Воспитательный потенциал предметов «Русский язык»

и «Русский родной язык» в контексте формирования

культурного суверенитета младших школьников

Методический комментарий

Предметы «Русский язык» и «Русский родной язык» обладают большими возможностями для реализации воспитательного потенциала учебных предметов. Духовно-нравственные ценности, уважение к истории и культуре своей страны – основа культурного суверенитета России.

Осознание и принятие духовно-нравственных ценностей России обеспечивает реализацию важнейших целей начального образования: «становление элементов мировоззрения и формирование нового уровня социализации ребенка младшего школьного возраста».

В предлагаемом материале основой содержания стали упражнения, имеющие общую аксиологическую основу, стимулирующие речетворческую деятельность младших школьников, вызывающие интерес к изучению русского родного языка.

Задания объединены общей программной темой «Развитие речи» (для учащихся 3, 4 классов). Возможная тема урока: «Отражение темы текста или основной мысли в заголовке».

Учитель: Слово «город» произошло от слова «городить», это огороженное место, крепость. Почти все старинные города начинались со строительства крепости. Давайте выполним интересные задания, совершим небольшое путешествие по русским городам, почувствуем себя жителями великих городов или, может быть, писателями, расскажем об их достопримечательностях и о том, чем они знамениты.

Задание 1.

Основная деятельность обучающихся: работа с текстом; учебный диалог; работа со словарем; конструирование высказываний; работа с иллюстративным материалом (поиск в Интернете).

Формулировка задания: Понаблюдай, как писатель «разворачивает» в тексте свое повествование о великом городе. Подбери заголовок. Какому событию в жизни Москвы он посвящает большую часть своего рассказа? Объясни, почему. Составь об этом свой небольшой текст-повествование.

Фотовыставка

Найдите в Интернете (с помощью взрослых): фото Москвы с деревянным Кремлем; фото Москвы, например, старинной улицы Варварки, где видны «золотые купола, пестрые маковки, затейливые кровли московских теремов».

Много лет назад на высоком холме построили маленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богатела. По берегам реки Москвы строились все новые и новые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом – Москвой. Необходимо было надежно защитить ее от врагов и укрепить Московский Кремль.

Что же такое Кремль? Это центральная часть укреплений города. Самые ранние оборонительные сооружения Московского Кремля были построены в 11 – начале 12 века. Стены плавно огибали холм, на котором он расположился, у слияния рек Москвы и Неглинной. С другой стороны Кремль защищали вал и ров.

Из-за величественных стен вздымались ввысь золотые купола, пестрые маковки, затейливые кровли московских теремов.

Но в Москве очень часто случались пожары, и было решено заменить деревянную крепость. Уже к 1368 году белокаменный Кремль был готов. Каменная крепость, построенная по указу князя Дмитрия, простояла около ста лет.

Н.И. Андреев

Если тебе неизвестно, кто такие «купцы», познакомься со значением этого слова в Толковом словаре.

Каким словом из современного русского языка можно заменить глагол «вздымались»? Употребляют ли сейчас это слово?

«Золотые купола», «пестрые маковки», «затейливые кровли» - это все верхушки московских зданий. Попробуй объяснить, в чем их различие.

Как образовано прилагательное «белокаменный»?

Задание 2.

Основная деятельность обучающихся: работа с текстом; учебный диалог; конструирование высказываний; работа с иллюстративным материалом (поиск в Интернете).

Формулировка задания: Выдели в тексте информацию, в которой говорится о том, чем знаменита Тула. Подбери заголовок к тексту. Какой подвиг, описанный в тексте, совершил город? Докажи свой ответ, создай об этом небольшой текст-повествование.

Фотовыставка

Найдите в Интернете (с помощью взрослых): фото Музея оружия в Туле; фото - тульские пряники, самовары, оружие и доспехи, гармони.

Поезд остановился на вокзале старинного русского города Тулы, который расположен на 185 км южнее Москвы. Город основан при впадении реки Тула в реку Упа (правый приток реки Оки). Город Тула построен предположительно в начале 12 столетия как основной пункт обороны границ от набегов татар, в 14 веке все же находился во владении татарского хана, а в 1505 году был вновь присоединён к Московскому княжеству. При царе Иване Грозном (в 1552 году) Тула выдержала осаду 30-тысячного войска крымского хана!

Славится Тула искусными мастерами оружейного дела. А самовары, гармони, изготовленные руками тульских умельцев, вкуснейшие тульские пряники завоевали известность не только по всей Руси, но и в мире. «Городом мастеров» по праву называют люди этот древний русский город!

Выпиши из текста однокоренные слова к словам «Москва», «Тула», отметь корни. Каким способом образованы эти слова?

Задание 3.

Основная деятельность обучающихся: работа с текстом; учебный диалог; конструирование высказываний; работа с иллюстративным материалом (поиск в Интернете).

Формулировка задания: Прочитай и озаглавь текст. Какое явление, описанное в тексте, отличает Санкт-Петербург от других городов? Докажи свой ответ примером из текста.

