Взаимодействие семьи и школы.

  Современная семья развивается в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопроса воспитания и личностного развития ребенка. Особенностями современной российской семьи являются: недостаток родительского внимания и заботы в образовании и воспитании;  отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально- незащищенной группы детей; снижение воспитательного потенциала семьи, распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов , обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Это связано с рядом обстоятельств:

менно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся;

- образовательная организация обеспечена специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов;

-значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания;

- в то же время большинство родителей, проводя много времени на работе, не имеют времени на продолжительное общение со своими детьми, что в ряде случаев ослабляет контакты родителей и детей.

Общая задача взаимодействия семьи и школы: это обеспечение качественного образования, работа по профессиональной  ориентации детей, воспитание нравственности  и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основные направления организации работы школы с семьей:

рганизация диагностической работы по изучению семей;

спользование оптимальных форм и методов в групповой и индивидуальной работе с семьей;

рганизация психолого педагогического просвещения родителей;

оздание системы массовых мероприятий с родителями;

ыявление, внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся используются различные формы работы с родителями:

-коллективные формы: родительское собрание, родительское сетевое сообщество, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «дни открытых дверей»;

- групповые формы взаимодействия педагогов с родителями: родительский комитет, творческие группы, совет дела, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов;

- индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями: беседа, выполнение индивидуальных просьб педагога, совместный поиск решения проблемы, переписка, посещение семьи на дому, консультация, обмен информацией о ребенке, телефонный разговор и др.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Правила сотрудничества с родителями.

1.Всегда помните, что родитель и педагог делают одно дело – воспитывают ребенка.

2.Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.

3. Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

4.Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.

5.Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

6.Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.

7.Не стесняйтесь сказать о вопросах, которые Вас беспокоят, – ведь если Вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.

8.Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.

Социальный педагог ГБОУ школы № 588

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Французова Ирина Борисовна