Статья: «Закономерности формирования подвижных навыков у детей

дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте деятельность ребёнка становится более разнообразной, усовершенствуются движения руки, связанные с использованием различных инструментов в процессе работы (ножницы, карандаш, кисточка и др.). Как отмечает Д. Б. Эльконин, «в дошкольном возрасте перестроение движений и действий ребёнка состоит в том, что они начинают практически использоваться, контролироваться и регулироваться самим ребёнком на основе представления о будущем действии в условии его выполнения» [6].

Исполнение задуманного, планомерное достижение нужного результата деятельности возможно при наличии навыков.

Навыки- это автоматизированные действия, что сначала вырабатываются целенаправленно, осознанно, а дальше функционируют автоматично[2].

С физиологической точки зрения, автоматизация- это переключение регулирования движений, с помощью которых осуществляется действие: с высших нервных центров на низшие, то есть со зрительной регуляции на мышечную.

Учёные выделяют два вида автоматизации: первичную и вторичную. Первичные автоматизированные действия- это действия, которые возникают независимо от осознанного намерения и осуществляются без осознанного контроля (это рефлекторные реакции и привычки). Их нужно отличать от навыков. Физиологической основой навыков является учение И. Павлова о возникновении временных нервных связей в коре головного мозга.

Следовательно, овладение двигательными навыками, в частности графическими, и есть образование временных нервных связей в коре головного мозга ребёнка. Такое понимание навыков и физиологического процесса их автоматизации поможет установить механизм формирования графических навыков в процессе подготовки руки ребёнка к письму. Развитие движений и формирование двигательных навыков зависит как от созревания нервно- мышечного аппарата ребёнка, так и от содержания и методики деятельности на определённом возрастном этапе. Чтобы формирование новых двигательных навыков у детей происходило успешно, нужно «чтобы моторное обучение выделилось для неё в самостоятельную задачу»[3]

Графические навыки носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть подвижная часть- движение руки- и сенсорная: восприятие движения и осуществления контроля над ним. Контроль за движениями может быть зрительным и кинестетичным [2]. По словам П. Горфункель, письмо не обычный двигательный акт, которым руководит узко ограниченный участок мозга, а сложный, в осуществлении которого принимают участия ряд функционально взаимосвязанных зон коры, что функционально взаимосвязаны между собой [1].

Лобные доли являются моторным центром письма, от них зависит последовательность и темп письма. Психологи отмечают, что до 6 лет у ребёнка ещё недостаточно развиты лобные доли коры мозга, что значит затрудняет процесс письма.

На первых этапах формирования графических навыков ведущая роль принадлежит зрительному контролю. Если нарушается зрительный контроль, мгновенно возникают ошибки: искривление линии, выход за пределы линии, контура и т. п. Постепенно с формированием навыка зрительный контроль уступает мышечному. Хотя в процессе формирования навыков письма нельзя исключить зрительный контроль, поскольку упражнения по подготовки руки ребёнка к письму, как написание элементов букв и самих букв требуют постоянного зрительного контроля, чтобы не выйти за пределы линии тетради т. п. Поэтому в процессе овладения навыками письма необходимо взаимодействие зрительного и кинестетического контроля.

Следовательно, механизм формирования зрительных навыков является осознанность выполнения движения на начальном этапе, постепенная автоматизация действия со сбережением доли его осознания. Сознательное выполнение двигательных навыков сначала осуществляется зрительным контролем, с их автоматизацией увеличивается роль кинестетического контроля, а в дальнейшем происходит взаимодействие зрительного и мышечного контроля [5].

По данным физиологии, нервная система и нервно- мышечный аппарат ребёнка в 6 лет уже сформированы, как у взрослого человека. После 5- 6 лет у детей в коре головного мозга по закону образования условных рефлексов образуются условно- рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возрастает роль слова в формировании двигательных навыков. Последнее, в свою очередь повышает эффективность двигательного обучения, навыки приобретают осознанный и обобщённый характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, необходимое для своего нового навыка. Всё это даёт основание для формирования у детей старшего дошкольного возраста новых, более сложных двигательных навыков.

В основе овладения письмом также лежат двигательные навыки. Процесс формирования навыка письма можно разделить на четыре стадии. Дошкольный возраст считается «специфической» ориентировочной стадией, во время которой дети не знакомятся с графическими движениями и формами, приобретают графический опыт. От правильной организации этого опыта во многом зависит успех первых письменных упражнений в школе. В практике работы наблюдаются факты раннего проявления графической деятельности у детей. Действительно, дети рано тянутся к карандашу и бумаге. В дошкольных заведениях систематически проводят занятия по изобразительной деятельности, на которых дети усваивают графические навыки рисования.

Однако, графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма не одно и то же. Графические приёмы письма иногда противоположны приёмам рисования. Сопоставим некоторые навыки письма и рисования.

Навыки письма

Навыки рисования

Во время письма ребёнок держит

тетрадь под наклоном

1.Альбом для рисования всегда лежит прямо.

2.Ребёнок наклоняется над тетрадью.

