ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Давыдова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №11» г.Абакан

В младшем школьном возрасте ребенок осознает свои мотивы и потребности, начинает понимать занимаемое им место в системе человеческих отношений. Поэтому основы адекватной и понимаемой, осознаваемой самооценки важно заложить именно в этом возрасте. Это связано, прежде всего с тем, что активные действия ребенка этого возраста связаны с самонаблюдением и самоконтролем. Включение младшего школьника в игры, занятия, общение ставит его перед необходимостью как-то отнестись к себе, т.е. оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять разные качества личности. Поэтому важно развивать контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников.

В отечественной педагогике в разное время изучали вопросы, связанные с решением проблемы развития учебной деятельности (в том числе оценочной самостоятельности) в младшем школьном возрасте А.Б. Воронцов, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Исходя из теории и ориентируясь на пратику мы считаем, что учебная самостоятельность у младших школьников будет сформирована, если учитель организует приобщение младших школьников к решению контрольно-оценочных задач, способствующих формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности и включает младших школьников в контрольно-оценочную деятельность.

Известно, что важнейшими компонентами учебной деятельности являются к

онтроль и оценка

, т.к.

они помогают ребенку

лучше понять

изученное,

развивают рефлексию как способ убедиться

в правильности своих знаний и умений, понять

, насколько

результат

ы

учения

зависят

от вложенного труда, а также постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки

. А именно это и

является

фундаментом

самоконтроля и самооценки. Теоретической базой достижения этой цели является теория «учебной деятельности» (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.).

При этом ведущие педагоги и психологи утверждают, что для овладения учебной деятельностью самоконтроль просто необходим. В противном случае

учебная деятельность будет несформирован

а

.

На основе экспериментальных данных А.Б. Воронцова и В.М. Заславского можно выделены следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки [1]. Они определили этапы в рамках начального этапа образования:

1 этап. Переход от дошкольного к школьному образованию (первый класс).

2 этап. Совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (второй класс – первое полугодие четвертого класса).

3 этап. Рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие четвертого класса – пятый класс).

Таким образом,

изучив теорию Д.Б.Эльконина, Г.А.Цукермана, А.А. Воронцовой и др. мы можем сделать вывод, что

контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников в своем развитии проходит несколько этапов: от

знания о собственном знании и незнании, о возможностях и ограничениях до восприятия своей работы как суммы умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Определение понятия «контрольно-оценочная самостоятельность» сформулировано в работе Е.В. Проничевой: «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [2]. По мнению указанного выше автора, ее критериями являются инициативность, оперативность, осознанность, систематичность.

Мы провели исследование с целью выявления уровня развития самостоятельности у обучающихся 3 класса. По диагностике параметров учебной самостоятельности (Н.В. Калининой) получили следующие результаты: с высоким уровнем самостоятельности составило 60%; со средним уровнем - 40%; детей с низким уровнем развития самостоятельности не выявлено. По результатам проведения методики «Нерешаемая задача» (А.К. Осиницкий) количество обучающихся с высоким уровнем самостоятельности составило 40%; со средним - 50%; с низким – 10%. Таким образом, результаты данных методик показали, что, несмотря на неплохой уровень развития самостоятельности у некоторых учащихся, есть потенциал для работы (возможность повысить эти показатели).

Для этого мы предлагаем такие приемы работы:

Прием «цветовые дорожки»

мы применяем

на уроках окружающего мира. Пользуясь цветными карандашами, ученики оценивали, как они могут выполнить задание, уверенно ли чувствуют себя.

Дети выбирали

один из трёх цветов

и

делали пометки в своих тетрадях рядом с заданием в классной работе. Красный цвет

говорил

о том, что задание выполнить трудно,

поэтому

нужна помощь учителя, желтый

сигнализировал

о том, что я не совсем в этом разобрался, зелёный

утверждал «

я справлюсь

»

. На уроке присутствовало 26 обучающихся. Результаты показали, что

большинство

обучающихся (70%) уверены, что правильно выполняют задание

. Это связано, прежде всего, с наличием у младшим школьников несколько завышенной самооценки.

6 обучающихся (23%) недостаточно уверены в свои действиях, 2 ученика (7%) не могут справиться с выполнением задания, для них это трудно. Благодаря этому приему учащийся самостоятельно может оценить, насколько ему понятен материал.

На уроках русского языка при написании диктанта мы использовали п

рием «прогностическая оценка». После того, как дети написали диктант они ставят отметку, которая, по их мнению, должна получить их собственная работа. По

том

учитель рядом с отметкой детей ставит свою отметку, исправляя ошибки и так же выносит число правильных букв или элементов. На данном этапе можно выявить, какая у детей самооценка. Если отметка учителя и обучающегося совпадает, значит, самооценка у ребенка адекватная, если же она завышена или занижена, необходимо проводить занятия по развитию самооценки.

Методика «Оцени себя»

проводится с ц

ель

ю

развити

я у обучающихся

умений оценивать свою деятельность

объективно

. В конце урока математики учащимся выдали карточку, на которой изображен круг, на доске учитель тоже нарисован большой круг. Детям говорится: «Весь круг это все добрые дела, которые ты совершаешь каждый день. Если ты считаешь, что каждый день совершаешь только хорошие поступки, то поставь точку в самом центре круга. Если иногда ты поступаешь не так, как нужно, то поставь точку ближе к краю круга. Если ты считаешь, что совершаешь только злые и никогда хорошие, то ничего не отмечай».

На уроках технологии использовался прием «Прогностической оценки».

На «волшебной линеечке» перед выполнением задания по определённому критерию, обучающийся отмечали прогностическую оценку, то есть оценивали свои возможности. Здесь

самооценка предшествует оценке учителя.

Дети задавали себе вопросы: Смогу

ли я справиться

?

Есть

ли у

меня

необходимые знания, чтобы выполнить задание?

Далее обучающиеся выполняли задание, проверяли по образцу и оценивали себя после проверки (рефлексивная оценка). Постоянное (практически на каждом уроке) использование данного приёма положительно влияет на становление адекватной самооценки и способствует формированию умения контролировать свои действия.

Таким образом, если мы формируем контрольно-оценочных умений поэтапно, постепенно усложняя требования к ним, то это способствует более быстрому достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь заложить основы самостоятельности учащихся должна именно современная начальная школа.

Список источников

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

.

- М.: Рассказовъ, 2002. – 303 с.

Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – Том 14. – С. 28–32.