ЗАИКАНИЕ Часто встречающимся нарушением речи является заикание. По данным авторов, как советских, так и зарубежных, заикаются около 2% всех детей. И. А. Сикорский назвал заикание “детской болезнью”, подчеркивая этим, что начало возникновения заикания относится ко времени формирования речи у ребенка (между двумя — пятью годами). Большинство авторов связывает начало заикания с возникновением фразовой речи. Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, плохим аппетитом и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или же вялость, апатичность. У некоторых детей одновременно с заиканием появляется страх речи, что приводит малыша к отказу от речи. У других страх речи развивается постепенно. Все указанные явления говорят о развитии у ребенка невроза, который приводит к своеобразному нарушению одной из основных функций речи — функции социального общения. У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить. Это часто бывает связано с сильным испугом. Ребенок плачет, а успокоившись, оказывается немым. Немота может продолжаться недолго, но все же длится иногда несколько дней. После нее ребенок начинает говорить с заиканием. У других детей заикание вначале бывает незначительным и нестойким, но с возрастом постепенно усиливается. Первое время родители даже не замечают нарастающего заикания или считают его баловством. Такое заикание часто возникает на фоне быстрой, беспорядочной, захлебывающейся речи. Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части периферического речевого аппарата: в дыхательной, голосовой или артикуляционной. Чаще всего судороги появляются в начале слова или даже фразы. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические. Клонические судороги проявляются в речи легким, но многократным повторением одного и того же слога (обычно начального слога слова); тонические судороги проявляются в речи длительной остановкой в начале слова (длительность их от нескольких секунд до одной минуты). Слова при этом как бы с усилием выталкиваются заикающимся. В результате и тех и других судорог нарушается плавное течение речи. Темп речи оказывается своеобразно измененным: чаще всего заикающийся говорит быстро, но быстрый темп прерывается вынужденными паузами, в результате произношение того или иного речевого абзаца может оказаться замедленным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание. По характеру судорог оно делится на клоническое, тоническое и смешанное (клоно-тоническое или тоно-клоническое—по преобладающему характеру судорог) По месту судорог отличают дыхательную, голосовую и артикуляторную формы Иногда, начавшись в одном отделе речевого аппарата, судорога распространяется и на другие. Чаще всего наблюдаются судороги мышц губ и языка. Развитие заикания характеризуется появлением новых симптомов помимо судорог в области речевого аппарата, вызывающих заикливую речь, появляются судорожные движения в Других мышцах тела, которые также являются непроизвольными, насильственными и называются сопутствующими. Физиологический механизм сопутствующих движений во время речи связан с иррадиацией возбудительного процесса, захватывающего более широкие отделы двигательной зоны. Сопутствующие движения могут носить разнообразный характер: одни заикающиеся откидывают голову, другие—наклоняют ее, третьи—закатывают глаза. Приходится наблюдать у заикающихся гримасы лица, но в большинстве случаев насильственные движения происходят в области мышц лица, шеи и рук. Страх перед насмешками окружающих заставляет заикающегося пытаться бороться со своим заиканием; заикающийся начинает применять самые разнообразные уловки. Это могут быть двигательные или так называемые вспомогательные движения и речевые уловки. В отличие от сопутствующих движений, двигательные уловки являются произвольно употребляемыми движениями, при помощи которых заикающийся пытается облегчить себе произнесение трудного звука, трудного слова, а иногда и скрыть свое затруднение от собеседников, быстрый темп речи, тихий голос, нечеткое произношение — это также попытки заикающегося сделать незаметным свое заикание. Вспомогательные движения носят очень разнообразный характер одни сжимают кулаки, другие одну руку, некоторые притопывают, переступают с ноги на ногу, стараются к чему-нибудь прислониться и т. п. С возрастом появляются более сложные уловки, в частности речевого характера: покашливание перед трудным звуком, словом, произнесение дополнительных, так называемых сорных, зву ков и слов (а, э, ну, вот и т п ), замена трудных слов более легкими, что приводит иногда к искажению смысла того, что заикающийся хотел сказать Пользование многочисленными уловками иногда помогает заикающемуся сделать свою речь более плавной, но загружает его психику постоянным лавированием между своими трудными словами и звуками и изобретением способов избежать их. Таким образом, чисто внешняя симптоматика начальных этапов заикания постепенно осложняется. Один из характерных признаков невротического заикания — неустойчивость и изменчивость всей сложной симптоматики заикания: ребенок то тяжело заикается, то может говорить совершенно нормально Эти изменения связаны с