ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум»
Баркевич Ф. В.
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Воспитывающий потенциал современного учебного занятия.
Происходящие перемены в образовании, влекут за собой и преобразование образовательной стратегии, которая предполагает использование инновационных подходов, более современных технологий, иное содержание, новую концепцию в деятельности преподавателя и обучающегося, иную педагогическую тактику.
Учебный процесс приобретает все более гуманно-личностный характер, становясь по своей сути воспитывающим.
Воспитывающее обучение – это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, компетенций и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. Проблематика воспитывающего образовательного потенциала в системе СПО касается различных сторон функционирования классно-урочно-предметного комплекса современного учебного заведения. Проанализируем некоторые аспекты конкретной проблемы – воспитательные возможности учебного занятия в техникуме, колледже и их реализации в образовательном процессе.
Общеизвестный факт, что базой развития и воспитания, обучающегося продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе учебного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.
Основным условием достижения нового качества образования является совершенствование занятия - основной организационной формы образовательного процесса, традиционно занятие занимает центральное место в учебной деятельности.
Именно на занятиях формируется и раскрывается главный мотив жизненных целей, ориентиров: активного достижения успеха или инертного избегания неудач. Соответственно главное в воспитании на занятии лежит там же, где и главное в обучении и развитии, - в системе педагогических влияний, изобретенной Я. А. Коменским 400 лет назад. Эта система образовательных воздействий при профессиональном исполнении представляет собой законченный акт преподавательского воздействия, в ходе и результате которых личности обучающихся изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера.
В процессе обучения воспитывает всё:
1. Содержание учебного материала – мировоззренческие идеи, факты из истории и теории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, концепции теоретиков, исследовательские наработки. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение и менталитет обучающихся.
Так при разработке содержания учебных программ по учебным дисциплинам, Психология общения, Менеджмент, Основы бережливого производства воспитывающий потенциал учебного занятия закладывается в самой структуре рабочей программы, которое направлено на развитие общих компетенций (ОК) и при освоении ОК обязательным является и развитие воспитательного потенциала направленного на достижение личностных результатов (ЛР), составляющих портрет выпускника СПО, определенного рабочей программой воспитания, техно перекликающихся и взаимосвязанных между собой.
К примеру:
- ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам, формируется и воспитывается через реализацию
- ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством.
- ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения, формируется и воспитывается через реализацию
- ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
В рамках аудиторных занятий по темам: Разработка управленческих решений, Правила ведения бесед, совещаний, занятие проходит в форме урока - дискуссии, то есть студенты становятся не просто слушателями теоретических знаний, а преобразуются в полноценных участников образовательного процесса, что позволяет не только развивать общие компетенции, но и развивать воспитательный потенциал обучающихся.
Подобный подбор учебного материала для подготовки к занятиям позволяет преподавателю оценивать и сопоставлять его образовательный и воспитательный потенциал, тонко чувствуя возможности учебной дисциплины, позволяющей создать благоприятные условия для полноценного диспута по актуальным темам дисциплины. Создает возможность отбирать материал предоставляющего обучающимся образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Учебное занятие, построенное по данной траектории, обеспечивает реализацию процессуальной мотивации, тем самым создается формат вовлеченности в процесс, позволяет стать активным участником самого процесса обучения, над которым работают и сами студенты, предлагают альтернативные варианты решения проблем, вносят свои идеи, принимают участие в дискуссиях, мозговых штурмах - что является мощным инструментом воздействия на личность обучающегося, который в свою очередь расширяет воспитательные возможности для преподавателя.
Построенное соответствующим образом занятие не только усиливает воспитательный аспект содержания учебного материала, но и существенно повышает воспитывающий потенциал учебных дисциплин и обеспечивает реализацию следующих задач:
– связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами студентов;
– определение вариативной части изучаемой дисциплины с учетом интересов и потребностей региона, работодателей, конкретного социума, интересов и потребностей молодежи, социального заказа родителей;
– аксиологический подход к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на его ценностных и нравственных аспектах;
– привлечение материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города, села при решении учебных задач;
– учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета;
– привлечение обучающихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем;
– вклад обучающихся в разработку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов.
Надо отметить, социально-гуманитарные дисциплины обладают особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры, формирование умений принимать самостоятельные решения, работать в коллективе, учитывать не только личностно-ориентированные интересы, но и интересы всего общества, страны, так
- ЛР 2, ЛР 3 (включенные в содержание рабочих программ), реализовывают воспитательный потенциал учебной программы в полном объеме.
Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление студентами опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Так изучение учебной дисциплины Психология общения, Менеджмент связан с задачами социальной адаптации, коммуникации обучающихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация обучающимися собственной гражданской позиции. Перспективным путем реализации гражданской и этнокультурной направленности общего образования является формирование концепции национально-регионального образования и создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики, которая должна охватить учебное заведение, семью и другие социальные и культурные учреждения в их взаимосвязи, что наиболее полно, на взгляд Н. М. Боаги, возможно в современной национальной школе
2. Следующим по значимости элементом, развивающим воспитательный потенциал учебного занятия, является организация занятия – все на своем месте, в свое время, логическое построение информации, четко выстроенная взаимосвязь теории и практики, через реализацию ОК во взаимосвязи с ЛР обеспечивает эффективное воспитание будущего специалиста.
