Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее основные адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат №5»
«Воспитательное сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися с РАС и ТМНР»
Воспитатель: Боровских А.И
г. Хабаровск 2024
.Воспитание –одна из важных сторон социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта.
В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Детям с РАС и ТМНР чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющихся у них знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных задач – все это почти непреодолимые трудности для них, что, в конечном счете и отличает их от нормально развивающихся детей. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.
Дети с ТМНР, не должны быть потенциальным балластом для окружающих, своей семьи и государства в целом. Они должены стать оптимально социально адаптированным, способным к адекватному вхождению в общественную среду.
Воспитание детей данной категории невозможно без создания социального реабилитационного пространства. Воспитательный процесс, который имеет целью формирование системы жизненно необходимых компетенций, а именно специальных умений и навыков, должен протекать в условиях конкретных ситуаций. Воспитание лишь тогда будет считаться эффективным, когда формируемые навыки стали привычками применимыми в повседневной жизни ребенка.
Вся работа воспитателя групп детей с ТМНР выстроена в соответствии с системой воспитательной работы нашей школы-интерната: «Культурно-ценностное образовательное пространство как фактор социализации учащихся в условиях коррекционной школы».
Приоритетной задачей программы воспитательной работы школы-интерната является создание учебно-воспитательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию личности ребенка и его социальной адаптации к дальнейшей жизни.
Слайд
Учитывая индивидуальные особенности, возможности, а также потребности как самого ребенка с ТМНР, так и запросы родителей (законных представителей) в своей работе воспитатели используют и адаптируют современные развивающие программы для дошкольных образовательных учреждений, а также рекомендаций Центра лечебной педагогики г. Пскова.
Программа Н. Васильевой, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада.
«Развитие» Дьяченко О.М. – программа направлена на формирование высших психических функций.
«Я – человек» Козлова С.А. - программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения – своего видения мира.
«Дружные ребята» - развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами продуктивной деятельности.
Слайд
Цель коррекционно–воспитательной работы с детьми и ТМНР – их социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Слайд
развитие эмоционально
-волевой
сферы и
нравственных
качеств личности воспитанников с
ТМНР;
формирование устойчиво
й мотивации
к учёбе у детей с ТМНР;
формирование навыков адекватного поведения у
воспитанников в
различных комм
уникативных и учебных ситуациях;
взаимодействие с
педагогами, медиками, родителями (законными представителями)
детей для обеспечения
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и
полноценного развития ребенка
с
ТМНР
.
Достижение означенных целей и задач обеспечивается всесторонним воспитательным воздействием, осуществляемым по ряду направлений.
Слайд
Направления воспитательной работы.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование санитарно – гигиенических навыков.
Физическое воспитание.
Трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Слайд в качестве примера используются фото материалы моей группы детей с ТМНР за 1-4-класс
На основании выбранных направлений воспитатель разрабатывает воспитательную программу группы и календарно-тематическое планирование, которое соответствует целям образовательного учреждения, запросам и особенностям обучающихся. Приступая к составлению планов воспитательной работы, воспитатель анализируют деятельность как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, оценивает эффективность проведенных мероприятий за год, полугодие или четверть. Такой анализ дает возможность при определении воспитательных задач акцентировать свое внимание именно на тех, которые являются наиболее актуальными. Каждому направлению отводится определенный день недели.
При работе во всех направлениях ведется тесная связь с учителем и специалистами учреждения. Это обмен информацией о психолого-педагогических наблюдениях за детьми, обсуждение единых требований к воспитанникам, обсуждение индивидуального объема домашних заданий, проведение родительских собраний.
Слайд
Совместно с учителем изучаются домашние условия детей, устанавливаются с родителями(законными представителями) продуктивные деловые отношения, согласовывается индивидуальный подход к детям. Проводятся совместные классные часы и проектная дейтяльность.
В процесс воспитания тесно вовлекаются родители(законные представители) учащихся. Они оказывают помощь в сопровождении детей на выездных экскурсиях, участвуют в приобретении необходимого развивающего и дидактического материала, трудового инвинтаря.