Выдели в тексте информацию, в которой говорится о том, что является важным событием для Санкт-Петербурга. Представь, что ты участвуешь в главном летнем празднике Санкт-Петербурга в качестве капитана одного из судов. Запиши об этом событии небольшую историю.

Фотовыставка

Найдите в Интернете (с помощью взрослых): фото - День Военно-морского флота в Санкт-Петербурге (Нева, корабли, мосты).

Перед нами Санкт-Петербург, город на Неве, основанный царем Петром Первым, который хотел сделать этот город культурной столицей России. Город поражает множеством прекрасных архитектурных памятников, фонтанов, каналов и разнообразных мостов, соединяющих невские берега.
Петербуржцы очень любят свой город и гордятся им, на улицах и в скверах посажено много живых цветов. Город знаменит удивительным явлением природы, таким, как волшебные “белые ночи”, когда в полночь на улице светло, как днём, и можно гулять всю ночь!

Большим летним событием не только для всего города, но и для страны становится праздник – День Российского Флота, когда вся Нева заполняется различными судами: здесь и международные лайнеры, и военные крейсеры, и различные парусные суда, и даже подводные лодки; в городе в это время всегда много приехавших гостей и моряков.

Выпиши из текста однокоренные слова к словам «Нева», «Петербург», отметь корни. Каким способом образованы эти слова?

Задание 4.

Основная деятельность обучающихся: работа с текстом; учебный диалог; конструирование высказываний; работа с иллюстративным материалом (поиск в Интернете).

Формулировка задания: Прочитай текст и подумай, как бы тебе хотелось его озаглавить? Чем северный край удивил писателя? Представь, что ты находишься возле этой церкви и любуешься северной красотой. Напиши небольшое продолжение к тексту, что бы ты делал дальше, кого бы встретил, как поступил. Прочитай свой текст одноклассникам.

Фотовыставка

Найдите в Интернете (с помощью взрослых): фото чудо русского деревянного зодчества - Кижи; фото - природа севера.

В Карелии находится селение Кижи – несколько домиков, пароходная пристань, а прямо над ней на высоком пригорке - старинная, рубленная из бревен церковь о двадцати трех куполах.

Эта церковь – замечательный образец древнерусской архитектуры и бережно охраняется как памятник старины.

И как удивительно все это гармонировало с огромными серыми камнями на берегу, прозрачной далью, старыми, поредевшими соснами, с плеском воды, криками гагар на озере, со всей картиной угрюмого дальнего севера…

По Г. Скребицкому

Задание 5.

Конкурс «Словесные картинки». Прочитайте одноклассникам получившиеся мини-сочинения о русских городах. Выберете самые яркие и интересные (с помощью учителя). Оформите каждый текст на отдельном листе (сделайте рисунки, коллажи, аппликации и т.п.); соберите все работы в альбом класса «Путешествие по русским городам».

Методический комментарий

Основу предлагаемых заданий составляет практическая деятельность: коммуникативная (анализ, обсуждение, и поиск текстовой информации с использованием учебного диалога; создание собственных высказываний); предполагается развитие и художественной деятельности младших школьников (оформление своих сочинений).

Задания позволяют формировать у обучающихся представления о культурной независимости России, воспитывать у младших школьников уважение к истории и культуре своего народа; помогают осознавать духовно-нравственные ценности, связанные с национальными традициями. Тексты, с которыми работают третьеклассники и четвероклассники, выполняя предметные задачи, знакомят с фактами возникновения великих русских городов, позволяют понять важность традиций и их актуальность в современной жизни.

Предметная часть заданий предполагает работу учащихся с текстовой информацией, толковым словарем, сопоставление значений слов, выбор однокоренных слов. Написание мини-сочинения раскрывает способность младших школьников высказаться, поделиться с одноклассниками своими размышлениями. Учитель может попросить ребят рассказать о своем городе, его культурных традициях или о других русских городах, в которых они побывали. Необходимо обращать внимание детей на особенности каждого города, на уклад и традиции живущих в нем людей.

Вопросы к прочитанным текстам мотивируют учащихся выразить свое эмоциональное отношение; дают возможность почувствовать значимость понятий «город», «крепость»; позволяют сделать вывод о необходимости сохранения и развития не только культурной, но и военной независимости нашей страны.

Итогом работы может стать выполнение задания 5, когда младшие школьники смогут проявить себя в коллективной деятельности, создав интересный познавательный альбом «Путешествие по русским городам», в котором будут отражены их высказывания и реализуются творческие способности. Если есть такая возможность, учитель может предложить ребятам подготовить видеоряд, слайды, иллюстрирующие их сочинения-повествования. Подобная работа предусмотрена в каждом задании в рубрике «Фотовыставка» (обращаем внимание, что может понадобится помощь взрослых).

По образцу предложенного материала учитель может подготовить другие задания на предметном содержании учебных курсов; а также использовать эти материалы при организации внеурочной деятельности младших школьников, например, при подготовке мини-исследований и проектов.

Использованная литература

Андреев Н.И. Русская крепость. М.: Центр детской книги, 1995

.

Скребицкий

Г.А.

Лесной прадедушка (сборник). М.: Детская литература, 1982.

http://pandia.ru/text/78/357/705.php