?ЮНЫЙ ПАТРИОТ РОССИИ? Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, силовых структур, средств массовой информации. Происходящие процессы выдвинули ряд значимых и качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного и демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это вызывает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоконравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых огромная роль принадлежит воспитанию чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите. Вопросы патриотического воспитания детей и молодежи нашли свое отражение в одном из основополагающих документов - Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в которой объединены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящую четверть века. Социальный заказ государства на воспитание человека-патриота имеет место и в других важнейших документах – Концепции модернизации Российского образования, государственной программе ?Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации?. Для сегодняшней России вопрос патриотического воспитания – один из самых болезненных, но без его конструктивного решения многие другие задачи развития страны невозможно решить приемлемым образом. В этой связи значительно возрастает роль образовательных учреждений, в которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту с оружием в руках. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Во многих регионах России, в том числе и нашем, сохраняя лучшие традиции в организации и проведении ?Зарницы?, ?Орленка?, с учетом местных условий и традиций проводятся военно-спортивные игры. Сегодня стало необходимостью создание и работы детско-юношеских организаций, центров, кадетских корпусов, клубов и объединений военно-патриотической направленности. Ведь именно на занятиях в этих коллективах подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специфические профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, психику, физическое развитие, учащихся. Поэтому оно должно включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку. Только совместная работа по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, в комплексе, в единстве всех его составных частей, совместными усилиями органов государственного управления, а также образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных Сил РФ, других силовых структур может достичь оптимального результата. Одним из звеньев такой работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в нашем городе может стать военно-патриотический клуб ?Юный патриот России?. Концепция функционирования клуба в рамках учреждения дополнительного образования основывается на личностно-ориентированном подходе и на современных представлениях о предметном характере образовательной деятельности и ее значении для психологического и личностного развития ребенка. Патриотическое воспитание в клубе строится на следующих принципах: воспитания в процессе общественной деятельности, связи с жизнью и трудом; использования исторического опыта защиты Отечества; соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям обучающихся; воспитания личности в коллективе и через коллектив; уважения к личности обучающегося в соответствии с разумной требовательностью и индивидуального подхода к ней; единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий; соответствия воспитания условиям военной службы. В военно-патриотическом воспитании широко используются методы убеждения, личный пример, а также игровые и творческие методы. Цель программы клуба: патриотическое и нравственное воспитание, морально-психологическая, начально-военная и физическая подготовка детей и подростков, основы безопасности жизнедеятельности, предметно-практическая деятельность. Задачи: организация воспитательной работы, содействующей пробуждению в ребенке любви к Отечеству, осознанию этого чувства, отождествлению себя с соотечественниками как части и целого; повышение в процессе воспитания дисциплины и исполнительности; выработка и повышение физической выносливости; формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации и военным профессиям; закрепление у детей и подростков знаний по истории Отечества, истории Российской армии; воспитание у ребят взаимовыручки и товарищеской поддержки. Основные направления деятельности клуба: Военно-историческая подготовка: Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в военно-патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. Содержание данного блока может включать: Изучение истории малой Родины; краеведение, изучение сегодняшнего дня Чукотки; восстановление истории рода, семьи, составление ?генеалогического древа?; нахождение своих корней (для коренного населения), в том числе живущих по обе стороны Берингова пролива; возрождение народных традиций и народного творчества; Экологическая деятельность (наведение порядка, благоустройство территории). Изучение ратной истории России и Советского Союза, истории их Вооруженных Сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота; изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества; изучение боевого пути воинских частей и соединений; реконструкцию исторических событий; Увековечение памяти российских и советских воинов; Изучение истории научных открытий. Создания оружия и военной техники; Изучение военной символики и формы. Общегражданская подготовка: формирование активной жизненной позиции, неравнодушия к тому, что происходит рядом; освоение опыта ответственного лидерства; ориентация на само- и взаимопомощь в противовес социальному иждивенчеству; привитие умения находить, мобилизовывать внешние и внутренние ресурсы для решения проблем. формирование навыков культурного поведения и социальной адаптации Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности Каждый гражданин нашей страны, в том числе, и подросток в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и др.) должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Необходимость этого обуславливается сложными современными условиями окружающего нас мира. Поэтому основной целью данного блока является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и подготовка к действиям в ЧС и экстремальных условиях. В программу могут быть включены: Основы здорового образа жизни; начальная туристическая подготовка; Основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи Основы пожарной безопасности (пожарно-прикладной спорт); безопасность дорожного движения, основы безопасности на воде; в горах; на транспорте; Гражданская оборона (основы поведения и способы защиты в ЧС мирного и военного времени); Выживание в экстремальных условиях, в условиях автономного существования в природе; Основы безопасности в экстремальных ситуациях криминогенного характера; Основы поисково-спасательных работ. Прикладная физическая подготовка: Прикладная физическая подготовка занимает важное место в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков. Ее целью является обеспечение физической готовности человека к действиям в ЧС и экстремальных условиях, в том числе и в боевой обстановке (действительности). Содержание прикладной физической подготовки может включать: Силовая подготовка (силовые упражнения, упражнения на снарядах, занятия на тренажерах; преодоление препятствий; передвижение по пересеченной местности); Изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля; Изучение разнообразных видов самообороны. Подготовка по основам военной службы: Подготовка по основам военной службы ориентирована на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях; готовности осознанно выполнять свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках. Содержание этого блока включает изучение: Правовых основ военной службы ; Огневую подготовку; Строевую подготовку; Тактическую подготовку. Основы военно-технической и специальной подготовки: Прогресс науки и техники оказывает глубокое и всестороннее влияние на развитие военного дела, оружия и боевой техники, организационную структуру армии и флота, способы и формы боевых действий. Это предъявляет новые, более высокие требования к морально-психологическим и боевым качествам, общеобразовательной и технической подготовке личного состава Вооруженных Сил. Цель данного раздела подготовки: сформировать представление о назначении боевой техники, используемой в различных родах войск современных Вооруженных Сил РФ, готовность освоить военно-техническую специальность, профессиональная ориентация. Поэтому в данный блок включены: Моделирование боевой техники; Радиодело и информатика; Мото-автодело и картинг; Парашютно-десантная подготовка; Кодекс этических и моральных принципов. Статья 1. Основные понятия Этика – наука, которая анализирует нравственное состояние общества и предлагает решения по обновлению моральных ориентиров общества. Различают этику общечеловеческую (универсальную и профессиональную). Мораль от лат. ?нравственный? - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует систему поведения человека в общественной жизни. Мораль это то, что должен делать человек, что бы соответствовать нормам поведения. Нравственность – правила определяющие поведение, выполнение этих правил; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Воспитание – целенаправленное воздействие на разум, чувство и волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а так же соответствующих навыков поведения. Статья 2. Важнейшие категории этики: Добро и зло Совесть Ответственность Справедливость Долг Достоинство Скромность Благородство Статья 3. Основные принципы: Дорожить честью своей родины Уважать своих родителей Слушать старших Помогать близким Заниматься самообучением Быть гуманным Быть справедливым Быть скромным и благородным Быть уравновешенным Быть пунктуальным Быть любезным, доброжелательным и приветливым Следить за внешним обликом Быть грамотным Эмерсон: ?Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований?.
Юный Патриот России