При составлении плана воспитательной работы, воспитатели учитывают результаты диагностики всех специалистов работающих с обучающимися, на каждого ребенка ведется дневник наблюдения. От того, как организована деятельность детей во всех направлениях, зависит успех всей коррекционно–воспитательной работы. Работая с детьми с ТМНР придерживаемся системы чередования видов деятельности: трудовая – игровая, активная - пассивная. Создаются условия для реализации индивидуальных возможностей и резервов детей с опорой на психические и физические возможности, на зону ближайшего развития. При подготовке к занятиям учитываю особенности воспитанников группы:
• сформированность ЗУН
• отношение к разным видам учебной деятельности
• группу здоровья
• коммуникативность
• эмоциональность
• уверенность в своих знаниях, умениях
Слайд
Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе является приоритетной задачей школы. Существует проблема подготовки детей с ТМНР к адаптации и интеграции в общество, это связано с тяжестью интеллектуального дефекта, не готовностью общества принимать детей этой категории, а также недпонимания родителями в необходимости социализации детей.
Для детей с ТМНР в школе разработана учебная программа «Формирование социальных умений у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями через расширение контактов с социумом».
Для формирования социальных умений организуем воспитательный процесс таким образом, чтобы он включал в себя как аудиторную работу в рамках воспитательных занятий с использованием ИКТ, так и практические посещения объектов социального пользования для формирования практических умений.
В каждой группе имеется план мероприятий, в котором предусмотрены различные формы социального взаимодействия школьников, обучение правилам поведения, коммуникациям, пользования различными видами связи, обеспечивающими безопасную жизнедеятельность. На протяжении всей воспитательной деятельности ведется выездная воспитательная работа и посредством посещения социальных объектов готовим детей к самостоятельной жизни в социуме. С детьми организуются выезды в кино, театры, музеи, экскурсии по городу. Посещаются развлекательные центры и предприятия торговли. Выезжаем на прогулки в парки города.
Для успешной работы в этом направлении;
- планируются мероприятия на учебный год, текущую четверть, предварительно согласовывая с родителями (законными представителями);
-проводятся воспитательные занятия по ознакомлению с транспортом, местами общепита, массового отдыха аудиторно с использованием ИКТ, и на выезде;
-применяем на воспитательных занятиях сюжетно-ролевые игры по обращению с деньгами, билетами, чеками;
- формируем навыки культуры поведения в общественных местах;
- организуем выезды совместно с родителями.
Основным педагогическим приёмом обучения данной категории детей является многократный показ способа действия с последующим совместным выполнением со взрослым, таким образом дети усваивают компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в социуме
Слайд
Обучающиеся всех групп являются полноправными участниками школьного сообщества.
Все дети участвуют в самоуправлении в пределах возрастных и физических компетенций. Однако, на первых порах эту деятельность определяем совместно - воспитатель и обучающиеся (соуправление), позднее, когда дети уже достаточно адаптированы и научены самостоятельности - деятельность по самоуправлению определяется обучающимися самостоятельно, воспитатель же продолжает направлять их, оказывая консультативную помощь (самоуправление).
Все обучающиеся имеют постоянные или разовые поручения и обязанности, которые меняются в течение года, исходя из возможностей и желания обучающихся. В группе имеются ответственные:
-за прогулку ( оказывают помощь во время одевания другим детям ,следят за наличием рукавиц, шарфов у детей перед выходом),
- за игрушки (следят за сохранностью игрушек и порядком в игровом уголке)
-за чистоту рук (следят и оказывают помощь при мытье рук другим детям перед едой и после туалета),
В группе существует график дежурства по группе, и в столовой.
Ребята учатся жить по законам школы и школьного коллектива.
Учитывая то, что контингент наших обучающихся это дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, воспитатели стремятся максимально адаптировать их в школе-интернате, сформировать необходимые знания и умения, которые в последствии пригодятся для жизни в социуме. Во внеурочной работе особое внимание уделяется творческой работе, дети принимают участие в мероприятиях, конкурсах, выставках. Воспитатели вместе с обучающимися продумываю сценарии праздников, подбираут конкурсы, интересные игры, загадки, используются знания, полученные на всех учебных предметах.
