* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

УДК 378

ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.В. Борисюк,

к.б.н., доц., доц. кафедры ботаники и экологии,

ГОУ ВПО «ДонНУ»

Ю.С. Односум

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа № 3 города Кировское»

Аннотация. Целью современного начального образования является всестороннее развитие личности младшего школьника. Для реализации этой цели важным является формирование наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы) как необходимого личностного качества. В статье даны определения понятий «фенология», «фенологические наблюдения», «наблюдательность», а также описаны требования к организации фенологических наблюдений и правила регистрации явлений природы. Фрагментарно затронуты некоторые аспекты методики проведения фенологических наблюдений. Отмечены преимущества учебного предмета «Окружающий мир» в организации фенологических наблюдений и формировании с их помощью наблюдательности у младших школьников.

Ключевые слова: фенология, фенологические наблюдения, наблюдательность, младший школьник, учебный предмет «Окружающий мир».

Общеизвестно, что воспитать у обучающихся ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой.

Проведение наблюдений в процессе изучения окружающего мира оказывает влияние на развитие личности, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний [1, 2].

Организация наблюдений в естественной среде не требует особой подготовки и оборудования. Каждый год в природе происходят сезонные изменения, в связи, с чем изменяется и состав среды. Фенотипические наблюдения – это один из наиболее доступных и увлекательных методов проведения групповых и массовых работ.

Изучением закономерностей сезонного развития природы занимается особая наука – фенология. Это изучение периодических событий в биологических жизненных циклах и того, как на них влияют сезонные и межгодовые изменения климата, а также факторы среды обитания. Все явления природы, наблюдаемые в связи с изменением климатического режима в течение года, называются периодическими или сезонными, а наблюдения за этими явлениями – фенологическими [3].

Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием естественнонаучного образования учащихся. Примеры включают дату появления листьев и цветов, первый полет бабочек, первое появление перелетных птиц, дату окраски и опадание листьев, даты откладки яиц птиц и земноводных и т.д. [4].

Поскольку многие такие явления очень чувствительны к незначительным изменениям климата, особенно к температуре, фенологические записи могут быть полезным показателем температуры в исторической климатологии, особенно при изучении изменения климата и глобального потепления. Например, записи урожая винограда в Европе были использованы для восстановления данных летних температур вегетационного периода более 500 лет назад. Помимо предоставления более длительного исторического базового уровня, чем инструментальные измерения, фенологические наблюдения обеспечивают высокое временное разрешение текущих изменений, связанных с глобальным потеплением [4].

Изменение климата уже меняет период весеннего распускания листьев и цветения деревьев, кустарников и виноградных лоз в экосистемах умеренного пояса, что имеет серьезные последствия для экосистемных процессов и взаимодействие между видами. Весеннее потепление является одним из основных факторов, способствующих распусканию листьев у растений, а условия потепления и более раннее распускание листьев удлиняют вегетационный период, меняя характер поглощения углекислого газа и накопление биомассы, а также изменение конкурентных взаимодействий между видами деревьев и кустарников [4]. Фенологические сдвиги и связанные с ними изменения экосистем будут прогрессировать в ближайшие десятилетия по мере того, как климатические условия будут продолжать меняться.

Организация фенологических наблюдений начинается с выбора участка и маршрутов наблюдений. Участок для наблюдений должен отвечать следующим требованиям:

1) удобство для посещения в течение многих лет, т.е. данный участок и маршрут его посещения должен располагаться в непосредственной близости от наблюдателя

2) типичность участка для данной местности

3) древесные и травянистые растения на участке должны быть представлены не одиночными экземплярами, а достаточно большими группами (не менее 5-10 шт) [5].

При регистрации фенонаблюдений необходимо соблюдать такие правила:

1. Записи нужно вести в записной книжке простым карандашом. Записывать шариковой или гелевой ручкой нельзя, так как при намокании текст пропадает.

2. Регистрация наблюдения должна проводиться в ходе их наблюдения.

3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.

4. В дневнике по каждому выходу после указания даты и часов наблюдения следует отмечать:

- состояние погоды и явления в неживой природе;

- изменения в растительном и животном мире.

5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.

6. Записи должны быть как можно более полными, с пояснениями, для того чтобы и через много лет их можно было легко прочесть и понять [6, 7].

Все чаще ученые проводят эксперименты на спящих почках древесных растений в качестве альтернативы диким растениям в полевых условиях. Эксперименты с использованием спящих почек в лаборатории предоставляют альтернативный метод количественной оценки факторов окружающей среды, которые влияют на время распускания листьев, время цветения и на другие весенние явления. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на многие процессы, влияющие на реакцию растений при изменении климата. Использование спящих почек открывает уникальные возможности для исследований изменения климата и экологии и, вероятно, расширится в ближайшие годы. Данный метод не новшество, люди с давних времен срезают ветки с древесных растений и подвергают их воздействию высоких температур, чтобы распустились и зацвели. Например, был народный обычай срезать веточки вишни 4 декабря (день Святой Варвары), отнести их домой и посмотреть, как они цветут на Рождество. Сегодня тот же принцип использования веток или черенков применяется в садоводстве и экологии, изучить физиологию или поведение веточек и почек [8].

