Доклад на тему

«Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся».

Подготовила: мастер п

ГБПОУ «Брянский аграрный техникум

имени Героя России А.С.Зайцева»

Канышева Ольга Викторовна

В любом педагогическом процессе всегда присутствует взаимодействие. Без него передача знаний, умений просто не состоится.

Взаимодействие - это непростой путь, увлекательный, который требует постоянной работы над собой. Результат такой работы должен приносить радость как мастеру, так и обучающемуся.

  Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и мастеру, и обучающемуся. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности, что, собственно и является основой гуманистического направления в педагогике.

Мы, мастера, являемся одной из центральных фигур в образовательном и воспитательном процессе. Для нас важным результатом обучения является приобретенные знания, умения, навыки. В своей работе я стараюсь подготовить рабочих, которые могли бы приспособиться к любым условиям, а также были способны к быстрой перемене труда в условиях постоянной смены технического прогресса, чтобы они умели правильно найти себя в условиях самостоятельной жизни.

Основная деятельность мастера производственного обучения – это, в основном, работа с группой. Но следует учитывать тот факт, что у каждого обучающегося свойства личности проявляются неодинаково: у одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств значительно обострены. Обучающиеся, которые к нам приходят обучаться, отличаются друг от друга степенью подготовленности к познавательной деятельности, уровнем развития. Например, могут быть ученики повышенно возбудимые, или излишне тревожные, или очень чувствительны, или требующие большего внимания и т.д. Каждый обучающийся имеет свои сильные и слабые стороны, которые проявляются в разных видах деятельности по-разному. Поэтому я считаю необходимым хорошо знать каждого обучающегося, постоянно повышать уровень "слабых" до уровня "средних", "средних" – до уровня "сильных", развивать способности и интересы "сильных". Необходимо с первых же занятий раскрыть индивидуальные качества обучающегося, черты его характера. Для этого я использую различные методы: наблюдение, опрос, уровень взаимодействия с группой или отдельными обучающимися.

В своей работе, в процессе практического обучения, я предпочитаю особенно необходимым использовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Смысл дифференцированного и индивидуального подхода состоит в том, что, зная индивидуальные особенности обучающегося или группы обучающихся, можно определить наиболее целесообразный характер совместной работы мастера производственного обучения и обучающихся.

Обучение в учебных мастерских является начальным этапом их профессиональной подготовки. Здесь закладываются основы их будущего профессионального мастерства в ходе изучения основных приемов и операций, составляющих содержание профессии, и закрепление их в процессе выполнения учебно - производственных работ комплексного характера. В этот период обучения, особенно на первых его этапах (изучение приемов и операций), все, с чем сталкиваются обучающиеся, является для них новым и сложным. 

Ослабление внимания мастера к обучающемуся в период освоения первоначальных приемов и операций особенно опасно. Учащиеся, не усвоив приемов правильного их выполнения и не получив своевременных указаний мастера, начинают изобретать собственные приемы, закрепляя неверные навыки. Они считают, что так легче и быстрее. Эти неправильные приемы могут закрепиться и перейти в навыки. Известно, что переучивать гораздо сложнее, чем научить. Вот почему индивидуальный подход мастера к каждому обучающемуся уже в ходе обучения в учебных мастерских имеет исключительное значение.

Индивидуализация обучения - эффективное средство предупреждения неуспеваемости. Как показывает опыт, причиной неуспеваемости зачастую является то, что не все учащиеся понимают сущность изучаемого материала. Незамеченное вовремя небольшое отставание постепенно углубляется, к нему прибавляются новые пробелы. Так постепенно учащийся становится неуспевающим. Для достижения поставленной цели каждый обучающийся получает посильное задание, выполнение которого требует посильного ему напряжения, так как только в напряженном труде развиваются необходимые качества личности. Учитывая это, я особое внимание уделяю слабоуспевающим обучающимся. При работе со всей группой поддерживаю их инициативу, создаю положительное мнение о них, вселяю в них надежду на улучшение успеваемости.

В практике производственного обучения часто отдельные учащиеся, наблюдая показ мастером приемов работы, не могут мысленно поставить себя на его место и четко уяснить себе положение корпуса, ног, рук, структуру движений и другие элементы упражнений, а затем точно воспроизвести показанные мастером приемы. В этих случаях целесообразно повторить показ приемов на рабочем месте учащегося, когда мастер берет руки учащегося в свои и вместе с ним выполняет точные движения до тех пор, пока не почувствует, что учащийся понял суть движений и может их выполнять самостоятельно.

Для повышения степени индивидуализации производственного обучения на этапе выполнения упражнений и текущего инструктирования обучающихся мастеру необходимо соблюдать следующие общие требования:

- не вмешиваться в работу, когда в этом нет необходимости;

- не следует упрекать за допущенную ошибку. а лучше лишний раз показать, как надо делать, и помочь установить причину ошибки;

 - прежде чем давать указание об исправлении ошибки, попытаться отыскать в работе учащегося положительные стороны и поощрить его;

 - не следует давать учащемуся готовых указаний, как исправить ошибку, нужно добиваться, чтобы он сам понял и осознал ее и нашел способ устранения и предупреждения;

 - не рекомендуется спешить и опаздывать с помощью, оказываемой учащимся: поспешность не приучит их преодолевать трудности, а запоздалая помощь приведет к ошибкам и их закреплению;

 - не следует доделывать работу за обучающимся - это приучит их к 6езответственному отношению к порученному делу;

 - при исправлении ошибок надо соблюдать чувство меры и помнить, что придирки нервируют, снижают их уверенность в своих силах и не приносят пользы;

 - не следует исправлять ошибки в присутствии других - это деморализует учащихся;

 - наблюдать за учащимися нужно незаметно, так как явное внимание мастера зачастую может стать причиной ошибки;

 - необходимо правильно чередовать работу учащихся с отдыхом, так как ошибки иногда являются результатом их усталости;

 - не следует откладывать контроль до окончания работы учащихся, нужно шире использовать межоперационный контроль;

 - хвалить учащегося и исправлять его ошибки нужно сразу же после того как он закончил выполнение работы.

В своей работе я добиваюсь повышения индивидуализации обучения, организуя взаимоконтроль учащихся в процессе выполнения ими учебно- производственных работ. Проверяя работу товарища, учащиеся успешно упражняются в выполнении контрольных операций и, как правило, проявляют большую принципиальность. С другой стороны, справедливая критика обучающегося по работе оказывает положительное воздействие на обоих; учащиеся обмениваются знаниями и опытом, это способствует повышению качества работ, сплочению коллектива.

В своей работе считаю необходимым завоевать уважение и доверие своих обучающихся, научиться что-то им прощать, уметь ставить себя на их место, не допускать диктаторского тона и не быть безразличными к их интересам.

Мастера должны быть требовательными, отзывчивыми и главное во всем примерными и справедливыми людьми. Доверие, уважение мастера к обучающимся повышает в них чувство уверенности, открывает простор для инициативы. Без хорошего контакта мастера с обучающимися не может быть хороших успехов ни в обучении, ни в воспитании. Учащиеся не будут уважительно относиться даже к профессии, если они не увидели в своем наставнике уважаемого человека. Только взаимное уважение, доверие и любовь учащихся к мастеру могут принести желаемые результаты.

 

 Конец формы