Слайд
В своей педагогической деятельности воспитатели творчески подходят к применению методов и средств воспитания. В работе с детьми с ТМНР используются преимущественно наглядные и практические методы, а также широко используют как традиционные так и нетрадиционные методы обучения и воспитания. В своей деятельности широко применяем метод сказкотерапии, метод проектной деятельности. Адаптируум имеющиеся методы и средства воспитания с учётом возможностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей).
Слайд
С детьми реализуются ежегодные поекты такие как « Снимаем сказку» и « Цветы для мамы» Продуктивное использем цифровые образовательные ресурсы и средства.
Считаем, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, дети с ТМНР приобретают необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышают уровень мотивации к обучению.
Слайд
Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления. .
Использование ИКТ и его применение на занятиях зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности могут быть применены данные технологии. Так же использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:
Используя повышенный интерес детей в ПК, обучаем детей первичным навыкам работы с ПК в программе Word., что дало очень хорошие результаты. Дети со слаборазвитой моторикой, и не говорящие дети освоили навык общения путем печатания текста.
Использование интернета, цифровых образовательных ресурсов, учебно-методических компьютерных программ обеспечивает хорошее качество проведения воспитательных занятий и мероприятий. Повышает у учащихся познавательную активность. В процессе использования современных технологий, основная цель направлена на развитие у учащихся речи, моторики, коррекцию памяти, внимания, мышления, воспитание адекватного эмоционального поведения.
Слайд
Понимая необходимость организации для детей с ТМНР, обучающихся в школе-интернат, условий, приближенных к семейным, создаем уют в классе и бытовой комнате, чтобы стимулировать развитие ребенка, развивать умение активно действовать и творчески видоизменять окружающую среду. По мере необходимости меняем информацию на стендах с учетом возрастных особенностей.
Вместе с детьми украшаем комнаты к праздникам, проводим дни рождения, устраиваем чаепитие, мастерим игрушки, читаем книги, журналы. Учим детей убирать за собой, беречь и содержать в чистоте свои личные вещи. Вместе с детьми проводим «трудовые десанты», убираем территорию.
Слайд
Обязательное условие эффективной воспитательной работы – положительный эмоциональный фон. Это выражается в желании детей приходить в школу, выполнять предложенные задания и т.д. В общении с детьми используем доброжелательный тон, что способствует созданию комфортной обстановки в группе. Способствуем формированию дружеских отношений между детьми. Во время занятий справедливо оцениваем выполненные задания, создаем ситуацию успеха. Также формируем у детей способность самостоятельно оценивать свои поступки, положительные и отрицательные.
Созданию благоприятной адаптивно-развивающей среды в школе-интернате способствуют широкие возможности дополнительного образования: кружки «Музыкальный», «ИЗО», « Спортивный» В школе регулярно проводятся коллективные творческие дела различной тематики и направлений
За весь период обучения в школе. Дети с ТМНР хорошо адаптируются к занятиям, проявляют самостоятельность в силу своих возможностей, их поведение становится упорядоченным. Дети научились выполнять режимные моменты, следуют указаниям учителя и воспитателя, стараются получить положительную оценку взрослых своим действиям. Обучающиеся научились проявлять инициативу, адекватно вести себя в различных учебных и бытовых ситуациях. Дети хорошо общаются со сверстниками, с ребятами других классов. У детей в силу их возможностей сформированы навыки работы в коллективе, сформирован интерес и доброжелательное отношение к друг другу. Учащиеся свободно ориентируются в здании школы-интерната, умеют обращаться к взрослому (не только к родителю) с просьбой о помощи или предложением помочь, выражать свои эмоции, оценивать ситуацию и правильно реагировать на её изменения, сформировалось уважительное отношение к старшим. В развитии детей отмечается положительная динамика в познавательной деятельности, усвоении образовательной и воспитательной программы и личностного роста.
"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет." К.Д. Ушинский