Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделом воспитательной работы
Ю.А. Анцибор
« » _________ 2025 г.
Методическая разработка
«Взаимодействие с родителями суворовцев
как участниками образовательного процесса в училище»
Выполнил:
Басырова Зиля Ависовна
воспитатель 4 учебного курса
Москва
2025
План.
1.Вступление. Актуальность темы. Основные цели работы воспитателя взвода с родителями суворовцев.
2.Практическая часть. Формы и методы работы воспитателя с родителями суворовцев (на примере собственного опыта)
Изучение семе
й суворовцев и условий
воспитания (анкетирование, составление социального паспорта взвода и т.д.)
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса во взводе (встречи в училище, информирование через
LMS
-школу, по телефону, электронную почту
и
т.д.)
Р
одительские собран
ия
во взводе, организация встреч родителей с учителями суворовцев и психологом роты
Взаимодействие с родительским комитетом взвода.
Совместная деятельность родителей и суворовцев тематические классные часы и вечера
)
3.Заключение. Оценка результатов работы с родителями во взводе
Вступл
ение.
Актуальность темы.
Цели работы
воспитателя
с родителями суворовцев.
В статье 76 Устава МсСВУ сказано, что: «Участниками образовательного процесса в училище являются руководящий состав, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) обучающихся».
Все они (руководящий состав, педагоги, воспитатели, суворовцы, родители) являются субъектами воспитательного процесса, т.е. лицами, выступающими активными деятелями его. Об этом говорится в разделе 1 Рабочей программы воспитания МсСВУ:
Система воспитательной работы в училище основана на взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса. Регулярное исследование степени удовлетворенности родителей (и лиц из заменяющих) и суворовцев качеством воспитательной работы позволяет вовремя оценить возможные риски и организовать адресную помощь в урегулирование конфликтных ситуаций и решении возникающих проблем. Родители (законные представители) воспитанников хотят, чтобы училище обеспечило условия для всестороннего развития детей, заботы об их здоровье, получения качественного образования и подготовки к поступлению в выбранный ВУЗ.
В связи с этим важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие воспитателя с родителями (законными представителями ) суворовца, несмотря на то, что в условиях МСВУ большую часть времени воспитанник находится вне семьи. Но это не значит, что родители должны самоустраниться от процесса воспитания суворовца. Родительское влияние очень многое значит для углубления индивидуальной воспитательной работы.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Основным структурным элементом в училище является взвод. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются отношения между суворовцами, осуществляется забота о социальном благополучии воспитанников, решаются проблемы досуга, сплочения коллектива, формируется эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности во взводе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель (воспитатель).
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы воспитателя. По своему статусу он – основной субъект воспитательной работы с родителями. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия училища и семьи в воспитании личности суворовца; помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель (воспитатель) должен выступать в роли советчика, консультанта – специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого училищем.
Можно выделить следующие цели работы классного руководителя (воспитателя) с родителями как субъектами воспитательного процесса:
изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей суворовцев и социального портрета взвода.
ознакомление родителей с содержанием и методикой
учебно
–
воспитательног
о процесса, организуемого училищем
;
)информирование
родителей о ходе и результатах обучения и воспи
тания их детей
;
психолого-педаг
огические согласования подходов в обучении и воспитании ребенка
родителей совместно с психологом роты
и воспитателем
;
вовлечение
родителей в совместную с воспитанниками
деятельность
и их предложения и помощь в жизни училища
;
корректировка воспит
ания отдельных суворовцев совместно с родителями
,
формирование
их ответственности
за воспитание суворовца
;
Помочь родителям в воспитании детей и одновременно поднять их ответственность возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
2.Практическая часть. Формы и методы работы воспитателя с родителями суворовцев.
Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Целесообразно сочетание индивидуальных и групповых форм взаимодействия.
К индивидуальным формам работы воспитателя с родителями можно отнести:
Изучение семей суворовцев и условий семейного воспитания (анкетирование, составление социального паспорта суворовцев взвода и т.д.)
Как правило эта работа проводится воспитателем в начале учебного года. Во время анкетирования как суворовцев, так и их родителей составляется социальный паспорт взвода (количество полных и неполных семей, семьи с опекаемыми детьми, условия проживания, социальный статус семей и т.д. ). Вся эта информация систематизируется и помещается в педагогический дневник. Она необходима для работы воспитателя как с суворовцами, так и с родителями.
