Взаимодействие семьи и школы.
Современная семья развивается в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопроса воспитания и личностного развития ребенка. Особенностями современной российской семьи являются: недостаток родительского внимания и заботы в образовании и воспитании; отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально- незащищенной группы детей; снижение воспитательного потенциала семьи, распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов , обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Это связано с рядом обстоятельств:
-именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся;
- образовательная организация обеспечена специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов;
-значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания;
- в то же время большинство родителей, проводя много времени на работе, не имеют времени на продолжительное общение со своими детьми, что в ряде случаев ослабляет контакты родителей и детей.
Общая задача взаимодействия семьи и школы: это обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основные направления организации работы школы с семьей:
-организация диагностической работы по изучению семей;
-использование оптимальных форм и методов в групповой и индивидуальной работе с семьей;
-организация психолого– педагогического просвещения родителей;
-создание системы массовых мероприятий с родителями;
-выявление, внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся используются различные формы работы с родителями:
-коллективные формы: родительское собрание, родительское сетевое сообщество, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «дни открытых дверей»;
- групповые формы взаимодействия педагогов с родителями: родительский комитет, творческие группы, совет дела, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов;
- индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями: беседа, выполнение индивидуальных просьб педагога, совместный поиск решения проблемы, переписка, посещение семьи на дому, консультация, обмен информацией о ребенке, телефонный разговор и др.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Правила сотрудничества с родителями.
1.Всегда помните, что родитель и педагог делают одно дело – воспитывают ребенка.
2.Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
3. Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
4.Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
5.Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
6.Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
7.Не стесняйтесь сказать о вопросах, которые Вас беспокоят, – ведь если Вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
8.Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
Социальный педагог ГБОУ школы № 588
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Французова Ирина Борисовна