разнообразными обстоятельствами. Наедине заикающийся никогда не заикается, присутствие других людей действует на него по-разному с окружающими, которых он не стесняется, говорит хорошо, с теми, которых он стесняется, его речь меняется в худшую сторону. Речь заикающегося связана с его общим состоянием. Так, во время экзаменов, которые утомляют и нервируют, заикание обычно усиливается. Наблюдается зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни. Формы вышеописанной симптоматики также непостоянны и изменчивы, сегодня заикающийся утверждает, что ему труден звук д, через неделю трудными звуками оказываются т и д, сегодня трудно произнесение слова три, а завтра других слов. Меняются и уловки, к которым он прибегает, чтобы скрыть свое заикание Первичное обследование заикающегося проводится на фоне развернутого логопедического обследования, но требует выявления некоторых данных, имеющих особое значение в структуре заикания. Дополнительные пункты в обследовании заикающихся. 1 В каком возрасте возникло заикание. 2. На каком уровне была речь к этому времени в отношении звукопроизношения, словаря, фразовой речи и пользования различными видами речи 3 С чем связывают возникновение заикания. 4 Характер первых проявлений заикания, сразу тяжелое или незаметно развивающееся. 5 Наблюдалось ли изменение характера с началом заикания 6 Наблюдалась ли периодичность заикания 7 Лечился ли заикающийся (когда, где), каковы были результаты лечения. 8 Были ли рецидивы, с чем были связаны, в частности последний рецидив 9 Состав семьи заикающегося 10. Речь членов семьи (темп речи, заикание) 11. Отношение к заикающемуся (в семье, в детском саду, в школе, на работе). 12. Характер заикающегося: жизнерадостный, унылый, активный, пассивный, смелый, общительный, замкнутый, боязливый, застенчивый, устойчивый, целенаправленный, неустойчивый. 13. Форма заикания: тоническое, клоническое, тоно-клоническое, клоно-тоническое. Характер судорог: дыхательные, голосовые, артикуляторные. 14. Выраженность страха речи. 15. Сопутствующие движения. 16. Уловки (двигательные, речевые). 17. Пользуется ли развернутой речью В зависимости от причин возникновения заикание может быть функциональным и органическим. Наибольшее количество случаев заикания относится к функционально обусловленным — логоневрозам, и только у небольшой части заикающихся обнаруживается органическая неврологическая симптоматика. В этих случаях заикание часто только один из симптомов другого органического речевого нарушения—дизартрии или моторной алалии, еще более осложняющее их течение и логопедическую работу Понимание природы функционального заикания (его этиологии и патогенеза) претерпело значительные изменения. Несмотря на большую давность первых сведений о заикании (в сочинениях Плутарха во II веке нашей эры, где описано заикание великого оратора Греции Демосфена и способ преодоления его), понимание его сущности и методов преодоления до сих пор вызывает много разногласий. До конца XVI в. проблема заикания не выходила за рамки элементарного понимания этого недуга как проявления или общего заболевания организма (Гиппократ, Гален) или неправильного анатомического строения органов речи. В результате такого понимания заикания лечение его было терапевтическое (медикаментозное) и хирургическое. Так, хирург Диффенбах в 1841 г. рекомендовал насечки на языке, прижигание и подрезывание его подъязычной связки. Одновременно стало развиваться и новое методическое направление — преодоление заикания при помощи соответствующих упражнений, так называемый дидактический метод. Среди создателей этого направления следует назвать американского педагога Ли, предложившего систему голосовых упражнений; французского врача Коломбо, автора системы также голосовых упражнений. Рекомендовалась система дыхательных упражнений и артикуляционных. Необходимо отметить ранние работы русских авторов. Так, в 1838 г. вышла брошюра Христофора Лагузена, в которой автор указывал на необходимость применения не только упражнений, но и приемов психотерапевтического характера. В 1889 г. вышла классическая работа русского психиатра И. А Спкорского. Эта работа до сих пор не потеряла своего значения. В ней впервые было указано па связь заикания с периодом становления речи у ребенка. Автор рассматривает заикание как особую форму невроза. Многие авторы связывали заикание с наследственными недостатками и даже с признаками вырождения (Э. Фрешельс, И. А. Сикорский, Д. Г. Неткачев). Эти взгляды бытуют в работах некоторых ученых за рубежом и в настоящее время. Наследственный фактор имеет место в возникновении заикания, но значимость его еще требует дальнейшего, более подробного изучения. В настоящее время установлено, что по наследству передается не заикание, а некоторое предрасположение к судорожным реакциям (невропатичный фон) с возможной слабостью второй сигнальной системы. Со второй половины XIX в. большинство авторов стало понимать заикание как невроз, но само понятие невроза долгое время оставалось недостаточно ясным. В настоящее время механизм невроза стал рассматриваться с точки зрения учения И. П. Павлова. Этой точки зрения придерживается