В 1 взводе 1 учебного курса был составлен социальный паспорт, и он показал следующее: из 19 суворовцев 15 воспитываются в полных семьях, 7 суворовцев из многодетных семей, у 4 суворовцев родители состоят в разводе. Это дало возможность мне, как воспитателю, составить правильную картину условий воспитания и жизненных обстоятельств моих воспитанников, выбирать правильный подход к каждому суворовцу.
Информирование родителей о содержании
учебно
–
воспитательного процесса во взводе (встречи в училище, информирование через
LMS
-школу
, по телефону, электронную почту т т.д.)
Проанализировав регионы проживания своих воспитанников и родителей, я составила следующую картину: в 1 взводе 12 человек живут в Москве, 5- в Московской области, 2- других регионах (Курская обл., Ивановская обл.). Все эти данные дали мне возможность выбирать виды контактов с родителями и их возможности помощи в различных ситуациях .
Наиболее эффективной формой связи с родителями является информирование родителей по телефону или через электронную почту. Воспитатель имеет возможность оперативно связаться с родителями, обсудить проблемы, высказать тревогу или похвалить за успехи воспитанника, попросить о помощи в разрешении каких-либо вопросов (учеба, дисциплина, состояние здоровья и т. д.) В педагогическом дневнике в разделе «Работа с родителями» кратко фиксируется каждый телефонный контакт. За 2021-2022учебный год в 1 взводе было зафиксировано более 200 звонков родителям. Хочу подчеркнуть, что в мою практику вошли не только звонки родителям по поводу тревожных ситуаций, но и благодарность родителям за хорошие результаты их сыновей. Считаю это положительной практикой.
Стилю общения с родителями мною придаётся большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество. Я строю отношения с родителями на основе взаимоуважения. Ведь чтобы расположить воспитанника к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей!
В условиях МСВУ каждый родитель имеет доступ к дневнику своего ребенка (через работу LMC- школы). Родители имеют возможность своевременно реагировать на какие-либо неудачи суворовца (посредственные и неудовлетворительные оценки), связываться с воспитателем или педагогом. В 1 взводе работает 15 педагогов, я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между преподавателями, суворовцами, родителями. Хороший контакт со всеми субъектами воспитательного процесса помогает избегать конфликтов.
Конечно, электронные средства связи не заменят личных контактов с родителями в училище. Поэтому у родителей суворовцев есть возможность встречи и индивидуальной беседы с воспитателями, педагогами, педагогом-психологом учебного курса в заранее оговоренное время.
Встреча с родителями должна проходить только как деловое обсуждение проблем, связанных с учёбой, дисциплиной суворовца или с необходимостью развития его личностных качеств.
За прошедший учебный год мною были приглашены несколько раз родители суворовца С. Они встречались с педагогами, беседовали с психологом и в дальнейшем это положительно влияло на дисциплину и успеваемость их сына, разрешились некоторые проблемы.
Наиболее распространённая групповая форма взаимодействия воспитателей и родителей – родительское собрание, участие в классных часах, праздниках, а также работа родительского комитета взвода.
Р
одительские собрания в роте и во взводе, организация встреч родителей с учителями суворовцев и п
едагогом-п
сихологом
.
Они планируются в виде ежемесячных собраний на младших курсах, один раз в четверть или по мере необходимости – в старших. При подготовке родительского собрания воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи суворовцев в учебе.
2. Тема собрания должна быть злободневной, учитывать текущие проблемы («Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?» , «Как помочь подростку хорошо учиться?» и т.д.)
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
5. Хорошо воспринимаются родителями презентации по теме, наглядные материалы.
Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Воспитатель должен рассказать, что было сделано во взводе за прошедший период, какие успехи имеет каждый воспитанник и взвод в целом, с какими проблемами или трудностями встретились суворовцы и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные предметы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.
Вопросы, касающиеся негативных моментов личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе воспитателя или педагога с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты суворовца, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств. Конечно, если есть, за что похвалить суворовца ( успешная учеба, отличная воинская дисциплина, упорство в достижении каких-либо целей, результативное участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т. Д.), воспитатель может озвучить на собрании. Родителям будет приятно услышать о своем ребенке добрые слова!
По мере необходимости на собрание приглашаются учителя, психолог, администрация училища.
В 1взводе 1 учебного курса собрания посещают 15-17 человек. Я стараюсь остальных проинформировать о тех темах и вопросах, которые затрагивались на родительском собрании (по телефону или по электронной почте).
Взаимодействие с родительским комитетом взвода
в вопросах воспитательной работы
В «Перспективном плане развития МСВУ» подчеркивается, что « необходимо обеспечение условий для полноценного и эффективного функционирования родительских комитетов учебных курсов и училища в интересах более глубокой индивидуализации воспитательных воздействий на суворовцев».
