Быковская Светлана Михайловна,
учитель географии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА.
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин. Она имеет большие возможности для воспитания детей ответственными толерантными гражданами, знающими географические закономерности, умеющими экономически мыслить, экологически грамотно действовать, лучше понимать людей, населяющих разные страны, а главное, уметь видеть прекрасное.
В научной литературе я прочитала, что география – наука пространственная. Это определение мне очень понравилось. Именно этим она отличается от других предметов, в этом уникальность географии. Мы имеем возможность использовать различные направления воспитания, опираясь на различные события, происходящие на всем земном шаре.
Педагогика сотрудничества как нельзя лучше работает в организации экскурсий, а затем создании какого-либо продукта для закрепления полученных знаний. Ребята с интересом обсуждают маршруты, а потом создают на основе сделанных ими фотографий и записей викторины, тесты.
Школьная география – это учебный предмет, который развивает и расширяет кругозор учащихся; готовит к выбору профессии и социальной роли; помогает изучить свою страну и свой край. Это наука помогает сохранить традиции страны и своей малой Родины. Именно поэтому география вносит большой вклад в формирование общей культуры обучающихся.
«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского когда-то давно послужили для меня руководством к действию.
Будучи классным руководителем, я пользуюсь возможностью своим ребятам организовывать экскурсионные поездки, которые знакомят их с нашей Родиной. Но это не просто поездки.
Ребята знают, что могут совместить приятное с полезным и могут получить оценку, поэтому внимательно слушают экскурсовода и могут делать записи. После поездки, во время разбора полетов мы перечисляем все, что видели, слышали, что впечатлило. Потом в течение недели любой из ребят может создать викторину, тест, или игру по материалу экскурсии. Это не обязательно, но многие пользуются этой возможностью. За такую творческую работу ребенок получает оценку.
У ребят возникает чувство гордости за свою страну, свою работу, желание поделиться своими эмоциями. Этот материал, конечно, вызывает интерес у сверстников. Он лучше запоминается, повышает самооценку ребят, которые выполняли работу и стимулирует других. Эти работы используются на уроках географии, внеурочной деятельности, тематических классных часах и при проведении недели географии.
Я хотела бы познакомить с некоторыми работами моих учеников.
Я думаю, что каждый из нас уже не один раз побывал с детьми в Центрально-Черноземном заповеднике имени Алехина. Изучая тему «Биосфера-живая оболочка Земли» я использую игру «5 секунд», которую создал ученик после экскурсии в заповедник. Игра не занимает много времени, вопросы не сложные, если класс в котором проводится игра, еще не посетил это замечательное место, то желание уже появляется. Я приведу фрагмент игры. (Слайды 3-7)
Знакомство с богатством своего края, уникальность природы, бережное отношение к ней сотрудников заповедника задает правильный вектор развития ребенка, его поведения и воспитания.
Еще один обязательный, на мой взгляд, пункт знакомства с малой Родиной – Железногорск. Обычно заказывается традиционный маршрут – Большой Дуб, смотровая площадка, музей ГОКа, «Артель» и дендрарий. День получается насыщенный и информация разноплановая. Работы детей, а они бывают очень разные, по материалам посещения Железногорска использую в 7, 8, 9 классе, при изучении Евразии, Курской области.
Юнусова Зелиха подготовила викторину по народным промыслам. Это девочка очень творческая, рукодельница и ее впечатлила именно эта часть экскурсии, хотя титульным кадром она выбрала вид карьера. На мой вопрос – почему, викторина по другой тематике. Зелиха ответила, что главное богатство Железногорска и Курской области – железная руда. Я согласилась и не стала ничего исправлять – главное, что ребенок запомнил этот факт, отметил для себя его значимость и у нее появился еще один повод гордиться своим краем и беречь его богатства. (Слайды 8-12)
Курская дуга – выражение, знакомое детям, наверное, с детского сада. Где эта дуга, как она проходила, какие события здесь были. Воспитание патриотизма без периодического возвращения в теме Великой Отечественной войны, я убеждена, невозможно. Белгород, местечко Свобода, Поныри, Тепловские высоты – это часть тех мест, которые мы посещаем с детьми. Такие игры, викторины люблю использовать на классных часах и в рамках внеурочной деятельности, так как времени для диалога с детьми больше.
Фрагмент викторины Карачевцева Федора дает понять, что его как мальчика заинтересовала техническая часть, вопросы о вооружении, военных действиях на северном фасе Курской дуги я пропустила. (Слайды 13-15)
Кстати, летние каникулы – прекрасный повод расширить свой кругозор. Все стараются отдохнуть, но можно отдыхать с пользой. Кто-то отправится к родным в другой город, кто-то к морю, кто-то на Кавказ. Все мы привозим массу впечатлений и фотографий. Изучая определенные темы, ребята, создают фотоотчеты своих путешествий и рассказы о самом интересном. Эмоциональный рассказ, подкрепленный видеорядом, находит живой отклик у одноклассников, возникает желание посетить эти замечательные места. Так ребята узнают о разных уголках России, так воспитывается чувство патриотизма, причастности к происходящему в России.
Использовала именно этот фоторепортаж на классном часе «Как прошло мое лето» и на уроках в 7, 8, 9 классах. (Слайды 16-30)
Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России невозможно без связи с жизнью. Поэтому так важно показать, а не только рассказать ребенку об этом. Я уверена, что именно так молодые граждане страны смогут осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.
Презентация к статье по ссылке: https://drive.google.com/file/d/16eHLp4k3WXNsyO5ToSjbKVB-vIM5e5jT/view