Проблема связи между дошкольными образовательными учреждениями и школой давно существует и продолжает быть актуальной в современной системе образования.
Одной из актуальных проблем российского образования является подготовка детей к школе. Поскольку детей готовят в разных местах - детских садах, учреждениях дополнительного образования и семьях, они приходят в школу с разным уровнем знаний. Задачей учителей начальных классов является выравнивание уровня знаний у детей. Однако это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей есть различные индивидуальные возможности и способности, поэтому их уровень подготовки естественно различается.
Основная проблема заключается в том, что учителя и родители имеют разное представление о том, что означает "готовность к школе". Родители считают, что если дети умеют считать и писать до поступления в школу, то это гарантирует их успешную учебу. Однако исследования педагогов-психологов показывают, что "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии детей дошкольного возраста. Физиологи подтверждают, что развитие мелкой моторики способствует развитию речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте полезно заниматься лепкой, конструированием, раскрашиванием и другими подобными активностями. Важно также развивать умение слушать, говорить, общаться с другими детьми и организовывать свою деятельность.
Однако самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у детей мотивации к обучению: отношение к учебе как к важному и общественно значимому делу, желание приобрести знания и интерес к определенным предметам.
Учитывая данную проблему, мы стремимся установить плодотворное сотрудничество между педагогами детского сада, школы и родителями, чтобы решить следующие задачи:
- согласование стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- оказание психологической поддержки в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
Для достижения этих целей мы разработали план совместной работы по обеспечению преемственности.
При рассмотрении преемственности в работе педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и школы следует отметить важность совместной работы всех участников образовательного процесса. Именно взаимодействие этих структур позволяет применять системный подход к данной проблеме. Поэтому сотрудничество строится на трех уровнях:
- с детьми,
- между педагогами образовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений,
- с родителями воспитанников.
Обычно педагоги и родители считают, что для подготовки детей дошкольного возраста к школе и развития школьных навыков необходимо научить их читать по слогам, считать и развить мелкую моторику, чтобы рука была готова к письму. Однако, на самом деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, важно развивать его интеллект в целом, включая восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь. Лучший способ достичь этого - это через игру. Развивающие игры, которые мы предлагаем для занятий с детьми, помогают нам объективно оценить их уровень интеллектуального развития. Главное понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который нужно начинать заранее и проводить регулярно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Для подготовки дошкольников мы проводим следующие мероприятия:
- Обследование детей на готовность к школе.
- Организация и проведение различных игр, включая сюжетно-ролевые, дидактические и настольно-печатные игры, связанные со школьной тематикой.
- Занятия с педагогом-психологом, такие как сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, игротерапия и изотерапия.
- Экскурсии в школу, чтобы помочь детям адаптироваться к новой социальной роли школьника.
- Организация выставок детских работ на темы "Я иду в школу" и "Я - первоклассник".
- Работа "Школа будущего первоклассника" для формирования мотивации к обучению в школе.
Мы также активно сотрудничаем с учителями начальных классов, проводя совместные мероприятия, такие как праздник "День Знаний" и интеллектуальная игра "Умники и умницы". Мы организуем экскурсии в школу, проводим совместные уроки, беседы с детьми и круглые столы на тему "На пороге школы". Мы также работаем с воспитателями, проводя консультации и психологические тренинги.
Все эти действия способствуют развитию интеллектуальной сферы детей, формированию мотивации к обучению, расширению знаний педагогов о подготовке детей к школе и созданию благоприятной обстановки в коллективе. Чтобы достичь хороших результатов в подготовке детей к школе, воспитатели и специалисты должны работать в едином коллективе, как одна команда.
Работа с родителями воспитанников:
Подготовка к поступлению в школу является важным этапом исключительной ответственности как для детей, так и для их родителей. Наблюдения показывают, что не все дети полностью готовы к успешному старту в учебной среде. Родители, осознавая важность подготовки к школе и зная основные аспекты готовности, могут помочь своим детям быстро адаптироваться к школьной жизни. К 7 годам ребенок должен быть готов в области познания, волевого развития, эмоциональной сферы и социальной позиции в младшей школе.
Работа с родителями проводится поэтапно:
-
Анкетирование родителей - с целью определения их ожиданий и опасений.
-
Разработка информационных стендов и буклетов для просвещения родителей.
-
Проведение семинаров-практикумов для родителей на тему "Кризис 7-лет: от игры к учебе".
-
Организация родительских собраний по темам "Подготовка детей к школе" и "Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе".
-
Сотрудничество между детским садом и школой в профилактической работе с неблагополучными семьями.
-
Предоставление консультаций по психологической подготовке к школе.
-
Проведение открытых занятий, таких как круглые столы на тему "Подготовка к школе в системе «Детский сад – семья – школа»".
Также родителям предоставляются памятки, которые используются во время открытых занятий.
Прямое взаимодействие между психологами детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления в школу помогают выбрать наиболее подходящую программу и предотвратить возможные негативные последствия.
При приеме в школу важно учитывать психологическую готовность ребенка, которая включает интеллектуальное развитие. К концу старшего дошкольного возраста дети обладают значительным объемом знаний о мире, людях и природе. Они усваивают эти знания в детском саду. Важно, чтобы дети не просто запоминали факты, а понимали их взаимосвязь, чтобы можно было успешно продолжить учебу в школе. Формирование у детей разнообразных учебных интересов основывается на развитии познавательного интереса и любознательности. Это важная задача, которую ставят перед собой педагоги детского сада, школы, психологи и родители.
Школа должна строить свою работу на основе достижений детского сада, учитывая накопленный опыт ребенка. Учебная деятельность должна быть адаптирована к его предшкольному опыту, так как содержание программы дошкольного образования и использование предметно-развивающей среды направлены на развитие личностных качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Ребенок становится школьником, когда у него есть собственная внутренняя мотивация. Взаимодействие между ведущими направлениями обучения и воспитания влияет на дальнейшее развитие ребенка.
Подготовка к обучению не должна повторять программу первого класса, иначе учебный процесс в школе перестанет быть интересным и развивающим для учеников. Однако дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы. Особое внимание уделяется диагностике психологической готовности детей к школе. В настоящее время основной приоритет - обеспечить к концу дошкольного возраста уровень развития, который позволит детям успешно учиться в начальной школе. Для этого необходимо совместное взаимодействие педагога-психолога детского сада и школы.
Важной проблемой является использование игровой деятельности при переходе в школу, поскольку резкое изменение основной формы деятельности может вызвать стресс и дезадаптацию у детей. Использование игровых технологий в начальных классах помогает смягчить адаптацию детей, увеличить их интерес и ускорить процесс обучения.
Педагогам-психологам школы полезно иметь полную информацию о результатах диагностики подготовки детей к школе, проведенной в детском саду. Результаты педагогической и психологической диагностики детей обсуждаются на заседаниях по подготовке и приему детей в первый класс. Психологам необходимы эти данные, чтобы продолжить работу с ребенком в первом классе.
Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы становится неотъемлемой частью системы управления образовательным процессом в детском саду, поскольку результаты их работы позволяют оценить качество освоения образовательной программы детского сада и школы.