Мы живем в век развития информационных технологий, когда меняется время, меняются люди и наша с вами задача – научить новое поколение жить и адаптироваться в новом времени. Система образования переживает новый период, связанный с переходом на новые образовательные стандарты. Практика работы показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогические технологии».
«Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса»
(Б.Т. Лихачев)
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие общества информационного, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1)Обучение в сотрудничестве, соединении, содружестве, партнерстве. Мы привыкли на уроке выступать в роли судьи. В этой же системе мы должны выступать в роли дирижера, который направляет, показывает ноты, задает интонацию.
2)Проблемное обучение. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
3)Проектные методы обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
4)Игровые технологии. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
5)Технология выявления одаренных детей.
Выявление одаренных детей, помощь ребенку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу, вовлечение его в решение задач творческого характера.
6)Интерактивное обучение (критическое обучение)
Развивается способность ставить вопросы, приводить разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
7)Информационно-коммуникативные технологии, которым отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
8) Модульное обучение
Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню базовой подготовки обучающих.
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
В настоящее время использование современных образовательных технологий, за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Рекомендуется приоритет отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других). Но, сколько бы мы не говорили о ФГОС, не изучали теоретическую базу, полноценно возможно перейти на стандарты второго поколения в том случае, когда всю эту информацию пропустишь через себя и апробируешь её. И быть готовому к тому, что твои ученики - это не пассивные слушатели учебного процесса, а активные его участники.
Доклад
ВОЗМОЖНОСТИ
СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Сатулаева А.А.