Метод веточек включает в себя вырубку дремлющих веточек с деревьев, кустарников и лоз в один день или с интервалами в течение зимы и ранней весны, размещение их в контейнерах с водой в контролируемых условиях и регулярную регистрацию распускания листьев, цветения или других явлений. До или после распускания листьев или цветения веточки могут быть отнесены к группам обработки для экспериментов, включающих температуру, мороз, влажность и многое другое. Недавние исследования с использованием этих методов показали, что требования к зимнему охлаждению и весеннему потеплению сильно влияют на время распускания листьев и цветения деревьев и кустарников. Виды, которые распускаются в начале сезона, имеют большую морозостойкость, чем более поздние виды [8].

Эта методология может быть расширена для исследования дополнительных факторов фенологии листопада, старения листьев осенью и других явлений и может быть полезным инструментом для обучения и информирования [8].

Развитие наблюдательности у обучающихся является одной из главных проблем современного образования. В рамках учебного предмета «Окружающий мир» данную проблему можно решить с помощью фенологических наблюдений. Они способствуют формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация. На основании обобщения ряда известных методичек изучена и систематизирована методика проведения фенологических наблюдений. Применяя задания с использованием фенологических наблюдений, учитель может привить интерес к своему предмету, к изучению окружающего мира, более того, сформировать исследовательские навыки у обучающихся [2].

Рассматривая «Окружающий мир» как учебный предмет, необходимо отметить, что он несет в себе безграничный развивающий потенциал, в том числе и для проведения фенологических наблюдений.

Многими авторами, которые работают над учебно-методическими комплексами, создаются условия для самопознания и саморазвития обучающегося, а так же учителя вносят свой вклад, разрабатывая свою методическую копилку, формируя тем самым зачатки научного мировоззрения, а так же знания, в которых нуждается каждый человек на протяжении всей жизни.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что предмет «Окружающий мир» имеет широкие возможности для реализации развития наблюдательности.

Специфика предмета «Окружающий мир» выражена в формировании наблюдательности и имеет следующие характеристики:

интегрированный характер (соединение природоведческих, обществоведческих, географических, исторических, химических, физических и других смежных дисциплин);

обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях;

дает возможность представления и ознакомления с естественными и социальными науками.

Главенствующей целью предмета «Окружающий мир» в начальном звене образования, является осмысление лично полученного опыта и приучение каждого обучающегося к рациональному, осознанному постижению окружающей действительности [9].

В наше прогрессивное время перед любой личностью каждый день встает множество неожиданно возникающих задач, часто к решению, которых не готов ни взрослый, ни ребенок. В любой неожиданно сложившейся ситуации умение наблюдать обязательно поможет человеку найти необходимое решение любой жизненной проблемы, задачи.

Формировать умения наблюдать (наблюдательность) необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, и продолжать формирование на более качественном уровне уже в первом классе, потому что именно в этом возрасте имеет место формирование качеств личности, от которых напрямую зависит успешность обучающегося в будущем.

Основные задачи образования в начальной школе:

формирование предметных и универсальных способов действий,

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач,

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной,

саморегуляции

.

Данные задачи, имеет смысл реализовывать в процессе обучения в целом, но именно предмет «Окружающий мир» имеет наибольшие возможности по формированию наблюдательности обучающихся, так как может быть представлен таким образом, что на уроке будут задействованы все органы чувств, что позволит более точно и целостно воспринять окружающую действительность или изучаемый объект [10, 11].

Также большое значение для формирования наблюдательности имеет то обстоятельство, что особое место в программе предмета занимают различные экскурсии и практические работы. Программа включает наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Все эти методы, являются благоприятной платформой для развития наблюдательности.

Рассмотрим развитие личностных характеристик младшего школьника в рамках предмета «Окружающий мир». Стандарт предъявляет к учебному курсу «Окружающий мир» следующие требования, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

сформированность

уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм

здоровьесберегающего

поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом

информационном пространстве) [12

].

Все вышеперечисленные личностные характеристики могут реализоваться не в полной мере, если в основе нет развитой наблюдательности, как базового качества личности.

К. Н. Сидорова, выделяет четыре уровня развития наблюдательности [5], таблица 1

Таблица 1. – Уровни развития наблюдательности

Уровни

Общая характеристика

Первый (очень низкий)

Обучающиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя, часто отказываются от помощи учителя, не способны синтезировать детали объекта, давать ему обобщенное название; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственной деятельности не проявляет.