Предлагаю рассмотреть данную корреляцию
- ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде, реализовывается через:
- ЛР 13 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в строительной отрасли личностного роста как профессионала.
- ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста, через реализацию,
- ЛР 15. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска для решения тех или этих проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений.
Рассмотрим, как это работает в практическом применении:
В ходе практического занятия обучающимся предлагается проанализировать двадцати факторную систему внешней среды, выявить наиболее существенные факторы, представляющие для предприятия риски и в рамках коллегиального обсуждения, принять решения по минимизации выявленных рисков. Данная практическая работа развивает компетенции работы в команде, коммуникативные навыки, мастерство поиска информации и умение эффективно использовать полученные данные для достижения профессиональных целей.
3. Третьим компонентом в развитии воспитывающего потенциала учебного занятия, является верный, рациональный подбор методов обучения – например, репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию. Применяемые на занятиях те или иные методические приемы, развивают подвижность интеллекта, позволяют развивать здравый смысл, формальную логику, возможность видеть эмоциональное состояние и мыслительный аппарат у себя и других «как бы со стороны». Применение подобных методов обучения в ходе формирования воспитательного потенциала, способствует развитию эмпатии, то есть появляется возможность воспитывать со-понимание, сочувствование, стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, а также развивает механизм рефлексии, разобраться в себе, увидеть себя «другими глазами», способность самоанализа.
Снова обращаем свое внимание на содержание учебных программ,
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ЛР 3. Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение
к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней.
Все это, с одной стороны, воспитывает совесть, а с другой – толерантность.
4. Четвертым элементом выступает использование форм обучения – это работа в коллективе сверстников умение выстраивать отношения взаимодействия и сотрудничества, создавать атмосферу товарищеской взаимопомощи. Все это формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Целесообразно сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы.
Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается применением необычных занятий: научно-практические конференции, занятие – диспут, занятие в виде круглого стола, занятие – семинар и т. п.
Примером использования подобных форм обучения служит прошедшее открытое профессионально-ориентированное занятие в виде круглого стола, которое проводилось в рамках всероссийской недели качества, которое направлено на развитие следующих общих компетенций:
- ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
- ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
- ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
- ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
И в полной мере позволило реализовать воспитательный потенциал учебного занятия, направленного на достижение следующих личностных результатов
- ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен.
- ЛР 7. Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей
- ЛР 14. Способный ставить перед собой цели под для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий;
И наконец пятый элемент, о который надо отметить особо - это личность преподавателя – носителя культурных ценностей, открывающего обучающимся окружающий мир, выступающего в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки. Он становится для студентов наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Личность воспитывается личностью – это базис. Современный преподаватель – это не только специалист, глубоко знающий свои дисциплины, но и проектировщик, конструктор образовательной среды. На его долю, говоря словами Л. С. Выготского, «выпадает активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую он перед собой поставил». Преподаватель становится важнейшей составной частью образовательного процесса, поскольку он – носитель и живой образец культуры. Образец созидательного, творческого отношения к природе и миру людей. Регулятор трудностей, помощник и источник задач, а также зеркало студенческих усилий. Преподаватель создает здоровую, морально-психологическую обстановку, мажорную, доброжелательную, ведущую от успеха к успеху атмосферу образовательной среды. Он вместе со студентами продвигается к полным трудностям и радостями открытий постижению истин, ведь обучение и воспитание, по сути, осмысленны, только когда они суть создание условий для самораскрытия способностей. Кроме того, преподаватель служит образцом норм поведенческой культуры.
Подводя итог можно представить шестой элемент воспитывающего потенциала занятия - это его неповторимая творческая атмосфера, составляющая сущность отношений между преподавателем и обучающимися. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности.
Преподаватель личным примером показывает образец коллаборации со студентами и в то же время развивает партнерские отношения между обучающимися, используя специальные коммуникативные технологии.
Основу сотрудничеству составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса на основе личных предпочтений. При этом возникает чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и других как «Мы». Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняют работу осознанно, относятся друг к другу как к индивидуальности.
Анализ работы над проблемой воспитания в процессе обучения показывает, что если преподаватель на занятиях успешно раскрывает и использует воспитывающий и развивающий потенциал учебной дисциплины, то у обучающихся формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких занятиях студенты способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле. Так у студентов воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирования собственной жизни, что направлено на развитие следующих общих компетенций:
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность, использовать знания по правовой и финансово грамотности в различных жизненных ситуациях;
В тесной взаимосвязи с достижением личностных результатов;
- ЛР 7. Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей
Таким образом, процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции образовательного процесса. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного образования и воспитания на всех последующих этапах педагогического процесса.
Список литературы:
1. Ермакова С. Д. Опыт создания единой образовательной среды в школе, работающей по ОС «Школа 2100» // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 11–16.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1995. – 620 с.
3. Нечаев М. П. Воспитывающий характер обучения и методика его оценки // Мастер-класс. – 2008. – № 2. – С. 2–5. – (Приложение к журналу «Методист»).
4. Боаги Н. М. Воспитательный потенциал народной педагогики в формировании экологической культуры школьников: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/konf/biodiversity/2005/22.pdf.
5. Сухомлинский М. Н. Мудрая власть коллектива. – М.: Перспектива, 2001. – 322 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. – М., 2005. – 671с.