Филенко Наталья Александровна
Учитель-логопед МБДОУ №50
г. Ростов-на-Дону
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.
Аннотация: в статье рассматривается роль родителей во взаимодействии с учителем-логопедом с целью успешного преодоления расстройств речи . Представлены формы успешного взаимодействия педагога с родителями дошкольников. Предложены рекомендации для консультаций родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Ключевые слова: взаимодействие с родителями, вопросы образования ребенка, преодоление речевых расстройств.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. И безусловно родители напрямую влияют на формирование навыков речевого развития ребенка.
Согласно пункту 3.2.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, вовлечь их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Стандарт утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 08.11.2022).
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей дошкольного возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями в дошкольном образовательном учреждении с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и улучшения результатов работы по устранению речевых нарушений у детей. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Основной формой взаимодействия с родителями учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она заполняется логопедом каждую неделю, для того чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. Такой вариант взаимодействия с родителями благоприятно влияет на успешность коррекционной работы с дошкольниками.
Другие некоторые формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, выпуск газеты для родителей, фронтальные открытые занятия и др.
По В.А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей:
1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Некоторые рекомендации по взаимодействию с родителями:
Стремиться понять родителей и увидеть проблему ребёнка их глазами.
Быть доброжелательным и открытым к общению.
Строить общение в формате диалога, а не наставления.
Не оценивать родителей и ребёнка, не давать им характерист
ики, которые могут обидеть.
Сохранять конфиденциальность, рассказывать родителям о проблемах ребёнка только наедине.
В беседах с родителями использовать только достоверные и научно-обоснованные аргументы, но при этом избегать сложных медицинских, педагогических, дефектологических терминов.