Тема: Взаимосвязь инновационных и традиционных технологий на уроках русского языка и литературы

Жизнь предъявляет человеку сегодня жесткие требования — это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе

Значительную роль в подготовке обучающихся к активной деятельности в любых сферах жизни, успешной социализации в современном коммуникативно- активном обществе играют такие учебные предметы как русский язык и литература

Актуальность

Преподавание русского языка и литературы современных условиях сталкивается с целым рядом противоречий. Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет- технологий и восприятие предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема — непрочность практических навыков устной и письменной речи.

Познавательные и нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры.

Традиционные педагогические приемы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий обучающегося из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности характер.

Технология проблемного обучения - форма организации учебно- воспитательного процесса с помощью проблемных задач н проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный исследовательского и проектного методов

Хочется отметить, что системно-деятельный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового,

Дифференцированный подход 9 учебном процессе означает листвяное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в Условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых м индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика

Но что бы мы ни говорили об инновациях в преподанным русского языка и литературы в условиях реализации ГОС традиционными всегда остаются индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, которые плавно протекают в системно-деятельностный подход.

На таком уроке реализую исследовательский подход к обученную. принцип деятельности которого заключатся в том, что ребенок получат знание не в готовом вился, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен сегодняшнему ученику чтобы собственное знание незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в набольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке,

на уроке формируются процессе такой систематической работы регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

Специфика нашего предмета заключатся в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информациям, выработке приемов и достижению обратной связи, Большое значение в вопросах активизации и мест формулирование темы, Из опыта знаю, что проблемное и броское название устранят волнообразнее стиля урока, повышает интерес учащихсяобедаили поражение Герасима?», «Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала»-это рассказ о жестокости или о любви?» и др

Проектные технологии позволяют решать задачи формированная интеллектуальных умений и творческого развития детей. Проекту является действенным средством вовлечения в урочную и внеклассную работу большинства Учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у Школьников интереса к самостоятельному изучению произведения путем чтения критической, научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.

Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей проявляется интерес к новым знаниям. В учебнике «Литература» 5 класса (по ред. В.Я. Коровиной) предусмотрены задания в рубрике «Проект». Так, после изучения творчества И.А. Крылова был проведен урок-конкурс по инсценировке басен. При изучении творчества А. Погорельского обучающиеся подготовили Электронную презентацию «Иллюстрации к сказке «Черная курица, или Подземные жителю». Старшеклассники прич изучении романа И.С. Тургенева выполняли коллективный проект «Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем». Одиннадцатиклассники подготовили коллективный проект по теме «Интеллигенция и революция в прозе 1920-х годов» и другие работы.

На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно- ориентированного обучения н самостоятельной работы учащихся