитывать при планировании и построении учебного и воспитательного процесса в школе.
Поводя итог изложенного смело можно говорить, что младший школьный возраст - тот самый период, подходящий для патриотического воспитания детей. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о школе, а затем и дальнем окружении детей. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге -патриотизма. В работе по патриотическому воспитанию школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности их возраста. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств. Так же нужно учитывая и такую особенность младших школьников, как активность. Именно эта возрастная особенность и любознательность детей данного возраста диктует нам широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества.
Список литературы:
Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: / Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: / А. А. Волчкова, С. Н. Пищулин. - М.: Монография, 2003, - 226 с.
Вырщиков
А.Н., Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма [Текст]: / А.Н.
Вырщиков
, М.Б.
Кусмарцев
. - М.: Волгоград, 2005, - 167 с.
Вырщиков
, А. Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен [Текст]: / С.В.
Дармодехина
, А.К. Быкова. - М.: Гос., 2007. - 328 с.
Загвязинский
В.И., Педагогический словарь [Текст]: / И.В.
Загвязинский
, А.Ф.
Закирова
, Т.А. Струкова. - М.: Академия, 2008. – 352 с.
Крумова
, А.А. Значение внеурочной деятельности в воспитании младших школьников [Текст]: / А. А.
Крумова
, Г. Н. Мусс // Новое слово в науке:
перспективы развития: материалы III
Междунар
.
науч.-практ
.
конф
. - М.: Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 55 с.
Маврин, С. А. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке [Текст]: / С.А. Маврин., Е.В. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 1997, - 266 с.
Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.:
Просвещ
., 1984. - 256 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
Степанов, П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе [Текст]: / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 96 с.
Сухомлинский, В.А. Родина - в сердце твоём [Электронный ресурс] //
URL:https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2013/09/13/vasukhomlinskiy-rodina-v-serdtse-tvoyom
Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11-т [Текст]: / К. Д.
Ушинский, А.М. Еголина. - М.: Академия педагогических наук, 1948. - 655 с.
Циулина
,
М.
Патриотическое
воспитание
школьников: возможности социо-образовательной среды [Текст]: / М.
Циулина
. - М.: Воспитание, 2013. – 24 с.
Шацкий,
С.Т.
Школа
для
детей
или
дети
для школы [Электронный ресурс] // URL:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/33.php