Второй (низкий)

Обучающиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов. Интерпретирующая деятельность выражена слабо. Мотивация к наблюдению неустойчива.

Третий (средний)

Для обучающихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения, проявляется самостоятельность.

Четвертый

(высокий)

Обучающиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения. Интерпретация наблюдательности осуществляется на основе выделения существенных объектных связей.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, и предъявил требования к портрету выпускника начальной школы [12]:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

выполняющий

правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

способный

делать содержательные выводы на основе полученной информации.

Ещё одной особенностью ГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска и элементарного анализа информации.

Для предмета «Окружающий мир» особое значение имеют практико-ориентированные задания, такие как различные наблюдения, учебный эксперимент, при выполнении такого вида заданий у учеников развивается способность наблюдать, фиксировать данные своих наблюдений, строить гипотезы, сравнивать, систематизировать. Данные задания могут быть использованы как отдельный элемент поисковой деятельности, и как часть проектного метода, который в свою очередь будет развивать наблюдательность.

Познавательные задания помогают развивать мыслительные операции, делать выводы. Разбор решений таких заданий становится началом общей дискуссии, в ходе которой дети учатся прислушиваться к мнениям товарищей, приводить свои аргументы [10].

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение обучающимся следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

[35

]

.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Проанализировав цели и задачи предмета окружающий мир, мы видим, что большинство из них прямо или косвенно могут быть реализованы с помощью выполнения заданий, основанных на способности учеников наблюдать, а так же предусматривающих проведение наблюдений.

Для определения возможностей школьного предмета «Окружающий мир» в формировании наблюдательности младших школьников нами был проведён анализ заданий УМК А. А. Плешаков «Школа России» (с целью определить какие типы заданий на наблюдательность предлагаются в разных классах). В данном методическом комплексе представлено органичное единство природы, человека и общества. В методике обучения имеется отдельные задание на развитие наблюдательности. Например, сравнение: ученик поставлен в позицию, когда необходимо сравнить, а для этого нужно внимательно рассмотреть предлагаемые объекты и выделить существенные и несущественный признаки для сравнения, что является одним из главных элементов наблюдения.

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимые фенологические наблюдения в рамках предмета «Окружающий мир» предоставляют широкие возможности для развития наблюдательности обучающихся начальной школы. Данная необходимость заложена в требованиях образовательного стандарта и как следствие программа предмета содержит в себе задания направленные на последовательное развитие наблюдательности обучающегося.

Список литературы

[1] Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками [Текст] / Ю. А. Барышева // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 36-40.

[2] Букатина, Н.А. Развитие наблюдательности в формировании наблюдений у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» [Текст] / Н. А. Букатина // Матер. IV Всероссийской научно-практ. конф. «Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития» (01-02 ноября 2019 года). – Москва: Перо. – С. 310 – 314.

[3] Федотова, В.Г. Основы фенологии. Ч. 1. Теоретический курс [текст] / В.Г. Федотова. – СПб.: СПбГЭТУ«ЛЭТИ», 2002. – 39 с.

[4] Фенология [Электронный ресурс] // Планета и человек: изобретения, открытия, гипотезы. - http://bioecolog.ru/slovar/enc-r-ya/f/1988-fenologiya

[5] Сидорова, К. Н. Наблюдательность, как фактор развития важных психических функций обучающихся [Электронный ресурс] // Педагогика. 2016. URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3132 (дата обращения:05.02.2022).

[6] Адельмурзина, И.Ф. Особенности проведения фенологических наблюдений в природе в осеннее время года со школьниками [Текст] // И. Ф. Адельмурзина, К. М. Галиев, И. Ю. Леша//ЦИТИСЭ. – 2021. - № 3(29). – С. 35-47.

[7] Аквилева, Г.Н. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека: пособ. для учащихся 3-го кл. нач. шк. [Текст] / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина – Москва: Просвещение, 1990. – 31 с.

[8] Линкосало, Т. Сравнение фенологических моделей распускания листовых почек и цветения бореальных деревьев с использованием независимых наблюдений [текст] / Т.  Линкосало, Н. К. Лаппалайнен, П. Хари //Физиология деревьев. – 2008. – №28. – С. 106-115.

[9] Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования [Текст] / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва: Академия, 2015. – 336 с.

[10] Богомолова, Е.А. Развитие наблюдательности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира [текст] / Е.А.Богомолова // Сборник статей V Междунар. научно-практ. конф. «Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования» (23 декабря 2019 года). – Пенза: Наука и просвещение. – С. 281 – 283.

[11] Бурова, Л. И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе [Текст] / Л. И. Бурова. – М.: ГИТИС, 2009. – 25 с.

[12] Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13 августа 2020 года № 3999. – 57 с. .