2.Ребёнок сидит прямо,

3.Во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, ребёнок опирается рука на локоть правой руки, работают только пальцы, мелкие мышцы запястья, правая рука закрывает нижнюю часть тетради

3.Во время рисования правая рука не должна закрывать альбом, на неё нельзя опираться, она

должна быть совершенно свободна, легко держать карандаш и легко двигаться. Левая рука слегка придерживает альбом, на неё опирается ребёнок.

Следовательно, навыки правописания имеют свою специфику, свои трудности. Не менее сложны и графические навыки. Чтобы у ребёнка сформировались графические навыки, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит и тем, что воспроизводит (слово, звук). Чтобы написать только одно слово, ребёнок должен выполнить ряд операций: сделать анализ слога, слова, установить последовательность звуков в слове, уточнить звуковые фонемы, отделить их от слов, близких по звучанию, дифференцировать совпадение согласных, быстро «перешифровать» фонемы в графемы. Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок ориентируется в задании, насколько он умеет анализировать рисунок буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление.

В процессе письма образуются связи между элементами речи и движениями, необходимыми для их обозначения на письме. Именно во время образования этих связей ребёнок встречается с большими трудностями, которые сопровождаются сильной подвижностью руки, пальцев, запястья. Каждое звено руки может двигаться достаточно быстро и в разных направлениях. Чем подвижнее орган и чем большее количество его частей с высокой подвижностью участвует в выполнении движений, тем сложнее и разнообразнее оказываются сигналы, идущие с периферии к двигательному анализатору, и тем труднее обеспечить точность движений.

Психологи утверждают, чем выше подвижность органов, тем больше количество компонентов участвуют в выполнении движений, тем разнообразнее и более сложными оказываются сигналы, тем труднее обеспечить точность движений, поскольку случайные отклонения одного звена могут вызвать ещё более сильные отклонения других частей [5].

Именно таким подвижным органом и есть пишущая рука, которая направляет свои движения поочерёдно вверх- вниз, влево- вправо. Такие изменения положения руки закономерно вызывают изменения положения кисти, пальцев. Изменяется темп движений, чем быстрее выполняются движения, тем ярче выявляются отклонения. Форма, размер, наклон букв, движение руки на строке во время письма, отмечает Н. Скрипченко, требуют от ребёнка больших усилий, напряжение внимания и длительного времени для усвоения. Если же на первых этапах ребёнка ребёнок усвоит неправильный навык, в дальнейшем исправить его будет тяжело [4].

Движения руки тормозятся под влиянием внешних факторов: движение по инерции, масса самой руки, противодействие бумаге, одежде, то есть целый комплекс силовых взаимодействий, мешающих точному выполнению движения. Чтобы предотвратить отклонение руки, ребёнок невольно напрягает мышцы, рука теряет свою подвижность, возникают разные ошибки. Следовательно, чтобы ребёнок научился писать, он прежде всего должен научиться выполнять движения легко, свободно, без лишнего мышечного напряжения.

Особенности трудности письма состоят в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Выполнение движений контролируется и корректируется путём сопоставления результата в целях движения.

На начальных этапах овладения письмом, когда у ребёнка ещё отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Педагог пишет необходимую букву на доске, объясняет способ действия. Ребёнок следит зрением, мысленно анализирует структуру буквы, в коре головного мозга у него образуется модель буквенного знака, который нужно воспроизвести в тетради. Написание буквы в тетради так же сопровождается зрительным контролем, происходит зрительное сопоставление написанного с образцом и корректировка величины, формы, расположение буквы и её отдельных частей на линейке. Ребёнок имеет дело с пространственными отношениями, как справа, слева, вверху, внизу, под линией, на линии, посередине строки и т. п. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на отношение, координация движений руки, зрения даются ребёнку довольно трудно.

Условные рефлексы на пространственные сигналы образуются в несколько раз медленнее по сравнению с обычными условными рефлексами, поскольку они требуют различия сложных пространственных отношений. Итак, ребёнок должен ещё до школы приобрести определённый чувственный опыт пространственной ориентации, научиться управлять и корректировать свои движения. В овладении навыком письма, как и любым другим двигательным навыком, важное значение приобретают подготовительные упражнения. Основная цель таких упражнений, подготовить руку ребёнка к письму, сформировать двигательный стереотип, помочь ребёнку избавиться от тех трудностей, которые возникают на начальных этапах овладения навыками письма. Как свидетельствует анализ проведённых исследований (Н. Красногорский, А. Запорожец, Н. Пантина, Я. Неверович, М. Лисина, Д. Эльконин, Е. Гурьянов и др.) ребёнок старшего дошкольного возраста как в физическом, так и в психологическом отношении готов к восприятию новых видов ориентировочно- исследовательской деятельности и на её основе к усвоению более сложных двигательных навыков, к которым относится и навык письма.

Список литературы

1. Горфункель П. Л. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма. – Москва, 1953.

2. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. – Москва: Просвещение, 1970.

3. Красногорский Н. М. Труды по изучению ВНД человека и животных. – Москва: Медгиз, 1954. – С. 308

4. Скрипченко Н. Ф., Матвеева А. Н. Обучение письму в 1 классе. – Киев: Русская школа, 1989. – С. 6.

5. Филлипова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 1999.

6. Эльконин Д. Б. Детская психологи. - Москва, Учпедгиз, 1960. – С.266.