большинство советских авторов. По учению И. П. Павлова, причины неврозов следующие: а) перенапряжение раздражительного процесса; б) перенапряжение тормозного процесса и в) перенапряжение подвижности нервных процессов. В результате в коре мозга могут появляться изолированные больные пункты, причем эти пункты нельзя понимать как строго очерченные анатомические участки, а только как динамические п структурные комплексы. В связи с этим ослабляются регулирующие действия коры на подкорковые образования. Расстройство корково-подкорковых взаимоотношений и определяет возникновение судорожной речи. Если иметь в виду повышенную возбудимость ребенка при относительной слабости его тормозных процессов и его склонность к судорожным реакциям, то станет понятной легкость возникновения срыва нервной деятельности. Эти явления прежде всего отражаются на наиболее уязвимой и ранимой области высшей нервной деятельности ребенка — на его речи, вызывая функциональные нарушения в деятельности речевой двигательной системы, координирующей речевые движения. Родители заикающихся детей в качестве причины возникновения заикания склонны выдвигать на первое место испуг, а в некоторых случаях и наследственность. В рассказах об обстоятельствах испуга, после которого началось заикание, фигурируют факты самой разнообразной значимости: грубая ссора в семье, наказание ребенка, гроза, крик петуха, приход незнакомого человека и т. п. Маленькие дети легко и часто пугаются под влиянием незнакомых и неожиданных явлений, но далеко не все начинают после этого заикаться, следовательно, должны быть еще какие то предпосылки, какая-то почва для того, чтобы заикание под влиянием испуга возникло и стало развиваться. Такой почвой является ослабленная нервная система ребенка, на значение которой при возникновении невроза указывал И П Павлов Слабость нервной системы может иметь постоянный характер как следствие неблагоприятных условий развития ребенка во внутриутробном периоде, природовых осложнений, алкоголизма родителей и других причин. Чаще наблюдается временное истощение нервной системы ребенка, которая может зависеть от физической его ослабленности после тяжелых инфекционных заболеваний или в связи с неблагоприятной бытовой обстановкой. Большое значение для нервной системы ребенка имеют условия его воспитания отсутствие правильного режима, частые наказания, запугивания, а также избалованность и изнеженность Задержки речевого развития ребенка так же влияют на возникновение заикания, как и перегрузка неокрепшей речи ребенка (и количественно и качественно), бесконечное чтение вслух, причем тексты читаемого часто не соответствуют уровню понимания ребенка, и требуется повторение даже легко запоминаемых стишков, сказок. Очень часто такая перегрузка имеет место в отношении детей, рано начавших говорить, так как не по возрасту развитая речь малыша дает повод окружающим забывать о его годах и о недостаточной зрелости его психики в целом Склонность дошкольника к подражанию требует правильных образцов. Быстрая, беспорядочная речь в семье мешает правильному развитию речи малыша, его речь также становится торопливой, захлебывающейся, нечеткой, словом, приобретает те навыки, которые позже обнаруживаются у него как основа его заикливой речи Таким образом, мы видим, что взаимное переплетение различных влияний создает ту основу, на которой самый незначительный испуг может вызвать возникновение заикания. В зависимости от причин возникновения заикание может быть функциональным и органическим. Наибольшее количество случаев заикания относится к функционально обусловленным — логоневрозам, и только у небольшой части заикающихся обнаруживается органическая неврологическая симптоматика. В этих случаях заикание часто только один из симптомов другого органического речевого нарушения—дизартрии или моторной алалии, еще более осложняющее их течение и логопедическую работу Понимание природы функционального заикания (его этиологии и патогенеза) претерпело значительные изменения. Несмотря на большую давность первых сведений о заикании (в сочинениях Плутарха во II веке нашей эры, где описано заикание великого оратора Греции Демосфена и способ преодоления его), понимание его сущности и методов преодоления до сих пор вызывает много разногласий. До конца XVI в. проблема заикания не выходила за рамки элементарного понимания этого недуга как проявления или общего заболевания организма (Гиппократ, Гален) или неправильного анатомического строения органов речи. В результате такого понимания заикания лечение его было терапевтическое (медикаментозное) и хирургическое. Так, хирург Диффенбах в 1841 г. рекомендовал насечки на языке, прижигание и подрезывание его подъязычной связки. Одновременно стало развиваться и новое методическое направление — преодоление заикания при помощи соответствующих упражнений, так называемый дидактический метод. Среди создателей этого направления следует назвать американского педагога Ли, предложившего систему голосовых упражнений; французского врача Коломбо, автора системы также голосовых упражнений. Рекомендовалась система дыхательных упражнений и артикуляционных. Необходимо отметить