Родительский комитет выбирается из наиболее активных и авторитетных родителей взвода. Они организуют работу помощи воспитателю при проведении каких-либо мероприятий, при возникающих конфликтных ситуациях между суворовцами и т. Д.
У нас во взводе сформировался костяк из нескольких родителей суворовцев, которые очень активны и готовы всегда помочь воспитателю .
Совместная деятельность родителей и суворовцев
( тематические
классные
часы , праздники
, совместное
посещение музеев, театров
, участие в торжественных мероприятиях,
спортивных
соревнованиях
)
Для воспитателя руководство взводом – не только обязанности по организации коллектива, а настоящая привязанность в каждом суворовцу. Поэтому он старается приблизить семью воспитанника к делам взвода. Если суворовец видит своих родителей, активно участвующих в мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Родители по мере возможности должны быть активными участниками классных часов, праздников, экскурсий, спортивных мероприятий. Присутствие мам и пап всегда благотворно влияет на микроклимат в коллективе, суворовцы становятся более сдержанными, внимательными.
Я стараюсь привлекать родителей к участию в воспитательном процессе во взводе, что способствует созданию благоприятного климата в коллективе. Родители частые гости и помощники в моем взводе. Родители приглашаются на классные часы «Мы- вместе!», «Сердце взвода», « Масленица».
Считаю удачно проведенные мероприятия совместно с родителями «Праздник для мам», «Осенняя фантазия», « Ура, каникулы!» и т.д. И родители, и суворовцы обогащаются внутренне, видят в непривычной обстановке друг друга, чувствуют ценность семьи в жизни человека, что очень актуально сегодня.
Ребята становятся более терпимыми друг к другу, уважительными, ценят коллектив как семью.
Необходимо воспитывать у суворовцев уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.
Хотелось бы отметить, что есть во взводе родители, которые мало интересуются, чем живет их сын в училище, как у него дела в силу жизненных обстоятельств. Я ставлю себе задачу: сделать так, чтобы было меньше равнодушия среди родителей к судьбам своих детей. Необходимо большее количество родителей привлекать к участию в жизни во взводе: дать возможность присутствовать на концертах суворовцев, торжественных мероприятиях, спортивных мероприятиях. Поощрять наиболее активных родителей грамотами и благодарностями в присутствии суворовцев.
3. Заключение. Оценка результатов работы с родителями во взводе .
Благодаря работе с родителями за этот учебный год ( особенно в процессе неформального общения во время классных мероприятий ) во взводе удалось создать благоприятные условия для формирования коллектива суворовцев. Ребята стали более уважительно и внимательно относится друг к другу.
В контакте с родителями мы влияем на успеваемость наших воспитанников. Я считаю, что совместная работа с родителями суворовцев помогла добиться хороших результата.
Влияние родителей суворовца К. помогли ему войти и адаптироваться в коллективе взвода ( родительские беседы, убеждения), по просьбе воспитателя родители много сделали, чтобы улучшить успеваемость ребенка.
Поддержка и правильный настрой родителей помогли суворовцам 1 взвода преодолеть трудности ( психологические, физические ) адаптации к условиям МсСВУ. Это и устные беседы во время увольнения, и заинтересованность родных.
Совместный контакт с родителями, доверительные отношения помогали мне заметить изменения психологического состояния моих суворовцев ( личные переживания, события в семье и т.д.), вовремя помочь воспитаннику. Например, суворовец А. стал безучастным ко всему, ухудшилось настроение, был постоянно в подавленном настроении. Общими усилиями с родителями, педагогом-психологом роты мы смогли вывести подростка из этого состояния.
Думаю, что в дальнейшей моя работа с родителями продолжится. На родительском собрании в конце учебного года будут даны рекомендации родителям по их влиянию на круг чтения ребенка во время каникул, улучшению результатов учебы с помощью дополнительных занятий с репетиторами, профилактика заболеваний, посещение узких медицинских специалистов. Думаю, важным будет для родителей и их детей выбор вуза для дальнейшего обучения суворовца. Наши родители осознают и правильно настраивают детей на поступление в военные учебные заведения МО РФ. Результатом воспитания является соответствие обучающегося модели выпускника Московского суворовского военного училища: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который не отделяет судьбу Отечества от своей личной судьбы, живет, соблюдая духовно-культурные традиции народов России, способен взять ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Взаимодействие с родителями суворовцев как участниками воспитательного процесса – неотъемлемая часть системы работы воспитателя. Эта работа принесет успех, если она будет систематической и партнерской.
Воспитатель 4 учебного курса ______________Басырова З.А.