ранние работы русских авторов. Так, в 1838 г. вышла брошюра Христофора Лагузена, в которой автор указывал на необходимость применения не только упражнений, но и приемов психотерапевтического характера. В 1889 г. вышла классическая работа русского психиатра И. А Спкорского. Эта работа до сих пор не потеряла своего значения. В ней впервые было указано па связь заикания с периодом становления речи у ребенка. Автор рассматривает заикание как особую форму невроза. Многие авторы связывали заикание с наследственными недостатками и даже с признаками вырождения (Э. Фрешельс, И. А. Сикорский, Д. Г. Неткачев). Эти взгляды бытуют в работах некоторых ученых за рубежом и в настоящее время. Наследственный фактор имеет место в возникновении заикания, но значимость его еще требует дальнейшего, более подробного изучения. В настоящее время установлено, что по наследству передается не заикание, а некоторое предрасположение к судорожным реакциям (невропатичный фон) с возможной слабостью второй сигнальной системы. Со второй половины XIX в. большинство авторов стало понимать заикание как невроз, но само понятие невроза долгое время оставалось недостаточно ясным. В настоящее время механизм невроза стал рассматриваться с точки зрения учения И. П. Павлова. Этой точки зрения придерживается большинство советских авторов. По учению И. П. Павлова, причины неврозов следующие: а) перенапряжение раздражительного процесса; б) перенапряжение тормозного процесса и в) перенапряжение подвижности нервных процессов. В результате в коре мозга могут появляться изолированные больные пункты, причем эти пункты нельзя понимать как строго очерченные анатомические участки, а только как динамические п структурные комплексы. В связи с этим ослабляются регулирующие действия коры на подкорковые образования. Расстройство корково-подкорковых взаимоотношений и определяет возникновение судорожной речи. Если иметь в виду повышенную возбудимость ребенка при относительной слабости его тормозных процессов и его склонность к судорожным реакциям, то станет понятной легкость возникновения срыва нервной деятельности. Эти явления прежде всего отражаются на наиболее уязвимой и ранимой области высшей нервной деятельности ребенка — на его речи, вызывая функциональные нарушения в деятельности речевой двигательной системы, координирующей речевые движения. Родители заикающихся детей в качестве причины возникновения заикания склонны выдвигать на первое место испуг, а в некоторых случаях и наследственность. В рассказах об обстоятельствах испуга, после которого началось заикание, фигурируют факты самой разнообразной значимости: грубая ссора в семье, наказание ребенка, гроза, крик петуха, приход незнакомого человека и т. п. Маленькие дети легко и часто пугаются под влиянием незнакомых и неожиданных явлений, но далеко не все начинают после этого заикаться, следовательно, должны быть еще какие то предпосылки, какая-то почва для того, чтобы заикание под влиянием испуга возникло и стало развиваться. Такой почвой является ослабленная нервная система ребенка, на значение которой при возникновении невроза указывал И П Павлов Слабость нервной системы может иметь постоянный характер как следствие неблагоприятных условий развития ребенка во внутриутробном периоде, природовых осложнений, алкоголизма родителей и других причин. Чаще наблюдается временное истощение нервной системы ребенка, которая может зависеть от физической его ослабленности после тяжелых инфекционных заболеваний или в связи с неблагоприятной бытовой обстановкой. Большое значение для нервной системы ребенка имеют условия его воспитания отсутствие правильного режима, частые наказания, запугивания, а также избалованность и изнеженность Задержки речевого развития ребенка так же влияют на возникновение заикания, как и перегрузка неокрепшей речи ребенка (и количественно и качественно), бесконечное чтение вслух, причем тексты читаемого часто не соответствуют уровню понимания ребенка, и требуется повторение даже легко запоминаемых стишков, сказок. Очень часто такая перегрузка имеет место в отношении детей, рано начавших говорить, так как не по возрасту развитая речь малыша дает повод окружающим забывать о его годах и о недостаточной зрелости его психики в целом Склонность дошкольника к подражанию требует правильных образцов. Быстрая, беспорядочная речь в семье мешает правильному развитию речи малыша, его речь также становится торопливой, захлебывающейся, нечеткой, словом, приобретает те навыки, которые позже обнаруживаются у него как основа его заикливой речи Таким образом, мы видим, что взаимное переплетение различных влияний создает ту основу, на которой самый незначительный испуг может вызвать возникновение заикания. Приложение 12 СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА Са? Ра? Па? Та? Ва? Да? Ма? ша? са? ра? па? та? Ва? да? ма? Шу? со? ро? па? то? Во? ДО? ма? шу? Со? Ро? по? То? Во? Ду? МО? жа? су? РУ? "У? ту? ву? ду? му? лы? сы? ры? пы? ты? Вы? ды? мы? лу? ра? ро? Ро? РУ? Ры? ла? ло? Лу? На? на? но? ну? Ны? цо? цы? ца? за? зо? Зо? зу? Зы? ха? хо? жу? Бо? ба? ба? бо? Бу? бы? Га? га? Ка? ка? ко? ко? ку? Ко? го? гу?
Заикание